Файл: Игра как метод воспитания (Психолого-педагогическое образование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П.П. Блонский полагает, что игра есть только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка. Он склонен думать, что «игры вообще» не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно.

Представляется плодотворной мысль, Д.Б. Эльконина относительно расчленения понятия «игра». Игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гросс называл экспериментальными играми. Например, ребенок закрывает и открывает крышку, делая это много раз подряд, стучит, перетаскивает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном смысле слова. Можно говорить о том, не стоят ли эти виды деятельности между собой в таком же отношении, как лепет в отношении к речи, но, во всяком случае, это не игра.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - Это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

·развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

·коммуникативную - освоение диалектики общения;

·самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

·игротерапевтическую - реодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

·диагностическую - выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

·функцию коррекции - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

·межнациональной коммуникации - усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

·социализации - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

·в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

·как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

·в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);


·как технологии внеклассной работы

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Далее перейдем к рассмотрению понятия «учебная деятельность» и выясним какой смысл российские ученые вкладывают в него.

«Учебная деятельность» - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике. Учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков.

Формирование у учащихся основных понятий учебного предмета в процессе учебной деятельности строится как движение по спирали от центра к периферии, где в центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии это общее представление конкретизируется, обогащается частными представлениями и тем самым превращается в подлинное научно-теоретическое понятие.

Сущность учебной деятельности состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. Дальнейшее развитие эта теория получила в результате многолетних экспериментальных исследований, выполненных под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, которые доказали, что возможности младших школьников в усвоении научно-теоретических знаний недооценивались, что такие знания им вполне доступны. Поэтому основным содержанием обучения должны стать научные, а не эмпирические знания; обучение должно быть направлено на формирование у учащихся теоретического мышления.

Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.


Учебную деятельность нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые другие виды деятельности (в игровую, трудовую, спортивную и т.п.). Учебная деятельность предполагает усвоение именно теоретических знаний посредством дискуссий, осуществляемых школьниками и студентами с помощью учителей и преподавателей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Функции игровой деятельности на перемене

Подвижные перемены - это релаксация, оздоровление и развитие коммуникативных навыков. Досуг выполнит свои функции при нескольких условиях:

- Участие в игре - добровольное, по желанию.

- Для игры предназначено специальное место.

- Одновременное проведение нескольких игр дает детям возможность выбора.

- Правила должны допускать смену состава участников и быть предельно простыми.

- Сюжет - хорошо знакомый, интересный, отвечающий физической подготовке ребят.

- Игра обязана закончиться за 3 минуты до звонка на очередной урок.

-Разрабатывая сценарий активной перемены, педагог должен дифференцированно подойти к мальчикам и девочкам, ученикам с разным темпераментом, физическими данными.

Нелишним будет поощрять стремление детей играть самостоятельно.

Роль игр на перемене в школе:

- Адаптация к новым условиям младших школьников.

- Развитие ловкости, силы и сообразительности, выдержки, умения ориентироваться и быстро принимать правильные решения.

- Физическая разрядка. Во время активных движений ускоряется циркуляция крови по всему организму. Это профилактика застойных явлений и различных патологий.

- Сменив деятельность, дети поднимают себе настроение. У них формируется положительное отношение к занятиям.

- Снижение зрительного напряжения.


- Переключение внимания, профилактика утомления.

- Перед тем как выбрать определенную игру, необходимо поставить конкретную педагогическую задачу.

Эффективность проведения игры зависит от решения таких организационных факторов, как:

- умение доходчиво и интересно объяснить игру;

- размещение игроков во время проведения игры;

- определение ведущих;

- распределение на команды;

- определение помощников;

- руководства процессом игры;

- дозирование нагрузки в игре;

- окончание игры.

Приведем примеры игр для проведения на динамических паузах, больших переменах и в ГПД.

Перебежки

Участники встают в круг, сохраняя дистанцию в 3 шага. Один — в середине. Каждый ученик помечает свое местоположение кружком вокруг ног на земле.

Ребенок в центре подает команду: «Меняйтесь!» Услышав это, дети пересекают круг и меняются местами. Водящему надо не упустить момент и попытаться занять любое свободное место.

Глухой телефон

Дети делятся на две команды. Побеждает та, которая правильнее передаст по «телефону» загаданное слово. Ведущий придумывает его и тихонько говорит на ухо первым игрокам из каждой команды. Они говорят его следующим и так далее. Последний ребенок громко называет услышанное.

С большем количеством игр можно ознакомиться в приложении 2.

Игры для проведения в ГПД

У воспитателей групп продленного дня большие возможности научить детей многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт. Для этого создаются необходимые условия, расписанием предусматривается специальное время. Не следует, однако, занятия играми ограничивать только этим временем. Игра должна органически войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаться с другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс - в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым помощником воспитателя.

Салочки

 Все гоняются друг за другом; сначала выбираю одного пастуха, затем двух волков – остальные овцы. Овцам надо спасаться от волков, волкам – гоняться за овцами, а пастуху – уберечь стадо и преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит всех волков, а волки – если поймают всех овец. Для того чтобы взять верх над соперником, дети проявляют не только проворство, но и хитрость.


Приложение 3.

Рекомендации по организации игр на уроках

Этапы и успех проведения дидактической игры на уроке.

Подбирая ту или иную дидактическую игру, учитель должен помнить, что процесс создания игры содержит ряд состояний:

а) выбор темы игры;

б) определение целей и задач игры;

в) подготовка и проведение игры (сообщение учащимся темы игры, подготовка раздаточного материала, проведение игры, подведение итогов).

Успех проведения игры зависит от соблюдения некоторых требований:

а) игра должны соответствовать учебной программе;

б) игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не слишком сложными;

в) соответствие игры возрастным особенностям учащихся;

г) разнообразие игр;

д) привлечение к играм учащихся всего класса.

Проблемы и ограничения при проведении дидактических игр.

Во время проведения дидактических игр у учителей возникает множество проблем:

- по какому принципу отбирать учебный материал для создания игр

- какое место дидактических игр в ряду других форм и методов обучения

- как одному учителю совладать с классом во время игры

В обучающих играх нет тех, кто проиграл или выиграл, здесь выигрывают все. Их можно проводить на любом этапе урока. Это позволит выявить знания ученика и умение пользоваться ими.

Однако существуют и ограничения для проведения дидактических игр:

- Не следует организовывать учебную игру, если ученики недостаточно знают тему.

- Нецелесообразно вводить игры на зачетах и ​​экзаменах, если они не использовались в ходе обучения.

- Не следует применять игры для тех предметов и программных тем, если они не могут дать положительного эффекта.

Игра в начальных классах является средством познания окружающего мира и себя в нем, осознания детьми цели своей деятельности, опредмечивания абстрактных понятий, развития творческого воображения и способностей, установленных человеческими отношениями. Игра помогает развивать творческое воображение и творческие способности ребенка.

От урока к уроку должны меняться сюжеты, игровые ситуации. Постепенно интересная игра, творческая композиция слов перерастают в настоящую учебно-познавательную работу.

Приведем примеры дидактических игр, которые можно применять на уроках математики.