Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (История и концепция).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РФ. СУТЬ, ОСНОВЫ, НЕДОСТАТКИ.
1.2. Определение и перечень косвенных налогов РФ
1.3. Суть НДС и акцизов. Порядок расчёта.
1.4 Преимущества и недостатки НДС, акциза.
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ
Также, НДС не включается в цену реализации продукции, а устанавливается сверх цены и оплачивается покупателем, что устраняет влияние его на издержки производства и рентабельность. Налог на добавленную стоимость является достаточно эффективным инструментом увеличения доходов государств. Широкая база налогообложения дает возможность за счет незначительного повышения ставки НДС существенно увеличить поступления в бюджет. Однако, в условиях применения высокой ставки НДС снижается покупательная способность населения и сужается рынок сбыта для производителей. Даже при планировании минимальных размеров прибыли высокий НДС, включаемый в продажную цену, не позволит производителям быстро реализовать свою продукцию из-за ограниченных возможностей покупателей.
Применение акцизов в налоговой системе государства носит регулирующий характер. Акцизы активно наполняют бюджет государства, однако, экономисты и социологи утверждают, что акцизы и их повышение имеет две стороны. Из недостатков можно отметить, что повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно. Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто приведет к снижению количества автомобилей в крупных городах и приведет к постепенному переходу населения на более экологичный транспорт [10].
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ
2.1 Основные направления налоговой политики на 2020 год
Выполнение социальных задач — не единственная цель, которую предопределяет бюджетно-налоговая политика, проводимая государством. Есть и другие. В числе важнейших с точки зрения поддержания суверенитета страны — это финансирование в достаточных объемах национальных вооруженных сил, правоохранительных органов и других институтов исполнительной власти, важных с точки зрения качества политического управления государством. Ресурсы для пополнения бюджета в требуемых объемах нужны государству с точки зрения решения приоритетных задач на международной арене.
Если инструменты налоговой политики, используемые в 2020 году властями, в достаточно мере эффективны, то монетарные власти страны с минимальной вероятностью будут зависеть от иностранных кредиторов. Суверенный бюджет — одно из ключевых условий выстраивания успешного, независимого государства.
В специфике российской модели выделяют несколько спектров работы властей:
- совершенствование национального механизма сбора налогов, регулирующей его правовой системы с целью оптимизации динамики поступлений сборов в казну;
- осуществление контроля за качеством исполнения ключевых пунктов государственной стратегии в области взимания налогов;
- рационализация административных мер в области налогообложения;
- грамотная реструктуризация долгов на уровне государственных механизмов кредитования, а также в области бюджетных отношений;
- рациональное распределение средств в рамках бюджетных отношений.
Есть точка зрения, в соответствии с которой качество налоговой политики определяется совокупностью неких макроэкономических показателей, таких как, например, рост ВВП страны, увеличение торгового сальдо, укрепление курса национальной валюты и т. д. Эксперты, которые считают данные критерии первостепенными, аргументируют свою точку зрения тем, что макроэкономические индикаторы — в достаточной мере наглядный показатель эффективности работы всей финансовой системы государства, важнейшая часть которой — налоговая политика.
Есть аналитики, которые считают ключевым критерием степень благосостояния общества. При этом оценивать его можно по-разному: сравнивая с теми или иными показателями в зарубежных странах (например, по признаку покупательной способности средней зарплаты), исследуя, например, общественное мнение с помощью социологических опросов. Вполне возможен вариант, когда население, имея объективно скромные финансовые возможности, тем не менее считает, что предлагаемая им властями модель экономического развития приемлема.
2.2 Мнения специалистов
В данной главе будут рассмотрены различные мнения по поводу развития косвенного налогообложения в России. Будут рассмотрены прогнозы на 2019 – 2020 года, сбывшиеся прогнозы и их последствия.
Работа под руководством Горшковой Н.В, доктора экономичских наук, утверждает, что современная налоговая политика направлена на формирование
эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость и проведение антикризисных налоговых мер, и стимулирующей инвестиционную активность в стране.
С одной стороны, повышение ставки НДС для бизнеса — это увеличение налоговой нагрузки — компании будут больше платить в бюджет. Особенно это коснется тех, у кого высокая добавленная стоимость — соответствующий фонд оплаты труда, амортизационные отчисления прибыль, проценты по кредитам. Такие компании пострадают в первую очередь. С другой стороны, повышение налога в конечном итоге отразится на покупателях, прежде всего, на физических лицах, приобретающих товары (работы, услуги) для себя, и на малых компаниях, находящихся на специальных режимах налогообложения. Очевидно, что это повышение ставки НДС спровоцирует подъем цен уже в следующем году, негативно скажется на перспективах роста экономики России, сократит внутренние инвестиции и потребление. В конечном итоге, снизится уровень жизни большинства населения. Отчасти это признает и само правительство. Минэкономразвития РФ уже опубликовало новый прогноз экономической ситуации в стране, где пересмотрело свою оценку роста реального ВВП в 2019 году с 2,2% до 1,4%. Впрочем, многие эксперты и профессиональные экономисты считают даже этот «усеченный» прогноз излишне оптимистическим. Представители экспертного сообщества предупреждают о
рискованных вариантах повышения ставок НДС, которые вызовут резкий
скачок инфляции в России и нивелируют всю деятельность ЦБ РФ по снижению инфляционных процессов. Рассматриваются возможные варианты комплексной корректировки налоговых ставок НДС и страховых взносов во внебюджетные фонды, которые позволят не только повысить налоговые доходы бюджета, но и снизить налоговую нагрузку на деятельность хозяйствующих субъектов. Что касается изменений законодательства в отношении акцизов в нашей стране, Правительство приняло решение повысить акцизы на бензин и дизельное топливо с 1 января 2019 г. на 3,7 тыс. и 2,7 тыс. руб. за тонну соответственно. Речь идет о восстановлении ставок акцизов, закрепленных в действующей редакции Налогового кодекса, их снизили на 2 тыс. и 3 тыс. руб. на тонну в июне и отменили повышение на 700 руб. на тонну в июле. Таким образом, с 1 января 2019 года акцизы на дизтопливо вырастут до 8541 руб. за тонну, а на бензин — до 12 314 руб. Также Минфин России предлагает с 2019 года установить единый акциз на импортные и отечественные вина и шампанское, до этого отечественные вина облагались по льготной ставке. Такая мера содержится в проекте "Основных направлений бюджетной, налоговой и таможеннотарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов". Очевидно, что рост акцизов приведет к увеличению розничных цен на бензин, из-за этого может также повыситься инфляция. Рост акцизов имеет прямое и косвенное влияние на общий уровень цен в экономике. Молодые специалисты Кцоева А.Э и Дзокаева Л.А утверждают, что российская система косвенных налогов несовершенна и нуждается в реформировании. Вполне понятно желание в условиях острой нехватки бюджетных средств усилить фискальную направленность налогов, но недооценка социального аспекта может привести к проблемам в данной сфере. Нужно рассматривать развитие налоговой системы в связи с развитием деятельности субъектов экономике. Потеря данной связи приводит к чрезмерному давлению на хозяйствующие субъекты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всех рассмотренных аспектов косвенного налогообложения в РФ, можно сделать вывод, что данная система хоть и работает стабильно, но нуждается в доработках, так как при ее развитии и введении различного рода поправок часто не учитываются последствия в социальной сфере, а также давление на малые хозяйствующие субъекты.
Косвенные налоги являются одним из самых важных инструментов наполнения бюджета, контроля потребления и оборота различных товаров и их ввоза. Однако, коррумпированность политической системы РФ влияет на разработку новых законов в сфере налогообложения. Таким образом, увеличивается доход бюджета, но часто его часть разворовывается недобросовестными чиновниками. Получается, что повышенная налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты и население может действовать в пользу недобросовестных должностных лиц.
Налоговая система России прошла большой путь развития, на каждом его этапе сталкиваясь с определенными проблемами во всех сферах жизнедеятельности государства. Несмотря на недостатки, она совершенствовалась, догоняя или подстраиваясь под социальную сферу и политику государства.
Существуют различные мнения экспертов по данной теме, встречаются и такие, которые против нововведений в налоговой политике. Однако, стоит учесть, что нововведения применяются в интересах государства и могут изменяться и подстраиваться по остальные сферы его жизни. В опыте различных, в том числе и европейских стран, повышение, например, акцизов на алкоголь и табак привело к уменьшению потребления данной продукции среди населения. Таким образом, можно сделать вывод, что ни только налоговая система может подстраиваться под социальную сферу, но и социальная сфера реформируется под воздействием изменения налогов и стоимости продукции, которая изменяется в связи с их повышением. Для данного явления нужно время, постепенное внедрение, проведение правильной социальной политике среди населения.
Налоговая система, в том числе система косвенных налогов, должна развиваться в тесной связи с экономикой государства и его социальной сферой, при строгом контроле деятельности чиновников, имеющих доступ к бюджетам различных уровней. Таким образом произойдет гармоничное развитие всех сфер жизнедеятельности РФ и повышение благосостояния граждан.