Файл: На тему Министерство финансов РФ (ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ)).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 История развития финансовой системы Российской Федерации
1.2 Понятие и функции современной финансовой системы Российской Федерации
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. История развития и структура Министерства финансов РФ
2.2. Организация деятельности Министерства финансов Российской Федерации
вВЕДЕНИЕ
В течении своей истории Министерство финансов имело, имеет и будет иметь самое важное значение в осуществлении финансовой политики государства. Еще несколько веков назад граф Канкрин, один из самых известных и самых выдающихся отечественных министров финансов, который занимал этот пост 21 год, весьма четко сформулировал: "Защита финансов - это защита жизненной силы существования государства" .
Финансовые взаимоотношения функционируют с момента становления государства. Финансовая деятельность представляет собой особую разновидность человеческих действий, которая имеет различный уровень обобщенности и отражающаяся в разных формах: в функциях государства, муниципальных учреждений, экономических субъектов, действующих на основании разных форм собственности, обусловленных существованием в обществе товарно-финансовых отношений и ориентированных на формирование, распределение и использование фондов финансовых средств.
Для реализации финансовой деятельности в России сформированы особые органы исполнительной власти. Большое значение в реализации финансовой деятельности принадлежит Министерству финансов РФ.
Среди специальных органов финансово-кредитной компетенции в особенности выделяется Министерство финансов РФ. Итак, оно обеспечивает осуществление единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в государстве, направляет деятельность в данной области других федеральных органов исполнительной власти, выпускает инструкции, методические указания и иные соответствующие документы по вопросам, касающимся организации финансовой деятельности. С целью увеличения результативности реализации своих задач и мер по оздоровлению экономики Минфин России имеет в составе центрального аппарата департаменты бюджетной политики, налоговой политики, межбюджетных взаимоотношений, макроэкономической политики и банковской функциональности и др.
Министерство финансов РФ производит внутренний контроль за применением бюджетных ресурсов основными распорядителями и получателями бюджетных средств, в частности организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц, которые получают гарантии Правительства РФ, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и бюджетные инвестиции. В некоторых условиях Министерство финансов РФ имеет право производить финансовый контроль за реализацией бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
На сегодняшний день перед министерством поставлен ряд важных государственных задач. Это - усовершенствование бюджетной системы, развитие бюджетного федерализма, концентрация денежных ресурсов на преимущественных направлениях общественно- экономического развития, разработка проекта и обеспечение реализации федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ. Минфин России управляет государственным внутренним и внешним долгом, осуществляет единую политику в области развития финансовых рынков, производит государственный финансовый и валютный контроль, страховой надзор. В компетенции министерства располагается обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, регламентирование аудиторской деятельности, участие в образовании и использовании государственных ресурсов драгоценных металлов и камней.
Цель представленной работы: исследовать роль и место Министерства финансов Российской Федерации в финансовой системе государства.
Для достижения поставленной цели в работе были разрешены следующие задачи:
1. изучить этапы становления, понятие и функции финансовой системы Российской Федерации;
2. изучить организацию деятельности министерства финансов Российской Федерации;
3. Провести анализ результатов деятельности Министерства в 2018гг. и рассмотреть задачи финансовой системы на 2019г.
Объектом исследования является Министерство финансов РФ как субъект финансовой системы.
Предметом исследования выступает совокупность законов, иных нормативных актов, определяющих правовое положение Минфина России, его полномочия, задачи и практическую деятельность на современном этапе.
Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основные принципиальные положения деятельности органов государственной власти. Правовой базой исследования являются также многочисленные федеральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений. Нормы финансового права, касающиеся Минфина России, содержатся в указах Президента РФ, в соответствующих постановлениях и распоряжениях Правительства РФ. Особое значение для регулирования деятельности Минфина России имеют положения о министерстве, департаментах, административные регламенты и инструкции, письма и другие документы Минфина России.
Глава 1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 История развития финансовой системы Российской Федерации
Финансы являются исторической категорией, содержание которой существенно изменяется с изменением общих условий воспроизводства.
В литературе выделяют следующие этапы становления и развития финансовой системы Российской Федерации:
1) Дворцово-вотчинная система управления (XII-XIV века);
2) Приказное управление (конец XV—XVII век);
3) Коллежское управление (XVIII век);
4) Министерское управление (XIX – XX век);
5) Современный этап[1].
Финансовая система в любой период истории государства представляет собой систему сбора, хранения и управления финансовыми средствами - казной, которые крайне необходимы для функционирования государства.
Зарождение казначейской системы произошло еще во времена Древней Руси. Специалисты считают, что первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель под влиянием завоевания татар.
В древних формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путём установления различных натуральных повинностей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. Основными расходами феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений. Основными доходами являлись поступления от государственного имущества, чеканка монет, рыночные пошлины, штрафы, военные завоевания, дань с покоренных народов, натуральные и денежные сборы и повинности, займы.
На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами монарха. Монархи распоряжались ресурсами страны как своей собственностью. Однако, уже на данном этапе стали появляться первые зачатки государственности, а также отдельные элементы сложной финансовой системы: страхование; налоги, сборы, пошлины и штрафы как основа бюджета; казна как фонд накопления денежных средств, а также займы как первоначало кредитной системы[2].
Расцвет приказной системы приходится на XVII в., но уже в конце XVII – начале XVIII в. эта система была упразднена Петром I и начался новый период развития финансовой системы России. Он тщательно изучал европейскую практику государственного управления во время посещения западных стран. В 1716 году Петр I послал в Швецию камералиста Генриха Фика для изучения устройства системы органов государственного управления. В 1717 году была проведена подготовительная работа и в 1718 году почти вся многочисленная, сложная, запутанная, бессистемная система приказов была заменена коллегиями – новыми органами управления[3].
В отличие от приказов, имевших, как правило, региональную компетенцию, коллегии имели общегосударственные полномочия, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Всего было создано 11 коллегий: Военная – ведала армией, Адмиралтейская – флотом, Юстиц-коллегия – законодательством: Мануфактур-коллегия – промышленностью и т.д. Коллегии были созданы по шведскому образцу, но с учетом российских условий. В каждую из них входил президент, вице-президент, советники, помощники, секретарь. Президент коллегии, как правило, был русским, а вице-президент иностранцем. Работа в коллегиях была четко организована в отличие от приказной запутанности и неразберихи. Петр искренне надеялся, что коллегиальная система не будет нести в себе старые пороки: произвол, злоупотребления, волокиту. Значительные изменения в сфере налогообложении произошли в годы правления Петра I (1682-1725гг.). К ним относятся:
- введение большого количества новых налогов;
- замена приказов коллегиями;
- замена подворного налогообложения подушным.
Очевидно, что огромное число реформ периода с XV по XVIII вв. положительным образом сказалось на становлении современной финансовой системы и стало отражением огромного векового опыта в финансовой политике России. В том числе, сделана попытка создать государственные учреждения, регулирующие деятельность в налоговой сфере, созданы первые коммерческие банки, изданы указы с перечислением сборов и налогов в пользу государства. С выделением государственной казны и полным отделением её от собственности монарха возникли государственные финансы, государственный бюджет и государственный кредит. Государственные финансы сразу же стали мощным рычагом первоначального накопления капитала. Таким образом, к концу XVIII века сложилась прочная правовая база и многовековой опыт, которые позволили выйти на новый этап реформирования.
XIX век характеризуется стремительным развитием и становлением кредитно-банковской сферы, бурной законотворческой деятельностью в сфере финансовой деятельности страны, значительным преобразованиям кредитных учреждений, созданием новых государственных кредитных учреждений, возобновлением и развитием страхования. Государственные реформы второй половины XIX в. внесли качественное изменение в экономическое развитие империи. Характерной особенностью бюджетной системы того периода можно отметить наличие двух бюджетов: обыкновенного и чрезвычайного. Модернизации неоднократно была подвержена также система налогов и сборов, которая прошла путь от податей до налогов, которые стали прототипами современных. Созданы министерства, в том числе Министерство финансов как основной орган, регулирующий финансовую деятельность в государстве с персональной ответственностью министра[4].
За период, начавшийся в советском союзе, и по настоящее время было принято огромное множество нормативно-правовых актов, регулирующих сферы страхования, кредитования, бюджетной системы, налогообложения. Взгляды на те или иные составляющие финансовой системы России менялись в зависимости от экономической ситуации в стране, от настроений в обществе и государстве в целом. Экономически сильная верхушка на первом этапе стремилась удовлетворять свои потребности, что часто сказывалось на кризисных настроениях общества. Многочисленные гражданские войны, мировые войны также с особой силой повлияли на прочность и устойчивость системы финансов России.
Так или иначе, законодательное регулирование, изменения в государственном аппарате, финансовая политика государства позволили увидеть и создать финансовую систему в таком виде, который предстал перед нами сегодня.
1.2 Понятие и функции современной финансовой системы Российской Федерации
Финансы как явление общественной жизнедеятельности образовались вместе со становлением государства и денег. Также, денежные средства, исполняя функцию средства обращения и средства платежа, стали самой важной предпосылкой образования финансов в качестве самостоятельной области отношений. Роль и значение финансов в жизнедеятельности общества зависит от того, какое место в экономике государства отводится финансовым отношениям. Финансовые взаимоотношения в обществе различные. Все они структурированы в денежную систему, которая представляет собой комплекс различных областей и звеньев финансовых взаимоотношений, в ходе которых формируются и используются фонды финансовых ресурсов. Государство не может осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить реализацию своих общественно-экономических программ, функции обороны и безопасности государства, не располагая денежными средствами.
Необходимость функционирования финансов тесно увязана с функционированием государства и его потребностями в денежных средствах. Природная суть финансов как экономической категории раскрывается не в их количественной стороне, а в содержании тех общественных взаимоотношений, которые образовываются при функционировании данной категории, реализации свойственных именно ей функций.
В итоге функционирования финансов формируются, распределяются и применяются финансовые фонды, обеспечивающие разные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, экологическую безопасность, удовлетворение общественно-культурных и бытовых потребностей, обеспечение обороны государства.
Распределительная функция финансов призвана прежде всего способствовать организации сбалансированного и результативного производства, развитие всех его отраслей аналогично потребностям общества с целью наиболее полного удовлетворения потребностей граждан.