Файл: Игра как метод воспитания».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также игры можно классифицировать по внешним признакам: содержанию, форме, месту проведения, составу и количеству участников, степени регулирования и управления, наличию ак­сессуаров. Рассмотрим некоторые из них.

  • По содержанию. Это определяющий аспект игры как таковой. Он представляет собой единство всех составляющих элементов: его свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее значения как социального явления. Контент включает в себя сюжетную линию, тему, интригу, задачи игры, т.е. это главный фокус игры. По содержанию игры с готовыми правилами подразделяются на спортивные, мобильные, интеллектуальные (дидактические), строительно-технические, музыкальные (ритмические, водные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), юмористические (развлечения, развлечение), ритуально-обрядовые и др. По содержанию «бесплатные» (бесплатные) игры различаются сферой жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессии; этнографические игры и др. По содержанию игры можно разделить на оригинальные (цельные) и сложные, органично сочетающие в себе игры разных типов.
  • По форме. Форма в философской трактовке есть способ существования и выражения содержания. Она означает внутрен­нюю организацию содержания и связана с понятием «структура». В самостоятельные типовые группы целесообразно выделить следующие игры: детские всех типов; игры-празднества; игро­вой фольклор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, противоборства, соперничество, конкурсы, эстафеты и старты; игровые обы­чаи; розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маска­рады; игровые аукционы и т. д. Интенсивное использование игр во второй половине XX в. в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые (имитационные, организационно-деятельностные, игры-маневры и т. п.). Первые есть собст­венно игры, вторые – модельно-обучающие, в которых игра – технический способ обучения.
  • По времени проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезон­ными, или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Различаются по объему времени (длительные, временные, крат­ковременные, игры-минутки).
  • По месту проведения. По этому признаку выделяются: на­стольные игры, комнатные, уличные, дворовые; игры на воздухе и на местности (в лесу, поле, на воде, турист­ской площадке и т. д.), игры на празднике.
  • По составу участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей. Объективно существуют игры мальчиков и игры девочек. В вышеупомянутых играх – особые рефлек­сия, традиции, приметы пола.
  • По количеству участников. Различаются одиночные, индиви­дуальные, парные, групповые, командные и массовые игры.
  • По степени регулирования, управления. Существуют игры, организованные менеджером-аниматором, спортивным инструк­тором (стихийные, импровизированные), экспромтные, возник­шие спонтанно.
  • По наличию аксессуаров, необходимых для игры (инвента­ря, предметов, игрушек, костюмов и т. п.). Различаются игры без предметов и с предметами, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.

В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обособленность, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсив­ность поведения в игре). Игры могут быть заданного типа или импровизированными, самобытными или подражательны­ми, с меньшей или большей дозой риска, пассивными или ак­тивными и т. п.

В системе классификации модельно-социальных форм раз­личают игру-состязание, игру-правосудие, игру-театр, игру-поэ­зию, игру-дипломатию, игру-войну, т. е. боевые, подражательные, социальные, драматические. Группировка игр по таким критериям построена прежде всего на идее соци­альной деятельности.

Большое количество видов игр позволяет использовать их на разных этапах развития детей. В учебном процессе, а также во внеурочной деятельности можно использовать все виды игр для улучшения качества знаний, умений, навыков. Дети в ходе игры учатся взаимодействовать друг с другом, что улучает атмосферу в классном коллективе.

Понятия «игровая» и «учебная» деятельность

Понятия «игровая» и «учебная» деятельность анализировались многими видными российскими и советскими педагогами, поэтому определений этим понятиям существует несколько. Рассмотрим некоторые из них.

Н.Е.Щуркова считает, что игровая деятельность – это особый вид деятельности, цель которой в ней самой: играть, чтобы играть. В игре минимальное количество правил, соблюдать которые нетрудно, всё остальное – поле для проявления индивидуального «я». В игре нет начальников и подчинённых, в ней все равны, именно поэтому игра самый демократический вид деятельности. [12]

Игровая деятельность – естественная потребность ребёнка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, и поэтому может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

К. Гросс был первым автором, кто пытался внести ясность в вопрос определения игры. Он предпринимал попытки классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т.п.

П.П. Блонский считает, что игра это только общее название для самых разных деятельностей ребенка. Он склонен думать, что «игры вообще» не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно.


Представляется плодотворной мысль Д.Б. Эльконина относительно расчленения понятия «игра». Он считает, что игру нужно рассматривать как совершенно другой, своеобразный вид деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гросс называл экспериментальными играми. Например, ребенок много раз подряд открывает и закрывает крышку, стучит, перекладывает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном смысле слова. Можно говорить о том, не стоят ли эти виды деятельности между собой в таком же отношении, как лепет в отношении к речи, но, во всяком случае, это не игра.

Игра как и труд и с ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется управление своим поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную – освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую – выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В современной школе, которая делающей ставку на интенсификацию и активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу приемов и методов и организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.


«Учебная деятельность» достаточно неоднозначное понятие и обычно рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

В советской педагогике и психологии учебная деятельность в младшем школьном возрасте определяется как ведущий тип. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

В трактовке направления Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова учебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков.

Формирование основных понятий учебного предмета в процессе учебной деятельности у студентов выстраивается как спиральное движение от центра к периферии, где в центре находится абстрактно-общее представление о сущности концепта. формируется, и на периферии эта общая идея конкретизируется, обогащается частными идеями и тем самым превращается в подлинную научно-теоретическую концепцию.

Смысл учебной деятельности заключается в том, что одним из ее результатов является изменение самого ученика, а содержание учебной деятельности состоит в усвоении обобщенных способов действия в области научных представлений. Эта теория получила дальнейшее развитие в результате многолетних экспериментальных исследований, проведенных под руководством Д. Эльконин, В.В. Давыдова, они доказали, что возможности усвоения научно-теоретических знаний недооценивались младшими школьниками, что такие знания им вполне доступны. Следовательно, основным содержанием образования должны быть научные, а не эмпирические знания; обучение должно быть направлено на развитие теоретического мышления студентов.

Если воспитательная деятельность ведется систематически то. Он способствует интенсивному развитию теоретического мышления по его предметам, основными составляющими которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.

Учебную деятельность нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые другие виды деятельности (в игровую, трудовую, спортивную и т.п.). Учебная деятельность предполагает усвоение именно теоретических знаний посредством дискуссий, осуществляемых школьниками и студентами с помощью учителей и преподавателей. Но если в учебную деятельность включить игровую, трудовую и спортивную деятельность, то это даст гораздо более высокий результат развития ребенка. Комплексное развитие детей, развитие их во всех сферах деятельности формирует в дальнейшем социально-развитую личность, готовую вступить во взрослую жизнь.


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1. Опытно - экспериментальные основы игры как средство воспитания младших школьников

Тестирование детей 

Целью тестирования являлось изучение отношения детей к игре и выявление их активности. Было проведено тестирование учащихся 2 класса. Приняли участие 26 человек (Приложение 1).

Анализ ответов учащихся с целью выявления отношения к игре.

На первый вопрос «Нравится ли тебе играть?» весь класс, а именно 26 человек, выбрал ответ да.

На второй вопрос «С кем ты любишь играть?» 16 человек выбрали ответ «с другом», 9 человек «с одноклассниками», 1 человек выбрал ответ «с родителями».

На третий вопрос «Сколько времени ты тратишь на игру?» 18 выбрали ответ «больше часа», 4 человека выбрали ответ «меньше часа», 4 ответили «один час».

На четвертый вопрос «В  какие игры тебе нравиться играть?» 15 человек ответили «подвижные», 10 человек выбрали ответ «познавательные»,  1 ученик выбрал ответ «сюжетно – ролевые».

И на пятый, последний, вопрос «Кто чаще всего является инициатором игр?» 10 человек выбрали ответ «твои друзья», 15 человек выбрали ответ «ты»,  1 ученик не мог выбрать один ответ, который больше всего ему подходит, и выбрал два ответа «ты – твои друзья».

По окончании тестирования, изучив ответы учащихся, можно сделать выводы: ученикам нравится играть в игры, при этом большая часть класса чувствует себе уверенней в игре, в которой дети играют с другом. Игра у детей занимает больше часа, популярны подвижные игры, инициатором игр являются сами дети. Эти дети являются активными и раскрепощенными. Меньшей части класса больше нравится играть с одноклассниками или с родителями, что говорит об их застенчивости: дети трудно привыкают к другим людям и уверенней себя чувствуют с родными и близкими людьми. Они не являются инициаторами игр, не так активны.

В ходе опроса и наблюдения было выявлено, что учебный процесс, в который включены различные игры, детям нравится гораздо больше, и они лучше усваивают учебный материал. На занятиях с играми большее количество детей включается в процесс, начинает работать, взаимодействовать друг с другом. Итог такой деятельности – усвоение материала, гораздо большего по объёму.