Файл: Игра как метод воспитания (Психолого-педагогическое образование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

психотехническая - перестраивающая психику игрока для
усвоения больших объемов информации;

развивающая- корректирующая проявления личности
в игровых моделях жизненных ситуаций.

В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, играющие включаются в практиче­скую деятельность, развиваются физически; с другой - получа­ют моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятель­ности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию ак­тивности, фантазии, нестандартного мышления. Широко ис­пользуются игры ролевые, дидактические, сюжетные, подвиж­ные, географические, литературные, математические, познава­тельные, шуточные и музыкальные. Подчинение правилам иг­ры воспитывает организованность, умение управлять своими чувствами, эмоциями, способствует проявлению волевых усилий.

Широта кругозора человека, его творческая активность, эмо­циональный настрой имеют большое значение в проведении деловых игр, в процессе которых проявляются индивидуальные особенности, вырабатывается интуиция, происходит раскрепо­щение, преодолевается психологический барьер, активизируется память.

2.3 Классификация игр

Классификация игр дает основание уточнить системы сопод­чинения игр того или иного целевого назначения; позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, их осмыс­ленного использования.

Вместе с тем важно помнить, что дело не в самой игре или ее игровом результате, а в том, в какие взаимоотношения и с кем вступает игрок, какие качества приобретает, чему учится, что познает и открывает в себе, как реабилитируется, самовыража­ется, воздействует на окружающий мир и т. п. Важно знать, что игра - явление многогранное: она редко выражает до конца ту или иную тенденцию; расчет и мастерство здесь стыкуются с фактором случайного везения; подражание и творчество в ней взаимосвязаны; правила модернизируются и усложняются в процессе игры; заданность ее прерывается импровизацией и что сама игра насыщена элементами труда, искусства, движе­нием, познанием и др.

Значение игры нельзя исчерпать и оценить креативными (развлекательно-занимательными) возможностями. В том и со­стоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, игру-обучение, игру-те­рапию, игру-модель типа человеческих отношений и проявле­ний в труде. Она является основой досуга, потому что не задает­ся и не ограничивается конкретным содержанием - темой игр может быть любая деятельность человека. Но она же способна сохранять свою ценность как своеобразный вид деятельности, например,выступать в виде «квипрокво» (путаницы, недоразу­мения, мистификации, нелепицы).


2.4 Природа игры определяется по четырем аспектам

1. Игра есть условность, которая может проявляться по-раз­ному: и как условность состязания, и как условность представ­ления (роль, кукла, знак, обозначение).

2. Функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой правил, которые в основном опреде­ляют нормы (порядок взаимоотношений участников).

3. Игра как самостоятельное явление культуры занимает в ней определенное место, имеет особые механизмы встраивания.

4. Сущность игры заключается в апробации, закреплении, выявлении некоторых норм отношений между людьми (как со­циальных, так и личностных) и в установлении гибких переходов в этих отношениях.

Классификация игр как отражение известной и непредсказуе­мой деятельности, регулирующей творческую активность индиви­да, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется задачей важной и перспективной.

Игры в настоящее время выходят на новый, высокий уро­вень, используются разнообразно и результативно. Не отрицая иных подходов к их классификации, за ее основу предлагается взять человеческую деятельность, которую игры отражают. С одной стороны, такая деятельность, ее вертикальные и гори­зонтальные связи - это досуг (собственно игра), познание, труд, общение. С другой стороны - это психофизическая интеллекту­ально-творческая и социальная деятельность. Эти виды деятель­ности взаимопроникают друг в друга, имеют свои модели, структуры, функции, элементы, результаты.

С этой позиции все игры подразделяются на следующие виды:

1. Физические и психологические игры и тренинги- двигательные (спортивные, подвижные, моторные), экстатические
(приводящие в восторг и состояние экстаза), экспромтные игры
и развлечения, освобождающие от комплексов, стрессов, лечебные игры и забавы.

2. Интеллектуально-творческие игры- предметные за­бавы, сюжетно-интеллектуальные, дидактические игры (учеб­но-предметные, обучающие, познавательные), строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные и другие; игровые методы обучения.

3. Социальные игры- творческие сюжетно-ролевые (под­ражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы), деловые игры (организационно-деятельностные, организацион­но-коммуникативные, ролевые, имитационные).


4. Комплексные игры- коллективно-творческая, досуговая деятельность.

5. Шоу-игры- конкурсы, викторины, лотерея, аукционы. Рассматривая их с точки зрения жанровой и тематической принадлежности, можно выделить музыкальные, спортивные, интеллектуальные, профессиональные и т. д.

Игры можно классифицировать по внешним признакам:содержанию, форме, месту проведения, составу и количеству участников, степени регулирования и управления, наличию ак­сессуаров. Рассмотрим некоторые из них.

По содержанию. Это определяющая сторона игры как тако­вой. Оно представляет единство всех составных элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание включает фабулу, тему, интригу, задачи игры, т. е. это основная направленность игры. По содержанию игры с готовыми правилами подразделяются на спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хоро­водные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологи­ческие игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т. д. По содержанию «вольные» (сво­бодные) игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию; этнографические игры и т. п. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные игры, игры ложного риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые). Содержание же дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, органично объединяющие игры разного вида.

По форме. Форма в философской трактовке есть способ су­ществования и выражения содержания. Она означает внутрен­нюю организацию содержания и связана с понятием «структура».

В самостоятельные типовые группы целесообразно выделить следующие игры: детские всех типов; игры-празднества; игро­вой фольклор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, противоборства, соперничество, конкурсы, эстафеты и старты; свадебные обряды, игровые обы­чаи; мистификация, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маска­рады; игровые аукционы и т. д.

Интенсивное использование игр во второй половине XX в. в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые (имитационные, организационно-деятельностные, игры-маневры и т. п.). Первые есть собст­венно игры, вторые - модельно-обучающие, в которых игра -технический способ обучения.


По времени проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезон­ными, илиприродными (зимние, весенние, летние, осенние). Различаются по объему времени (длительные, временные, крат­ковременные, игры-минутки).

По месту проведения. По этому признаку выделяются: на­стольные (застольные) игры, комнатные, уличные, дворовые; игры на воздухе ина местности (в лесу, поле, на воде, турист­ской площадке и т. д.), игры на празднике и эстраде.

По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей. Объективно существуют игры мальчиков (подростков, юношей, мужчин) и игры девочек, де­вушек и женщин. В вышеупомянутых играх - особые рефлек­сия, традиции, приметы пола.

По количеству участников различаются одиночные, индиви­дуальные, парные, групповые, командные и массовые игры.

По степени регулирования, управления. Существуют игры, организованные менеджером-аниматором, спортивным инструк­тором (стихийные, импровизированные), экспромтные, возник­шие спонтанно по прихоти туристов.

По наличию аксессуаров, необходимых для игры (инвента­ря, предметов, игрушек, костюмов и т. п.). Различаются игры без предметов и с предметами, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.

В основе классификации по внутренним признакам игрылежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обособленность, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсив­ность поведения в игре). Игры могут быть заданного типа или импровизированными, самобытными или подражательны­ми, с меньшей или большей дозой риска, пассивными или ак­тивными и т. п.

В системе классификации модельно-социальных формраз­личают игру- состязание, игру-правосудие, игру-театр, игру-поэ­зию, игру-дипломатию, игру-войну и т. д., т. е. боевые, любовные, подражательные, социальные, драматические. Группировка игр по таким критериям построена прежде всего на идее соци­альной деятельности.


ОПЫТНО -ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Тестирование детей 

Целью тестирования являлось изучение отношения детей к игре и выявление их активности.

Было проведено тестирование учащихся 2 класса. Приняли участие 26 человек (ПРИЛОЖЕНИЕ).

Анализ ответов учащихся

Анализ выявления отношения к игре:

На первый вопрос «Нравится ли тебе играть?» весь класс, а именно 27 человек, выбрали ответ да.

На второй вопрос «С кем ты любишь играть?»

18 человек выбрали ответ «С другом»,

7 человек «С одноклассниками» 

2 выбрал ответ «С родителями».

На третий вопрос «Сколько времени ты тратишь на игру?»

12 выбрали ответ «Больше часа»,

2 человека выбрали ответ «Меньше часа»

3 ответили «Один час».

На четвертый вопрос «В  какие игры тебе нравиться играть?»

20 человек ответили «Подвижные»,

5 выбрали ответ «Познавательные»

2 ученик выбрал ответ «Сюжетно – ролевые».

И на пятый, последний вопрос «Кто чаще всего является инициатором игр?»

15 человек выбрали ответ «Твои друзья»,

7 человек выбрали ответ «Ты»

5 учеников выбрали 2 ответа «Ты – Твои друзья».

В конце проведения тестирования изучив все ответы учащихся, можно сделать такой вывод, что всему классу нравиться играть в игры.

Большая часть класса чувствуют себе уверенней в игре, когда играют с другом, игра у детей занимает больше часа, популярны больше подвижные игры и инициатором игр являются они сами. Эти дети являются активными и раскрепощенными. Меньшей части класса больше нравиться играть с одноклассниками или с родителями, это говорит о том, что они застенчивы, трудно привыкают к другим людям и уверенней себя чувствуют с родными и близкими людьми. Они не являются инициаторами игр, не так активны.

ПОНЯТИЯ «УЧЕБНАЯ» И «ИГРОВАЯ» ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Понятия «учебная» и «игровая» деятельность анализировались многими видными российскими и советскими педагогами, поэтому определений этим понятиям существует несколько. Рассмотрим некоторые из них.

К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т.п.