Файл: Игра как метод воспитания (Психолого-педагогическое образование).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРЫ
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
2.1Структуру игры составляют сюжет, содержание и мотивы.
2.4 Природа игры определяется по четырем аспектам
ОПЫТНО -ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОНЯТИЯ «УЧЕБНАЯ» И «ИГРОВАЯ» ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Функции игровой деятельности на перемене
ВВЕДЕНИЕ
"Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр." - писала Н.К. Крупская.
Как и другие области науки. Игра имеет большое значение в жизни человека. Еще с древних времен игра являлась неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника и школьника в целом. Таким образом, необходимо использовать игру как важный инструмент воспитания и обучения детей.
В различных системах обучения игре отводится большая роль. Ребенок от самого рождения и до наступления зрелости, активно используют игры в своей жизни. Дети самостоятельно придумывают игры и через них познают мир.
Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом, поэтому тема курсовой работы «Игра как метод воспитания» актуальна
Цель: изучение игры, как метод воспитания детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью исследования и для проверки выдвинутой гипотезы были выделены следующие задачи:
1) рассмотреть исторические предпосылки возникновения игры;
2) изучить сущность и основные функции игры в процессе воспитания;
3) ознакомится с различными видами игр, их роли в учебно-воспитательной практике;
4) провести тестирование детей с целью изучения отношения детей к игре и выявление их активности;
5) Изучить особенности учебной деятельности младших школьников
6) Выявить связь между игрой и учебной деятельностью младших школьников.
7) предложить методические рекомендации по организации игровой деятельности в начальной школе.
Объект исследования: воспитания детей с помощью игры.
Предмет исследования: игра, как средство воспитания младших школьников.
За последние годы накоплен большой экспериментальный и теоретический материал по вопросам организации жизни и деятельности детей в условиях, где ведущее место отводится использованию игровых приемов на уроках и собственно игре как форме организации детской жизни. Научный вклад в разработку технологии игры внесли: немецкий ученый К. Гросс, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Януш Корчак, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский.
В работе использовались следующие методы - анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; косвенные, прямые и проектирующие методики, такие как исследующее наблюдение, беседа;
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРЫ
Термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. По М.Ф. Стронину, игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих [8].
Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийся немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер.
Д.Б. Эльконин в своих работах рассматривает историю возникновения ролевой игры [3]. По его мнению, невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. Это и было так называемой ролевой игрой.
Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе [9].
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
2.1Структуру игры составляют сюжет, содержание и мотивы.
Сюжет игры - это непосредственное действие, воспроизводящее в игре житейские отношения или почерпнутое из прочитанной (прослушанной) сказки.
Содержание игры - это то, что возводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни, взаимоотношения во «взрослом» мире. Благодаря этому и реализуется основная функция игры - подготовка к серьезной, действительной жизни.
Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему. Значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к ее собственному внутреннему содержанию. В игровой деятельности людей отпадает возможное в их практической деятельности расхождение между мотивом и прямой целью действия субъекта. В игре совершаются действия, цели которых значимы для индивида по их внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.
Основные функции игры
Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания. С помощью игры познается мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, активизируется мышление.
Главное назначение игры - развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение.Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т. д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их объединяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.
К основным функциям игры относятся:
• коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т. е. устанавливает эмоциональные контакты;
• деятельностная - выявляющая взаимодействие людей
друг с другом и окружающим миром;
• компенсаторная- восстанавливающая энергию, жизнен
ное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;
• воспитательная- организующая деятельность человека.
Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;
• педагогическая, дидактическая - развивающая умения
и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);
• прогнозирующая- предсказывающая, экспериментирующая;
• моделирующая- связывающая действительность с нереальным;
• развлекательная- создающая благоприятную атмосферу,
превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;
• релаксационная- снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;
• психотехническая - перестраивающая психику игрока для
усвоения больших объемов информации;
• развивающая- корректирующая проявления личности
в игровых моделях жизненных ситуаций.
В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, играющие включаются в практическую деятельность, развиваются физически; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию активности, фантазии, нестандартного мышления. Широко используются игры ролевые, дидактические, сюжетные, подвижные, географические, литературные, математические, познавательные, шуточные и музыкальные. Подчинение правилам игры воспитывает организованность, умение управлять своими чувствами, эмоциями, способствует проявлению волевых усилий.
Широта кругозора человека, его творческая активность, эмоциональный настрой имеют большое значение в проведении деловых игр, в процессе которых проявляются индивидуальные особенности, вырабатывается интуиция, происходит раскрепощение, преодолевается психологический барьер, активизируется память.
2.2 Основные функции игры
Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания. С помощью игры познается мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, активизируется мышление.
Главное назначение игры - развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение.Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т. д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их объединяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.
К основным функциям игры относятся:
• коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т. е. устанавливает эмоциональные контакты;
• деятельностная - выявляющая взаимодействие людей
друг с другом и окружающим миром;
• компенсаторная- восстанавливающая энергию, жизнен
ное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;
• воспитательная- организующая деятельность человека.
Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;
• педагогическая, дидактическая - развивающая умения
и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);
• прогнозирующая- предсказывающая, экспериментирующая;
• моделирующая- связывающая действительность с нереальным;
• развлекательная- создающая благоприятную атмосферу,
превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;
• релаксационная- снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;