Файл: Основные функции в системе менеджмента (Концептуальный и содержательный аспект системы менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Коллективно-групповые мотивы, такие как товарищество и взаимовыручка.

3. Индивидуально-личностные мотивы — это стремление испытать себя, показать окружающим свои возможности.

4. Материальная мотивация.

5. Нематериальная мотивация.

Виды нематериальной мотивации:

- возможность карьерного роста;

- наличие права голоса при принятии важных для предприятия решений.

Мотивационная система должна опираться на определенную нормативную базу. Каждый подчиненный должен знать:

- Какие конкретно требования к нему, его трудовым функциям предъявляются.

- Какое вознаграждение получит он при неукоснительном их соблюдении.

- Какие последуют санкции в случае их нарушения.

Хорошая дисциплина всегда включает элементы принуждения, ограничивая тем самым свободу выбора вариантов возможного поведения. Но грань между мотивируемым и контролируемым поведением условна, потому что подчиненный с сильной трудовой мотивацией обладает привычкой добросовестно выполнять требования, наделен самодисциплиной.

Существуют следующие принципы мотивации:

- Открытость, объективность.

- Любая мотивационная система должна быть максимально понятна и справедлива.

- Поощрение за результат. Поощрение — основной мотив.

- Должно соблюдаться правильное соотношение поощрений и наказаний в пользу первых.

- Преобладание, разнообразие нематериальной мотивации.

- Повышение самостоятельности, ответственности.

- Мотивация должна гармонично вливаться в общую организационную систему подразделения.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что эффективность управления зависит от успешного мотивирования. Сам процесс мотивирования является воспитательной работой и требует от руководителя больших усилий, знаний и способностей. Для качественного выполнения запланированной работы необходим стимул, который в свою очередь будет порождать мотивы. В современном мире мотивация базируется на знаниях и механизмах психологии.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Лях Д. Ю., Яцук К. В. Функции управления // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 659-662. — URL https://moluch.ru/archive/133/37448/ (дата обращения: 29.09.2018).

2.4. Функция контроля

Как известно, контроль – это процесс, при котором руководитель проверяет правильность своих решений и нуждаются ли нуждаются они в корректировке. Контроль является одной из основных функцией управления, потому как посредством контроля реализуется обратная связь между руководителем и подчиненными, и именно он создает условия для заблаговременной корректировки ранее принятых планов путем применения распорядительных методов [1, С.527].


Контроль деятельности подразделения — это необходимая функция управления, предусматривающая определение показателей оценки эффективности деятельности подразделения, корректировку управленческих процессов, если значения показателей существенно отличаются от их требуемых значений [8, С.662].

Существует три вида контроля:

− предварительный,

− текущий,

− заключительный.

Предварительный контроль реализуется с помощью анализа деловых и профессиональных знаний и навыков, и выбора наиболее квалифицированных специалистов, проведения психологических тестов и определения профессиональной пригодности.

Текущий контроль организуется согласно тем задачам, выполнение которых идет непрерывно (например, бесперебойное производство). Руководитель может наблюдать за подчиненными, посещая места их работы, что позволит ему оценить качество и своевременность их работы.

Заключительный контроль реализуется по окончании выполнения работ. При этом либо сразу по завершении контролируемой деятельности, или после определенного времени полученные результаты сравниваются с ожидаемыми [1, С.528].

Использование того или иного вида контроля зависит от выполняемой задачи, условий ее выполнения и других факторов.

Контроль управления предназначен обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения изменений в запланированные показатели развития предприятия. Таким образом, управленческий контроль выступает одним из главных инструментов выработки стратегии принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование организации и достижение ею намеченных целей [16].

Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций, поскольку позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до формирования кризиса. Любое предприятие должно обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они занизят показатели деятельности организации. Именно поэтому необходимо осуществлять контроль управления.

Основными целями контроля управления являются поиск слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения, а также обеспечение соответствия между намеченными планами и проводимыми мероприятиями.

Объектами контроля являются:

- предметы и средства труда;

- персонал предприятия;

- управленческие, а также производственные процессы.


Для осуществления контроля необходимо наличие планов, так как невозможно определить на сколько эффективна чья- либо деятельность, если неизвестны ее цели и наличие организационной структуры, поскольку для осуществления контроля необходимо знать, кто ответственный за данный участок работы.

Управленческий контроль включает в себя 10 стадий:

1. Выбор концепции контроля (глобальный или частный).

2. Назначение цели контроля (решение о эффективности, правильности, регулярности, целесообразности процесса управления).

3. Планирование проверки.

Объектами контроля могут выступать показатели, потенциалы, методы, результаты предприятия и так далее.

За проверяемые обычно принимаются правовые, этические и производственные нормы.

Субъектами контроля назначаются внутренние или внешние органы контроля.

Объем контроля бывает выборочный, сплошной и полный.

Средства контроля подразделяются на ручные, автоматические и компьютеризированные.

4. Определение значений действительных и предписанных.

5. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).

6. Выработка решения, определение его значимости.

7. Документирование решения.

8. Метапроверка (проверка проверки).

9. Сообщение решения (устное и письменный отчет).

10. Оценка решения (анализ отклонений, поиск причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков) [3, С. 159].

С целью решения о контроле и исследования действий контролирования имеют все шансы обладать значимостью несколько критериев: эффект влияния на людей, задачи контроля, его пределы и его результативность.

В процессе контроля есть четко реализуемые этапы. На каждом этапе выполнения поставленных задач реализуется комплекс мер, которые являются составляющим контроля. Для полного выполнения задачи контроля существуют требования, которые помогают данной функции реализоваться в полном объеме.

Таким образом, целью контроля является осуществление обратной связи в системе управления повседневной деятельностью войск, выявлении отклонений и недостатков в реализации ее целей и задач и принятии мер по обеспечению их достижения.

Цели контроля:

а) сохранение и минимальные затраты при использовании различных ресурсов;

б) готовность организации, как к внутренним, так и к внешним переменам;

в) обеспечение продуктивной деятельности системы, а также ее устойчивости и развития при высокой конкуренции [1, С.529].


Достижение целей системы реализуется посредством основных показателей эффективности управления:

– соответствие деятельности организации выбранным направлению действий и планам;

– устойчивость;

– способность сохранять ресурсы и потенциал организации;

– полнота и правильность документации, и качество исходной информации для принятия целесообразных управленческих решений;

– согласованность по месту, цели и времени; – разумное и экономное использование всех видов ресурсов;

– соблюдение установленных требований, правил, приказов и инструкций, организация делопроизводства;

– соблюдение требований, установленных действующим законодательством.

В результате рассмотрения данных задач, возникает необходимость создания эффективной системы контроля [16].

В управленческом контроле применяются последующие виды нормативов: затратные, натуральные, капитальные, доходные, целевые, программные, нематериальные.

С поддержкой контролирования обнаруживаются ровно как минусы, как и положительные стороны в работе компании, какие следует в дальнейшем совершенствовать.

Главная цель управления состоит в обеспечивании организации достижения собственных задач. Непосредственно на стадии контролирования проверяется, в какой степени проведение разных мероприятий разрешило найти решение установленной проблемы. Для руководителя контроль значит возможность сохранять сотрудников в конкретных рамках и гарантирует подчинение, так как ограничения ликвидируют вероятность операций, наносящих ущерб компании. Они вынуждают любого осуществлять себя в соответствии с её целями.

Таким образом, контроль является одной из основных функцией управления, потому как посредством контроля реализуется обратная связь между руководителем и подчиненными, и именно он создает условия для заблаговременной корректировки ранее принятых планов путем применения распорядительных методов.

В целом, взаимосвязь функций управления в организации можно схематично изобразить следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Взаимосвязь функций управления в системе менеджмента

В целом, все управление полностью зависит от личностных качеств руководителя и должностных лиц органов управления. Профессиональная подготовка, уверенность в правильности действий, высокая требовательность и доверие позволяют руководителю подчинить своей воле большие коллективы, мобилизовать по максимуму их физические, интеллектуальные и духовные силы на успешное выполнение поставленных задач. Воплощение всех этих принципов невозможно без высокого уровня организаторских способностей, качественного планирования и контроля при решении поставленных задач, а также правильной мотивации подчиненных.


Согласно процессному подходу, взаимосвязь функций управления дополняется процессом коммуникаций и процессом принятия решений.

Процесс коммуникаций – связывающий процесс дающий возможность протекать всему процессу управления – это процесс обмена информацией.

Процесс принятия решений – основная деятельность менеджера – это выбор альтернативы.

Два указанных связывающих процесса подводят нас к понятию взаимосвязи функций менеджмента. Суть это связи состоит в том, что функции управления выполняются, последовательно начиная с планирования заканчивая контролем. Но они не смогли бы осуществляться, если бы не было связи между этими функциями. Роль связующих выполняет обмен информацией и принятие решений.

В этом случае можно схематично изобразить взаимосвязь функций управления по процессному подходу на рисунке 2.

Рис. 2. Взаимосвязь функций менеджмента

Эта схему часто называют цикл менеджмента. Все стрелки на схеме это связывающие процессы - коммуникации и принятие решений.

Таким образом, все функции между собой взаимосвязаны, все выполняют общую плановую цель. Но для того чтобы функция смогла работать, необходима информация и необходимо принятие решений. В целом, этот вид циклический взаимосвязанный процесс работы функций управления в системе менеджмента.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Система менеджмента является объектом администрирования и субъектом управления, связанным упорядоченным и направленным взаимодействием между ними. Система менеджмента – это система управления ресурсами (человеческими, финансовыми, техническими и т. д.) для достижения заранее определенных целей.

2. В первую очередь рассмотрен содержательный аспект управления в виду того, что структура управления выступает в форме процесса управления, а функции управления отражают его содержание. Эта зависимость ставит на первое место функции управления, а на второе место структуру управления. Поэтому в первую очередь необходимо определить, какие функции и сколько их потребуется для управления в определенных рабочих условиях, а только потом формировать необходимые элементы (подразделения) управления. Следовательно, функция управления – это направление или тип управленческой деятельности, необходимой для выполнения менеджером, с использованием специальных приемов и методов.