Файл: Игра как метод воспитания».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства…» – писала Н.К. Крупская.

В жизни человека игра имеет большое значение. С давних дней игра это неотъемлемой частью воспитательного процесса. Известно, что через в игру ребенок получает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника и школьника в целом. Таким образом, игру необходимо использовать как важный инструмент воспитания и обучения детей. Ребенок от самого рождения и до старшего подросткового возраста включительно активно использует игры в своей жизни. Дети самостоятельно придумывают игры и через них познают мир. Если игру включить в целостный педагогический процесс, то она будет являться одним из средств воспитания. Учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом, руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, поэтому тема курсовой работы «Игра как метод воспитания» актуальна

Цель: изучение игры как метода воспитания детей младшего школьного возраста.

В соответствии с поставленной целью исследования были выделены следующие задачи:

1)  рассмотреть историю возникновения игры; 

2)  изучить сущность и основные функции игры в процессе воспитания; 3) ознакомиться с различными видами игр, их ролью в учебно-воспитательной практике;

4) провести тестирование детей с целью изучения отношения детей к игре и выявления их активности;

5) изучить особенности учебной деятельности младших школьников;

6) выявить связь между игрой и учебной деятельностью младших школьников;

7) предложить методические рекомендации по организации игровой деятельности в начальной школе.

Объект исследования: воспитание детей с помощью игры.

Предмет исследования: игра как средство воспитания младших школьников.

В настоящее время накоплен большой экспериментальный и теоретический материал по воспитанию и организации детей средствами игр. Научный вклад в разработку технологии игры внесли немецкий ученый К. Гросс, французский философ Ж.Ж. Руссо, швейцарский педагог-гуманист И.Г. Песталоцци, выдающийся польский педагог, писатель и врач Януш Корчак, основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский, педагог-новатор В. А. Сухомлинский и другие.


В работе использовались следующие методы: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; косвенные, прямые и проектирующие методики (такие как исследующее наблюдение, беседа, анкетирование);

Структура курсовой работы состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ

История возникновения игры

Термин «игра» в разных странах соответствует понятиям как: шутка, смех, легкость и удовольствие и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. По М.Ф. Стронину, игра – является особо организованным занятием, которое требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра подразумевает под собой принятие решения: как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих [8].

Игра это небольшая ситуация, схема которой напоминает драматическое производство, где есть свой сюжет, конфликт, действующие лица. Ситуации в играх проигрывается несколько раз, каждый раз по новому. При этом ситуация игры - ситуация реальной жизни. Несмотрена на то, что в игре есть правила, условия, ограниченность использования языкового материала, в игре обязательно есть элемент неожиданности. Ребенок, услышав неожиданный вопрос во время игры, начинает задумываться, как на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т. д., Имеет целенаправленность и носит обязательный характер.

Д.Б. Эльконин в своих работах рассматривает историю возникновения ролевой игры [3]. По его мнению. Нельзя точно определить момент. Когда возникли первые ролевые игры. Время возникновения у каждого народа может быть разным, это зависит от условий, в которых они существовали, от форм перехода на более высокую ступень развития. На первых этапах развития человеческого общества, когда обществу было сложно прокормить своих детей и трудовая деятельность была примитивной, а орудия труда были очень простые, включение детей в труд происходило предварительной подготовки. Не было не обучение, ни ролевых игр. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития, включение детей в трудовую деятельность взрослых, требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. Это и было так называемой ролевой игрой. [9]


Таким образом, история возникновения игры уходит своими корнями в далекое прошлое. И берет свое начало от включения детей во взрослую деятельность. Там, где ребенок мог принимать участие в труде без предварительной подготовки, он принимал участие без трудовой подготовки, в других случаях он включался в деятельность постепенно, через игру. И одним из первых видов игр можно считать ролевую игру. Ролевая игра по своему происхождению социальная. Ее возникновение связано с социальными условиями жизни ребенка в обществе.

Сущность и основные функции игры в процессе воспитания

1.2.1. Сюжет, содержание и мо­тивы как основа структуры игры.

Сюжет игры - представляет собой прямое действие, воспроизводящее повседневные отношения в игре или нарисованное из прочитанной (прослушанной) сказки.

Содержание игры - это то, что ребенок конструирует как центральный характерный момент активности и отношений между взрослыми на работе и в общественной жизни, взаимоотношений во «взрослом» мире. Благодаря этому реализована основная функция игры - подготовка к серьезной, реальной жизни.

Мотивы игровой деятельности отражают более прямое отношение индивида к окружающей среде. Значимость того или иного ее аспекта переживается в игровой деятельности на основе более прямого отношения к ее собственному внутреннему содержанию. В игровой деятельности людей исчезает возможное в их практической деятельности несоответствие мотива и прямой цели действия субъекта. Основная особенность игровой деятельности - выполнение действий, цели которых значимы для личности по своему внутреннему содержанию.

Основные функции игры.

Игра - одно из средств развлечения людей, их общения, отдыха. Во время игры человек расслабляется, снимает нервное напряжение, получает удовольствие. Во время игры улучшается умственная и физическая активность. С его помощью познается мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любопытство, активизируется мышление.

Главное назначение игры – развитие человека, ориента­ция его на творческое, экспериментальное поведение.

Схема 1

Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их объединяет главная цель – развлечение вместе с развитием основных качеств, способностей, заложенных в человеке.

К основным функциям игры относятся:

  • коммуникативная обладающая экспансивным влияни­ем. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зри­телей, организаторов), т. е. устанавливает эмоциональные кон­такты;
  • деятельностная выявляющая взаимодействие людей
    друг с другом и окружающим миром;
  • компенсаторная восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;
  • воспитательная организующая деятельность человека.
    Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;
  • педагогическая, дидактическая развивающая умения
    и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);
  • прогнозирующая предсказывающая, экспериментирующая;
  • моделирующая связывающая действительность с нереальным;
  • развлекательная создающая благоприятную атмосферу,
    превращающая научное мероприятие в увлекательное приклю­чение;
  • релаксационная снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;
  • психотехническая перестраивающая психику игрока для
    усвоения больших объемов информации;
  • развивающая корректирующая проявления личности
    в игровых моделях жизненных ситуаций.

В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: первый, физическое развитие, через включение в практическую деятельность; второй получение морального, эстетического удовлетворения от этой деятель­ности, а так же улучшают знания о мире и жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. В проведение игр большое значение имеет кругозор человека, его творческая активность, эмо­циональный настрой. В игре выявляются индивидуальные особенности, вырабатывается интуиция, происходит раскрепо­щение, преодолевается психологический барьер, активизируется память.

Игра вводит ребенка в общение с окружающими людьми и природой, способствует развитию активности, фантазии, мышления, приобретению новых знаний. Немаловажным является подчинение правилам иг­ры. Они воспитывают организованность, умение управлять своими чувствами, эмоциями, способствует проявлению волевых усилий.

   

1.2.2. Классификация игр

 В образовании и обучении широко используются ролевые, дидактические, сюжетные, мобильные, географические, литературные, математические, познавательные, юмористические и музыкальные игры.

Классификация игр дает основание уточнить системы подчинения игр тому или иному назначению; позволяет ориентироваться в разнообразии игровых объектов, их содержательном использовании.

При этом важно помнить, что дело не в самой игре или ее игровом результате, а в том, в каких отношениях и с кем вступает игрок, какие качества он приобретает, чему он учится, что он узнает и в чем обнаруживает, как он себя реабилитирует, выражает себя, влияет на окружающий мир. Важно знать, что игра - явление многогранное. Она редко полностью выражает ту или иную тенденцию; расчет и умение здесь сочетаются с фактором случайной удачи; подражание и творчество в нем взаимосвязаны; в процессе игры правила модернизируются и усложняются; ее предназначение прерывается импровизацией, а сама игра насыщена элементами труда, искусства, движения, познания и т. д.

Ценность игры нельзя исчерпать и оценить творческими (развлекательно-занимательными) возможностями. Это феномен игры, который, будучи развлечением, развлечением, может развиться в игровое творчество, игровое обучение, игровую терапию, игровую модель типа человеческих отношений и проявлений в работе. Это основа досуга, потому что она не конкретизирована и не ограничивается конкретным содержанием: темой игр может быть любая человеческая деятельность. Но он также способен сохранять свою ценность как вид деятельности, например, действовать в форме «квипрокво» (путаницы, недоразу­мения, мистификации, нелепицы).


Природа игры определяется по четырем аспектам.

  1. Игра есть условность, которая может проявляться по-раз­ному: и как условность состязания, и как условность представ­ления (роль, кукла, знак, обозначение).
  2. Функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой правил, которые, в основном, опреде­ляют нормы (порядок взаимоотношений участников).
  3. Игра как самостоятельное явление культуры занимает в ней определенное место, имеет особые механизмы встраивания.
  4. Сущность игры заключается в апробации, закреплении, выявлении некоторых норм отношений между людьми (как со­циальных, так и личностных) и в установлении гибких переходов в этих отношениях.

Классификация игр как отражение известной и непредсказуе­мой деятельности, регулирующей творческую активность индиви­да, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется задачей важной и перспективной.

Игры в настоящее время выходят на новый, высокий уро­вень, используются разнообразно и результативно. Не отрицая иных подходов к их классификации, за ее основу предлагается взять человеческую деятельность, которую игры отражают. С одной стороны, такая деятельность, ее вертикальные и гори­зонтальные связи – это досуг (собственно игра), познание, труд, общение. С другой стороны – это психофизическая интеллекту­ально-творческая и социальная деятельность. Эти виды деятель­ности взаимопроникают друг в друга, имеют свои модели, структуры, функции, элементы, результаты.

С этой позиции все игры подразделяются на следующие виды.

  1. Физические и психологические игры и тренинги – двигательные (спортивные, подвижные, моторные), экстатические
    (приводящие в восторг и состояние экстаза), экспромтные игры
    и развлечения (освобождающие от комплексов, стрессов), лечебные игры и забавы.
  2. Интеллектуально-творческие игры – предметные за­бавы, сюжетно-интеллектуальные, дидактические игры (учеб­но-предметные, обучающие, познавательные), строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные и другие; в том числе игровые методы обучения.
  3. Социальные игры – творческие сюжетно-ролевые (под­ражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы), деловые игры (организационно-деятельностные, организацион­но-коммуникативные, ролевые, имитационные).
  4. Комплексные игры – коллективно-творческая, досуговая деятельность.
  5. Шоу-игры – конкурсы, викторины, лотерея, аукционы. Рассматривая их с точки зрения жанровой и тематической принадлежности, можно выделить музыкальные, спортивные, интеллектуальные, профессиональные и т. д.