Файл: Игра как метод воспитания».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При организации детей на переменах, обучая детей новым играм, играя вместе с ними, можно наблюдать, как дети постепенно включаются в игру, начинают взаимодействовать с другими детьми, дальше уже самостоятельно организовывают игры, общаясь между собой, хотя не имели ранее общих интересов. В процессе игры дети сплачиваются в единый коллектив, учатся взаимодействовать, следовать правилам. Это в дальнейшем благоприятно влияет на учебный и воспитательный процесс в целом.

2.2. Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми младшего школьного возраста

2.2.1 Функции игровой деятельности на перемене

Подвижные перемены – это релаксация, оздоровление и развитие коммуникативных навыков. Досуг выполнит свои функции при нескольких условиях:

  • участие в игре – добровольное, по желанию;
  • для игры предназначено специальное место;
  • одновременное проведение нескольких игр дает детям возможность выбора;
  • правила должны допускать смену состава участников и быть предельно простыми;
  • сюжет – хорошо знакомый, интересный, отвечающий физической подготовке ребят;
  • игра обязана закончиться за 3 минуты до звонка на очередной урок;
  • разрабатывая сценарий активной перемены, педагог должен дифференцированно подойти к мальчикам и девочкам, ученикам с разным темпераментом, физическими данными.

Нелишним будет поощрять стремление детей играть самостоятельно.

Игра помогает ученику адаптироваться к новым условиям. Развивает ловкость, силу, смекалку, учит быстро ориентироваться в ситуации и принимать правильные решения. Кроме того, подвижные игры играют роль физического расслабления, что чрезвычайно важно для техники сохранения здоровья: при активных движениях ускоряется кровообращение по всему телу, это профилактика застоя и различных патологий. Игры создают позитивное отношение к предстоящим занятиям / урокам. Они помогают снизить нагрузку на глаза, переключить внимание и предотвратить усталость.

Педагог перед выбором конкретной игры должен поставить и решить конкретную педагогическую задачу. Эффективность игры зависит от решения многих организационных факторов. Условия игры должны быть ясно и интересно объяснены, и детям нужно научить этому. Необходимо продумать расстановку игроков во время игры, распределить роли лидеров или помощников лидеру; если необходимо по условиям игры, то разделить игроков на команды. Во время игры не следует забывать о руководстве процессом, помогая правильно разрешать возникающие конфликты. Нагрузка в игре должна быть дозированной, а концовка игры должна быть продуманной.


Приведем примеры игр для проведения на динамических паузах и во время больших перемен.

Перебежки

Участники встают в круг, сохраняя дистанцию в 3 шага. Один — в середине. Каждый ученик помечает свое местоположение кружком вокруг ног на земле.

Ребенок в центре подает команду: «Меняйтесь!» Услышав это, дети пересекают круг и меняются местами. Водящему надо не упустить момент и попытаться занять любое свободное место.

Испорченный телефон

Дети делятся на две команды. Побеждает та, которая правильнее передаст по «телефону» загаданное слово. Ведущий придумывает его и тихонько говорит на ухо первым игрокам из каждой команды. Они говорят его следующим – и так далее. Последний ребенок громко называет услышанное.

У воспитателей групп продленного дня большие возможности научить детей многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт. Для этого создаются условия, расписанием предусматривается специальное время. Не следует, однако, проведение игр ограничивать только этим временем. Игра должна органически войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаясь с другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс – в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым помощником воспитателя.

Приведём пример игры, которую можно провести на занятиях ГПД.

Салочки

 Все гоняются друг за другом; сначала выбираю одного пастуха, затем двух волков – остальные овцы. Овцам надо спасаться от волков, волкам – гоняться за овцами, а пастуху – уберечь стадо и преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит всех волков, а волки – если поймают всех овец. Для того чтобы взять верх над соперником, дети проявляют не только проворство, но и хитрость.

2.2.2. Рекомендации по организации игр на уроках

Этапы и успех проведения дидактической игры на уроке.

Подбирая ту или иную дидактическую игру для урока, учитель должен помнить, что процесс создания игры содержит ряд этапов.

  1. Выбор темы игры.
  2. Определение целей и задач игры.
  3. Подготовка и проведение игры (сообщение учащимся темы игры, подготовка раздаточного материала, проведение игры, подведение итогов).

Успех игры зависит от соблюдения некоторых требований. Во-первых, игра должна соответствовать учебной программе, при этом игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не слишком сложными. Во-вторых, необходимо соответствие игры возрастным особенностям учащихся. В-третьих, следует помнить о разнообразии игр, поэтому включать в урок разные игры. И, наконец, к играм надо привлечь учеников всего класса, только тогда в уроке будут задействованы все дети, и его КПД можно считать высоким.


Проблемы и ограничения при проведении дидактических игр.

Во время проведения дидактических игр у учителей возникают проблемы, требующие решения. Например, по какому принципу отбирать учебный материал для игры? Или каково место дидактических игр в ряду других форм и методов обучения? Следует помнить, что в обучающих играх нет тех, кто проиграл или выиграл, здесь выигрывают все. Игры можно проводить на любом этапе урока. Это позволит выявить знания ученика и умение пользоваться ими.

О каких ограничениях стоит помнить учителю? Не следует организовывать учебную игру, если ученики недостаточно знают тему. Нецелесообразно вводить игры на зачетах и ​​экзаменах, если они не использовались в ходе обучения. Не надо применять игры для предметов и программных тем, где они не могут дать положительного эффекта.

Игра в начальных классах является средством познания окружающего мира и себя в нем, осознания детьми цели своей деятельности, опредмечивания абстрактных понятий, развития творческого воображения и способностей, установленных человеческими отношениями. Игра помогает развивать творческое воображение и творческие способности ребенка. Поэтому от урока к уроку должны меняться сюжеты, игровые ситуации. Постепенно интересная игра, творческая композиция слов перерастают в настоящую учебно-познавательную работу.

Приведем примеры дидактических игр, которые можно применять на уроках математики.

1 класс.

«Числа, бегущие навстречу друг другу»

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.

Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0+10=10
1+9=10

Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров?» Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10.

2 класс.

Приведем ещё один пример занимательного упражнения, которое можно проводить в работе с классом. Проводится оно в течение 5-10 минут в начале или в конце урока в зависимости от цели и задачи данного занятия. Принимает участие весь класс или команды, тогда каждая группа контролирует свою команду.

В начале урока, во время проведения устного счёта, проводится игра «Кто скорее?». На доске записаны примеры в три столбика. По команде учителя к доске выходят по порядку от каждого ряда по одному ученику и берут мел. Учитель открывает примеры, и ученики приступают к выполнению действий. Решив пример, ученик кладёт мел и садится на место. К доске выходит следующий ученик и решает пример… и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит все примеры. В случае одинаковых результатов учитывается организованность и дисциплинированность каждой команды.


3 класс.

Игровая ситуация «Преобразуй квадрат» тоже интересна детям. Эту игру использую во 2,3,4 классе. На доске квадрат с числами. Дети в тетради простым карандашом чертят такой же квадрат. Задание даётся по вариантам: 1 вариант +3, 2 вариант +4. Дети заполняют квадрат, затем идёт взаимопроверка.

Например: на доске. У детей: +3. У детей: +4

(рис. 1)

4 класс.

«Не скажу»

Игра строится так: дети считают, например, от 20 до 50 по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они говорят: «Не скажу!» !". Эти числа я записываю на доске. Появляется запись: 24, 30, 36, 42, 48. Затем с каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры: 24:6=4, 30:6=5 и т.д.

Эта игра способствует целенаправленному формированию механизмов переключения внимания.

Игра поможет учителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх учитель может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают взрослого с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в ходе работы мы пришли к следующим выводам:

  1. на всех этапах развития человечества игра выполняла разные функции, из которых две основные – воспитательная и учебная;
  2. игра служит сплочению детского коллектива и созданию атмосферы сотрудничества и взаимоуважения, что важно для реализации воспитательных программ;
  3. игра является средством познания окружающего мира и себя в нем, осознания детьми цели своей деятельности, развития творческого воображения и способностей, установленных человеческими отношениями, т.е. имеет значимость для учебной деятельности;
  4. для использования игр в учебной деятельности учитель должен решить дидактические задачи: выбрать тему игры, поставить цель игры и её задачи, отобрать необходимый материал, провести игру и подвести итоги;
  5. выбор игр связан с возрастом детей, учебной задачей на уроке, степенью сплоченности классного коллектива и др.