Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (История и концепция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современное государство с рыночной экономикой должно обеспечивать те интересы общества, которые не регулируются рыночными отношениями. Таким образом, у государства возникает потребность в источниках финансирования. Одним из главных доходов бюджета является налоговый доход.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Объектом данной работы являются косвенные налоги, предметом исследования является их место в налоговой системе РФ.

Актуальность данной работы обусловлена ни только высокой значимостью данного вида налогов для государства, но и важной ролью этих налогов в жизни граждан – физических лиц. Эти виды налогов не всегда в полном размере понимаются со стороны обывателей, однако, размер данных платежей играет большую роль в вопросах их товаропотребления.

Целью работы является рассмотрение роли этих налогов в налоговой системе РФ, обоснование их значимости в пополнении бюджета, роли в существовании хозяйствующих субъектов и в жизни граждан – физических лиц, перспективы развития данного вида налогообложения, его суть, основы и недостатки.

Методом проведения работы является рассмотрение информации из открытых источников, включая интернет источники, изучение мнений различных лиц – профессионалов и обывателей.

Для достижения поставленной цели в работе выполняются такие задачи, как определение природы косвенных налогов, поиск их характеристик и определений, анализ косвенных налогов, взымаемых налоговыми органами РФ, определение перспективы развития системы косвенного налогообложения РФ с помощью анализа мнений профессионалов.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РФ. СУТЬ, ОСНОВЫ, НЕДОСТАТКИ.


1.1. История и концепция.

Косвенное налогообложение существовало в Древней Руси, начиная с X века, в виде различных торговых пошлин: «мыт» - за провоз товаров через городские заставы, «перевоз» - за перевоз товаров через реку, «гостиная» пошлина - за право иметь склады, «торговая» - за право устраивать рынки, - а также судебных пошлин. Судебная пошлины, называвшаяся «вирой», взималась за убийство, а судебная пошлина «продажа» - как штраф за другие преступления.

Косвенные налоги в виде пошлин стали основным источником доходов русской казны в период татаро-монгольского ига, поскольку все прямые налоги уходили в Орду. Наиболее доходными были торговые сборы.

В царствование Алексея Михайловича (1645-1676) система налогообложения России была упорядочена. В 1653 г. в России был издан Торговый устав, определивший внешнюю таможенную пошлину в размере 8 или 10 денег с рубля, то есть 4 или 5 копеек. А иностранцы, помимо этого, должны были платить еще таможенную пошлину - 12 денег с каждого рубля ввозимых и вывозимых товаров - и, дополнительно, проездную пошлину - 4 деньги с рубля. Таким образом, для иностранных купцов пошлины составляли 12-13%. В соответствии с Новоторговым уставом с 1667 г. при проезде вглубь страны иностранцы стали платить еще по гривне с рубля, или дополнительно 10%.

Особую роль в становлении и развитии налогообложения сыграла эпоха реформ Петра I (1682-1725). Была существенно упорядочена система налогов и; сборов. Однако налоговая система оставалась достаточно сложной и включала такие налоги, как налоги на топоры, бороды и даже на дубовые гробы. Интересно это время тем, что в 1810 г. Государственный совет России утвердил программу финансовых преобразований, разработанную М. М. Сперанским (1772-1839), многие идеи которого по организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.

Были введены акцизы на предметы массового потребления: в 1839 г.- на табак, в 1848 г.- на сахар, в 1862 г.- на соль, в 1872 г.- на керосин, в 1866 г.- на дрожжи, на осветительные нефтяные масла - в 1887 г., на спички - в 1888 г.

В начале XX века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия - 21-25%, акцизные и таможенные сборы - 20%, поступления от эксплуатации железных дорог - 18-23% государственных доходов. При этом с 1863 года и до конца 20-х годов XX века осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов. [1]

В России по отчету Государственного контроля по исполнению государственной росписи в 1901 г. косвенные налоги (питейный, табачный, сахарный, нефтяной, спичечный и таможенный) дали 686630 т. р. при 130890 т. р. доходов от прямых налогов и 1799451 т. р. всех обыкновенных государственных доходов. [2] Но доход от казенной продажи нитей, являющийся, в сущности, также косвенным налогом, в наших росписях причислен к доходам от регалий. В 1901 г. он составил и 153387 м. р. Таким образом, в названном году косвенные налоги дали около 1/2 всех наших обыкновенных государственных доходов. 1991 год - начало построения новой налоговой системы. В этот период был принят ряд основополагающих нормативных документов, и в том числе:


- 6 декабря 1991 года - Закон РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1;

- 6 декабря 1991 года - Закон РСФСР «Об акцизах» № 1993-1.

- 27 декабря 1991 года - Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» №2118-1.

Принятие Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который установил общие принципы построения налоговой системы, перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, стало первым шагом на пути создания новой многоуровневой налоговой системы с большим количеством налогов. Закон закрепил за Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти право установления и отмены налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам.

Можно сказать, что этот Закон создал налоговую систему новой России: налогоплательщиками были объявлены юридические и физические лица - предприятия и иные хозяйствующие субъекты, отчислениями которых в государственный бюджет стали налоги, сборы, пошлины и другие платежи; перестали учитываться особенности форм собственности налогоплательщиков. Объектами налогообложения стали доходы (прибыль), стоимость товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц (или его передача), добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и другие объекты, установленные законодательными актами. Таким образом, новая налоговая система стала унифицированной. [3]

1.2. Определение и перечень косвенных налогов РФ

В соответствии с общей классификацией налоги разделяют на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с полученного дохода (прибыли) или имущества. Поэтому их еще называют подоходно-поимущественные. В бюджет их уплачивают сами получатели дохода или собственники имущества. То есть налогоплательщики уплачивают прямые налоги за счет собственных средств (что для косвенных налогов не характерно). Косвенные налоги – это налоги, включаемые в цену реализуемых товаров, работ, услуг. Продавец закладывает в цену определенный тариф (процент). Покупатель, приобретая товар, уплачивает продавцу полную стоимость с учетом налога, после чего продавец перечисляет налог в бюджет. То есть фактически косвенные налоги взимаются с покупателя (он их оплачивает), а продавец оказывается посредником в части их уплаты в бюджет. Поэтому можно сказать, что косвенные налоги являются налогами на потребление. Отметим, что косвенные налоги обязательны для уплаты производителем товаров и/или продавцом так же, как и прямые. В соответствии с Налоговым кодексом к косвенным налогам относятся акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). И акцизы, и НДС являются федеральными налогами (п. 1,2 ст. 13 НК РФ). Поступления по НДС полностью зачисляются в федеральный бюджет, поступления по большей части акцизов – тоже (ст. 50 БК РФ).


НДС облагаются операции по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ, а также по ввозу товаров на территорию РФ. Вместе с тем, не все, что продается, подпадает под этот налог. Есть операции, не образующие объекта обложения НДС, есть – освобождаемые от обложения НДС. Ставка по налогу может составлять 20%, 10% и 0%.

Если же говорить об акцизах, то в числе подакцизных товаров перечислены (ст. 181 НК РФ):

  • этиловый спирт;
  • определенная спиртосодержащая продукция;
  • алкоголь;
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла

Ставки устанавливаются отдельно на каждый вид подакцизного товара причем как на текущий год, так и на 2 последующих (ст. 193 НК РФ). Суммы акцизов исчисляются по окончании каждого месяца реализации товара (ст. 192 НК РФ).

Также к косвенным налогам относят таможенные пошлины. [4]

1.3. Суть НДС и акцизов. Порядок расчёта.

В данной главе будут рассмотрены суть и определение НДС и акцизов.

НДС — это косвенный налог, налог на добавленную стоимость. Исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. НДС регулируется следующими документами:

  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС»
  • Приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@
  • Федеральный закон № 248-ФЗ от 23.07.2013 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ»
  • О взимании НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг в государствах – членах Евразийского экономического союза см.раздел Таможенный союз (Евразийский Экономический Союз)

Плательщиками НДС признаются организации, в том числе и некоммерческие и предприниматели. Налогоплательщики условно делятся на две группы: налогоплательщики «внутреннего» НДС, т.е. НДС, уплачиваемого при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ и налогоплательщики «ввозного» НДС, т.е. НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ. Организации и предприниматели у которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 миллиона рублей могут подать уведомление и получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год. Также не обязаны платить налог по операциям по реализации (кроме случаев ввоза товаров на территорию России) организации и предприниматели:


  • применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);
  • применяющие патентную систему налогообложения;
  • применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) - по тем видам деятельности, по которым платят ЕНВД;
  • освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ;
  • участники проекта «Сколково» ( ст. 145.1 НК РФ).

Исключением является выставление счет – фактуры покупателю с выделенной суммой НДС. В данном случае уплата НДС обязательна. В общем случае налог исчисляется исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Для того, чтобы рассчитать НДС, необходимо рассчитать сумму НДС исчисленную при реализации, сумму вычетов по НДС, и, при необходимости - сумму НДС которую нужно восстановить к уплате.

Восстановлению подлежат ранее принятые к вычету суммы НДС, по операциям, указанным в п.3 в ст. 170 НК РФ. Расчёт НДС проводится по следующей формуле:

  • НДС, исчисленный при реализации = Налоговая база * Ставка НДС
  • НДС к уплате = НДС, исчисленный при реализации – «Входной» НДС, принимаемый к вычету + Восстановленный НДС

По общему правилу налоговая база определяется на наиболее раннюю из двух дат: на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг). Как было упомянуто выше, существует три ставки НДС: Ставка НДС в размере 0% применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, услуг по международной перевозке и некоторых других операций (п. 1 ст. 164 НК РФ); по ставке НДС 10% налогообложение производится в случаях реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров. (Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908; Постановление Правительства РФ от 15.09.2004 № 688; Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 № 41); ставка НДС 20% применяется во всех остальных случаях (п.3 ст. 164 НК РФ).

Вычетам подлежат суммы НДС, которые: предъявили поставщики (подрядчики, исполнители) при приобретении товаров (работ, услуг); уплачены при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории; уплачены при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, с территории государств - членов Таможенного союза (п. 2 ст. 171 НК РФ). Возмещению подлежит та часть "входного" налога, которая превышает сумму исчисленного НДС. Подлежащая возмещению сумма может быть зачтена в погашение задолженности (недоимки, пеням, штрафам) по федеральным налогам, зачтена в счет предстоящих платежей или возвращена на расчетный счет.