Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (История и концепция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Восстановлению подлежат ранее обоснованно принятые к вычету суммы НДС, например, в случаях, если приобретенные товары (работы, услуги), основные средства, перестанут использоваться для операций, облагаемых НДС (например перед началом применения упрощенной или патентной системы налогообложения, ЕНВД; при передаче имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал; при передаче имущества для использования в льготируемой деятельности; др.), в других случаях, перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ. По основным средствам НДС восстанавливается в части, относящейся к остаточной стоимости основных средств (без учета переоценок). А по недвижимому имуществу – по 1/10 от принятой к вычету суммы налога, в доле, рассчитанной по правилам ст. 171.1 НК РФ, ежегодно в последнем квартале каждого года, в течение 10 лет.

Налоговая декларация по НДС представляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Составлять и сдавать декларации по местонахождению обособленных подразделений не нужно. Вся сумма налога поступает в доход федерального бюджета. За непредставление декларации предусмотрен штраф (ст. 119 НК РФ). Начиная с налогового периода 1 квартала 2014 года налоговая декларация по НДС представляется в электронном виде. С 1 января 2015 года декларация по НДС, которая должна быть представлена в электронной форме, но представлена на бумажном носителе, не считается представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Отдельные хозяйственные операции по реализации (передаче) товаров (работ, услуг) не образуют объекта налогообложения по НДС, исчислять и уплачивать НДС при их осуществлении не требуется. Эти операции определены в п. 2 ст. 146 НК РФ: если плательщик одновременно осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, то он обязан вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ); если освобождаемый вид деятельности лицензируется, то налогоплательщик может применять льготу только при наличии лицензии.

За налоговые правонарушения следует ответственность. Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность. Основными видами налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК являются: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ); непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ); грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ); неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК РФ); невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ); непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ); неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ); нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (ст. 133 НК РФ); неисполнение банком РФ решения о взыскании налога, а также пеней (ст. 135 НК РФ); непредставление банком РФ налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка РФ (ст. 135.1 НК РФ). [5]


Акцизы - это разновидность косвенного налогообложения отдельных видов товаров, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. По сути это второй косвенный налог. Порядок исчисления и уплаты в бюджет очень похож на механизм исчисления НДС, но имеет свои особенности. Акцизами облагаются, как правило, высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли. Они включаются в структуру цены подакцизной продукции и во многом определяют ее ценовой уровень. Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы, имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным. Наиболее спорным вопросом при введении акцизов является конкретная ставка того или иного акциза. Большинство методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка.

Общие правила правового регулирования акцизов установлены главой 22 НК РФ. При установлении и взимании акцизов следует учитывать, что при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ данный вид налога применяется с учетом особенностей его правового режима, установленного таможенным законодательством РФ. Значительные особенности имеет правовое регулирование взимания акциза по товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления: если в соответствии с международным договором РФ с иностранным государством отменяются таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, порядок взимания акциза по подакцизным товарам, происходящим из такого государства или выпущенным в свободное обращение на его территории и ввозимым на территорию РФ, устанавливается нормативными правовыми актами. Правительства РФ. Также Правительством РФ устанавливается порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров с территории РФ на территорию иностранных государств, с которыми у РФ заключены международные договоры об отмене таможенного контроля и таможенного оформления. [6]


Плательщики акцизов — лица, которые работают с отдельными видами товаров, называемых подакцизными. Перечень лиц, которые могут признаваться плательщиками акцизов, приведен в п. 1 ст. 179 НК РФ. К ним относятся:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, которые перемещают подакцизные товары через таможенную границу нашей страны, определяемые в соответствии с таможенным законодательством.

Налогоплательщики акцизов имеют постоянный статус только в том случае, когда они регулярно совершают операции, облагаемые этим налогом. У остальных подобная обязанность может возникать от случая к случаю. Дело в том, что уплатить акциз любой из указанных выше субъектов должен только тогда, когда совершает какую-либо из операций, подпадающих под обложение акцизами, т.е. операцию с подакцизными товарами. Если такие обстоятельства не возникли, то это к налогоплательщикам акцизов субъекта не причисляют. Об этом прямо сказано в п. 2 ст. 179 НК РФ.

Подакцизными товарами являются:

      • этиловый спирт, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый дистилляты;
      • жидкая спиртосодержащая продукция с объемной долей этанола более 9%, кроме отдельных видов:
      • лекарств;
      • ветпрепаратов;
      • парфюмерно-косметической продукции;
      • перерабатываемых отходов алкогольного производства;
      • виноматериалов;
      • алкогольная продукция крепостью более 0,5%, за исключением пищевой продукции по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.06.2012 № 656;
      • табачная продукция;
      • легковые авто;
      • мощные мотоциклы (с мотором более 150 л. с.);
      • бензин;
      • дизельное топливо;
      • моторные масла;
      • прямогонный бензин;
      • бытовое печное топливо, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов по Цельсию;
      • бензол, параксилол, ортоксилол;
      • авиационный керосин;
  • природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами РФ).

Перечень операций, порождающих «акцизную» обязанность содержится в ст. 182 НК РФ. Обобщенно, к ним относятся:

  • любая реализация подакцизных товаров;
  • передача произведенных подакцизных товаров: переработчиком давальцу, а также их получение переработчиком в качестве платы за свои услуги; внутри организации для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина, используемого для дальнейшего производства продукции нефтехимии, или денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции при наличии у организации необходимых свидетельств на совершение операций с этими веществами); для собственных нужд; в уставный капитал и т. п.; участнику при выходе из общества; на переработку на давальческой основе.
  • ввоз подакцизных товаров в страну;
  • получение отдельных видов подакцизных товаров, в том числе: денатурированного этилового спирта; прямогонного бензина; бензола, параксилола или ортоксилола; авиационного керосина.

При условии ведения отдельного учета акцизами не облагаются (ст. 183 НК РФ):

  • передача внутри организации одних подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров; исключение предусмотрено подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ для этилового спирта;
  • экспорт подакцизных товаров, в том числе если их экспортирует собственник — заказчик переработки или кто-то по его поручению, а также ввоз таких товаров в портовую ОЭЗ с остальной части нашей страны;
  • первичная реализация или передача конфиската, бесхозяйных или отказных подакцизных товаров на промышленную переработку под контролем таможенников или налоговиков либо на уничтожение;
  • передача внутри организации: произведенного этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащих парфюмерно-косметических аэрозолей, бытовой химии; ректификованного этилового спирта, произведенного из спирта-сырца, подразделению, производящему алкогольные напитки.
  • ректификованного этилового спирта, произведенного из спирта-сырца, подразделению, производящему алкогольные напитки.
  • некоторые операции с авиационным керосином и бензолом, параксилолом и ортоксилолом.

НК РФ в ст. 179 определяет, что налогоплательщиками акцизов являются не только юр. лица, но и индивидуальные предприниматели. Основное условие здесь одно для обоих категорий хозяйствующих субъектов – чтобы им был присвоен такой статус, они должны проводить соответствующие операции. Исключение составляют перекупщики.

Для спецрежимников ситуация сложнее: они могут быть плательщиками акцизов, но не всегда могут применять спец. режимы. Речь идет о лицах на ЕСХН и УСН. Такие системы, как ЕСХН и УСН, недопустимы для тех, кто занят производством подакцизных товаров (подп. 2 п. 6 ст. 346.2, подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, письма Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-06/70). Под производством в целях «акцизной» главы НК РФ понимается не только выпуск подакцизных товаров сам по себе, но и: розлив алкогольной продукции и пива, являющийся частью общего производственного процесса; любое смешение товаров в местах их хранения и реализации (кроме общепита), в результате которого получается подакцизный товар, облагаемый акцизом по большей ставке, чем само сырье. При этом нужно иметь в виду, что данные спец. режимы не освобождают лиц, их применяющих, от уплаты акцизов. Ведь в п. 3 ст. 346.1 и п. п. 2–3 ст. 346.11 НК РФ в числе налогов, которые заменяются специальным, акцизы не указаны. Это значит, что упрощенец или плательщик ЕСХН, совершая допустимые для него подакцизные операции, должен выполнять все обязанности плательщика акциза. Что касается ЕНВД, то каких-либо запретов и ограничений на работу с подакцизными товарами данный режим не устанавливает, но и освобождения от акцизов не дает. Поэтому плательщик ЕНВД также может признаваться плательщиком акцизов.


При реализации подакцизных товаров плательщиками акцизов являются практически всегда производители. Исключение составляет продажа конфиската, бесхозяйных и отказных ценностей. Поэтому и при заключении посреднического договора платить акциз должен производитель. Причем здесь особенностью налогообложения будет то, что акциз нужно начислять уже в момент передачи подакцизной продукции посреднику, не дожидаясь продажи товаров конечному покупателю. Объясняется это положениями п. 2 ст. 195 НК РФ, который определяет дату реализации подакцизных товаров как день их отгрузки или передачи. Поэтому, несмотря на сохранение права собственности на подакцизные товары за производителем, посчитать налог нужно сразу при передаче их посреднику (Минфин России, письмо от 01.10.2008 № 03-07-06/87). [7]

В следующем списке в качестве примера будут приведены некоторые налоговые ставки по акцизам на подакцизные товары на 2019 год, не описывая исключения из ст. 182, 183 НК РФ [8]:

  • Этиловый спирт – 107 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
  • Спиртосодержащая продукция - 418 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
  • Алкогольная продукция с объемной долей спирта выше 9% (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья) - 523 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
  • Сигары - 207 рублей за 1 штуку
  • Сигареты/папиросы - 1 890 рублей за 1 000 штук + 14,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 568 рублей за 1 000 штук
  • Природный газ – 30 %

1.4 Преимущества и недостатки НДС, акциза.

Компании, которые планируют работать с НДС, должны рассмотреть его преимущества и недостатки. В их качестве могут рассматриваться следующие аспекты: партнерство, отчетности, оплата налогов в бюджет, проверки со стороны ИФНС. Часто плательщики НДС хотят работать только с такими же поставщиками, поэтому компаниям, работающим без НДС есть риск получить отказ от партнёрства с потенциальным поставщиком. У организаций, работающих с НС существует необходимость платить этот налог ежеквартально или ежемесячно. Покупатель сможет заявить вычет НДС при наличии счета – фактуры. УСН с объектом «доходы минус расходы» полученный НДС учитывает в составе своих расходов. Вычет НДС покупатель заявить никак не сможет, даже при наличии счета-фактуры. При работе с НДС компании вынуждены вести полный налоговый и бухгалтерские учеты, тщательней проверять поставщиков, сверь все входящие счета фактуры, вести налоговые регистры, составлять и сдавать декларации, иметь в учете дополнительный объект для проверок налоговой службы. НДС сдается только в электронном виде, поэтому существует необходимость оплаты договора на электронную сдачу отчетов. При УСН ведутся упрощенные формы налоговой и бухгалтерской отчетности. При проверке со стороны ИФНС компании, работающие с НДС компании имеют дело с более квалифицированными и придирчивыми проверяющими из налоговых органов, и любая обнаруженная ошибка налогоплательщика может привести к многотысячным штрафам и суммам неустойки. При УНС проходит упрощенная процедура проверки со стороны налоговых органов [9].