Файл: Понятие и предмет право социального обеспечения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Любую науку рассматривают как сложный саморегулирующийся механизм, ориентированный на дальнейшее углубление и развитие знаний о закономерностях природы, общества и мышления. С позиции философского подхода систему научных знаний необходимо рассматривать через призму ее составляющих элементов: понятий, категорий, гипотез, концепций, теорий, доктрин, а также принципов - идей, которые являются основаниями построения теорий.

В современном обществе все в большей степени нарастает интенсивность и многообразие рисков, влекущих за собой необходимость социальной защиты. Российская Федерация, признавая себя социальным государством, создает условия, обеспечивающие поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Сформирована самостоятельная отрасль права социального обеспечения, изучению которой особое внимание придается при подготовке юристов.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность курсовой работы и определили ее цель и задачи.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, которые складываются в процессе формирования современной концепции права социального обеспечения.

Предметом - правовые нормы, регулирующие отношения социального обеспечения в России.

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие и предмет права социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи:

- рассмотрены сущность и современные концепции права социального обеспечения;

- изучены функции права социального обеспечения;

- становление и развития права социального обеспечения

- содержание права социального обеспечения

Научная проработанность темы. Вопросы, связанные с понятием и предметом право социального обеспечение, исследовалось в работах таких авторов как: Фогель Я.М., Павленко А.С., Зайкин А.Д., Астаева М.Г. и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Глава 1 Право социального обеспечение и его место в общей системе права

1.1 Современные концепции права социального обеспечения.

Существуют несколько вариантов научного определения понятия «социальное обеспечение».

Теоретические основы формирования системы социально- обеспечительных отношений впервые исследовал А.С. Павленко. В 1966 он, учитывая тогда еще советскую систему социального обеспечения, обосновал особенности этих отношений:

1) алиментарный характер;

2) специфический субъектный состав (граждане и государственные органы);

3) финансовый источник - общественные фонды;

4) основание возникновения - лицо не работает из-за неработоспособности или освобождено государством от этой обязанности[1].

Впоследствии в отраслевой правовой литературе появилось несколько концепций обоснования сферы социально-обеспечительных отношений, каждая из которых доказывала необходимость формирования на их основе отдельной отрасли права. Наиболее известными считаются четыре концепции: нетрудоспособности, социальной элементарности, индивидуальной формы распределения и социального риска.

Автор концепции нетрудоспособности (Я.М. Фогель) исходили из того, что отношения социального обеспечения - это отношения по оказанию помощи за счет общественных фондов только нетрудоспособным гражданам. Нетрудоспособность рассматривалась ими как несостоятельность человека самостоятельно осуществлять общественно-полезную деятельность по состоянию здоровья, по возрасту и по другим причинам[2].

Эта концепция была одной из первых, а потому вполне закономерно, что в современных условиях она не совсем полно отражает систему социально-обеспечительных отношений. Ведь за счет социальных фондов также осуществляется финансирование социальных выплат и трудоспособным гражданам. В частности, эта теория оставляет вне сферы социально-обеспечительных отношений те из них, которые касаются обеспечения семей с детьми государственными пособиями; предоставление населению субсидий, материальной адресной помощи малообеспеченным семьям, пособия по безработице и т. д.

Концепция социальной элементарности (А.Д. Зайкин, Р.И. Иванова) базируется на том, что социально-обеспечительные отношения имеют алиментарный характер, то есть материальное обеспечение и услуги осуществляются за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения, государственного или местных бюджетов осуществляется бесплатно и находится вне связи с трудовой деятельностью или уплатой страховых взносов - без эквивалентная, но с учетом трудового (страхового) стажа, или частично неэквивалентно, как правило, на недоговорной основе[3]. Социальная элементарность, по нашему мнению, не может быть определяющим признаком социально- обеспечительных отношений, а поэтому, опираясь на концепцию социальной элементарности, нельзя обосновать, например, природу отношений по предоставлению государственных пособий и отношений в сфере государственной формы обучения.


Концепция индивидуальной формы распределения (В.Ш. Шайхатдинов) социального обеспечения считаются отношения по непосредственному материальному (денежному) обеспечению конкретного гражданина (например, предоставление пенсии). Однако, индивидуальная форма распределения не может быть определяющей при выяснении социально-обеспечительных отношений, поскольку одним из видов социального обеспечения считается также социальное обслуживание. А оно обычно предусматривает коллективные формы потребления социальных фондов (сюда относятся: социальное обслуживание граждан в домах-интернатах, домах престарелых и т.п.), а, следовательно, понятно, что форма потребления (индивидуальная или коллективная) не может быть определяющей при выделении социально обеспечительных правоотношений[4].

И, наконец, последняя концепция определения социально- обеспечительных отношений базируется на довольно распространенной теперь теории социального риска. Большинство ученых (Н.Б. Болотина, А.Е. Мачульская, В.Д. Роик) считают, что именно социальные риски - события, в результате которых лицо теряет средства к существованию по не зависящим от него обстоятельствам, является тем определяющим критерием, благодаря которому можно наиболее полно и объективно определить сферу социально-обеспечительных отношений.[5]

Такой подход к определению социально-обеспечительных отношений, учитывая объективный характер тех социальных рисков, которые положены в основу возникновения у лица права на социальное обеспечение, можно считать наиболее приемлемым для характеристики одного из важных видов общественных отношений, складывающихся в сфере социальной защиты населения. Вместе с тем, социальное обеспечение как совокупность общественных отношений по материальной поддержке лиц, подвергшихся социальному риску, заключаются в выплате пенсий, пособий, предоставлении льгот и социальных услуг, в основе своего существования имеют конкретные, определенные законодательством обстоятельства (действия). Участниками таких отношений выступают специализированные страховые фонды, государственные органы, общественные и частные учреждения, призванные оказывать помощь и уход таким лицам. Поэтому социально-обеспечительные отношения нельзя определять, только учитывая социальные риски, которые лежат в основе возникновения у лица права на социальное обеспечение. Фактически такие отношения будут иметь место при осуществлении лицом этого права на социальное обеспечение (диспозитивный характер регулирования отношений)


1.2 Функции права социального обеспечения

Вопрос о функциях права социального обеспечения, поставленный в теории права социального обеспечения в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века, на сегодняшний день не потерял своей актуальности, более того, нуждается в определенном теоретическом переосмыслении.

В массиве теоретической литературы по данной проблематике выделяются работы таких известных теоретиков права, как А.С. Павленко обосновавшего функциональный подход к системам права, согласно которому функция какой-либо группы норм определяет их существование как самостоятельного структурного подразделения[6]. Очень большое значение изучению функций придавала А.И. Бондарева [7].

Один из первых ученых в праве социального обеспечения, поднявшим вопрос о функциях является Т.К. Миронова[8]. Ей был обоснован системный подход к изучению функций в праве социального обеспечения, согласно которому функция понимается как проявление свойств и качеств во взаимодействии с другими объектами, т. е. при «воздействии на среду», в то же время сама отрасль права представляет собой систему, формирующую функции отрасли. При этом разграничены и на теоретическом уровне были обоснованы отличия функций социального обеспечения от функций права социального обеспечения, показана определенная зависимость функций от целей и задач.

На сегодняшний день при рассмотрении вопроса о функциях необходимо исходить из единства двух моментов, определяющих понимание данного понятия, это – назначение права в обществе и основные направления воздействия права на общественные отношения. Также следует отметить, что в правовой теории различаются функции права и функции правовой системы, а также функции права и функции государства. Применительно к праву социального обеспечения выделяются функции отрасли права и функции социального обеспечения[9].

Поскольку в научной литературе функцию связывают с определенным воздействием, действием, то вполне вероятно, что природа функций права заложена в юридической обязанности, т.е. обязанности по совершению действий и достижению цели.

Особенностью частноправовых отношений является то, что в данных правоотношениях обязанности устанавливаются соглашением сторон и регулируются сторонами в их интересах. Именно поэтому в частноправовых отношениях особое значение придается регуляционной функции права. Публично-правовые отношения по своей природе иные. Основу данных отношений составляют обязанности определенного субъекта, возложенные на него силой закона. Действия лица по исполнению обязанностей всегда регламентированы правом, осуществляются в рамках правоотношений, хотя содержательное наполнение обязанностей может быть разное. Из этого следует, что в публичных отношениях регулятивный компонент не имеет принципиального значения в силу того, что публичные правоотношения не могут существовать иначе как правовые. Значение при этом имеет материальное содержание правоотношений, для права социального обеспечения это то, какие именно действия выполняет орган социального обеспечения, какие виды социальной защиты предоставляются.


Следует обратить внимание, что, изначально, при определении понятия функция большинство авторов отталкиваются от понимания функции, как свойства права или проявления свойства. В дальнейшем практически все останавливаются на положении, что функции права – это основные направления воздействия права на:

а) общественные отношения,

б) на общественную жизнь.

Определение функции как направления воздействия права, безусловно, на сегодняшний день, является основным определением в теории права. Но научный анализ понятия функций требует, чтобы направление воздействия права рассматривалось именно как свойство права, а точнее проявление его сущностных свойств.

А.С. Панасюра, рассматривая функции права, обращает внимание на то, что функции являются проявлением имманентных, специфических свойств права[10]. Т.К. Миронова связывает функции права не просто со свойствами, а с социальным назначением права[11]. М.Г. Астаева при изучении функций права социального обеспечения исходит из того, что именно посредством осуществления функций выполняется роль социального обеспечения в обществе, реализуются стоящие перед ним задачи, осуществляется его влияние на различные общественные процессы[12].

Право социального обеспечения, как, впрочем, и другие отрасли права, и общая теория права, традиционно подходит к рассмотрению функций с позиции многофункциональности, и различные авторы высказываются о таких функциях как экономическая, социальная, политическая, демографическая. М.В. Лушникова и А.М. Лушников, указывают, что приведенные выше функции являются, в какой-то степени, не специфичными для права социального обеспечения, они являются отражением общеправовых функций, и предлагают в качестве отраслевых функций рассматривать защитно-компенсационную и социально-адаптационную[13]. Достаточно развернутая система функций (с выделением подфункций) приводится в работах М.Г. Астаевой, при этом защитная и компенсационная функции выделены в качестве подфункций[14].

С точки зрения системности и функционального анализа система может иметь самостоятельную функцию, причем эта функция не будет равняться сумме функций ее элементов если данная система является органической системой, т. е. системой, в которых между элементами существуют тесные связи, в которых составные части органически связаны между собой и отсутствие какого-либо элемента системы может привести к ее разрушению. В противоположность органическим системам сумативные (иногда именуемые простыми системами) системы, представляющие собой простую сумму элементов, не связанных органическими связями, не обладают таким качеством, как наличие самостоятельной функции. Каждый элемент сумативной системы имеет свою функцию, в итоге, это выражается в наличии множества функций системы. Как правило, сумативные системы представляют собой комплексы элементов, объединенных по принципу однородности.