Файл: Понятие и предмет право социального обеспечения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всеобщность как принцип права социального обеспечения нашла свое выражение в международных документах. Всеобщая декларация прав человека (ст. 22) провозглашает: «Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства». А в ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах записано: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование».

В-третьих, универсальность содержания прав, охватываемых правом социального обеспечения. Право на социальное страхование, право человека на обеспечение в старости, право на социальную помощь и обслуживание при социальной недостаточности и другие — это общие права всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит.

В-четвертых, неограниченность географии распространения. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переместился, — в любом месте он обладает правом на социальное обеспечение.

Принцип всеобщности права на социальное обеспечение пронизывает нормы каждой под отрасли и института отрасли права социального обеспечения.

Однако с реализацией принципа всеобщности права на социальное обеспечение дело обстоит не так просто. Здесь многое зависит от гарантий, установленных государством, от его экономических и финансовых возможностей. Например, не вполне благополучно обстоит дело со всеобщностью права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Общедоступно, т. е. бесплатно, оказывается медицинская помощь лишь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета. В то же время действует целая система частных лечебных заведений — от стоматологических до онкологических, которая большинству людей недоступна.

Принцип всеобщности права на социальное обеспечение имеет огромное общественно политическое значение. Он исключительно выпукло подчеркивает особенности и возможности Российской Федерации как социального, демократического и правового государства.


Принцип установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Данный принцип также провозглашается Конституцией РФ. В ч. 1 ст. 7 Конституции записано: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако о реализации указанного принципа можно говорить лишь тогда, когда будет, установлен такой уровень социального обеспечения, который позволит человеку вести достойную жизнь.

Осуществление данного принципа предполагает, что достойную жизнь каждого человека может обеспечивать доход не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного, объективно определяемого в установленном законом порядке. В качестве социального стандарта этого уровня признается официально фиксируемый прожиточный минимум, представляющий собой стоимостную оценку потребительской корзины (минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и сборы.

В целях реализации этого стандарта был принят Федеральный закон № 134ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее — Закон о прожиточном минимуме), которым установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан: минимального размера пенсии, минимальной заработной платы, иных фиксированных социальных выплат.

Этой же цели послужило принятие Федерального закона № 201ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (далее — Закон о потребительской корзине в целом по РФ), действие которого систематически продлевалось законодателем (так, потребительская корзина для основных социально демографических групп населения в целом по Российской Федерации в 2014 г. была установлена по нормам, предусмотренным данным Законом).

Правительством РФ ежеквартально, начиная с 2000 г., устанавливается величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения и по основным группам населения (для трудоспособного населения, пенсионеров и детей). В субъектах РФ величина прожиточного минимума устанавливается в порядке, определенном законами каждого субъекта. Однако механизм поэтапного приближения размеров денежных выплат по социальному обеспечению к величине прожиточного минимума как государственная гарантия реализации права каждого на достойные условия жизни специальным законом, к сожалению, не закреплен.


Следует отметить, что принцип установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, нельзя абсолютизировать для каждого отдельного вида социального обеспечения, поскольку, во-первых, обеспечение уровня жизни не ниже прожиточного минимума может достигаться совокупностью предоставляемых человеку видов социального обеспечения, во-вторых, виды социального обеспечения имеют различные цели, и в-третьих, специфика некоторых видов социального обеспечения такова, что они вообще не могут быть соизмеримы с прожиточным минимумом (например, медицинская и лекарственная помощь, ежемесячные денежные выплаты ветеранам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

И наконец, обязанность государства гарантировать обеспечение не ниже прожиточного минимума не может быть сведена к принципу установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Только гарантирование прожиточного минимума обедняет содержание этого принципа, поскольку прожиточный минимум еще не в полной мере обеспечивает человеку достойную жизнь и социально оправдан лишь как промежуточная цель на пути к созданию человеку действительно достойной жизни.

В связи с этим становится очевидным, что рассматриваемый принцип еще далек от претворения в жизнь, поскольку даже основные виды обеспечения, предоставляемые лицу, на их низшем уровне не достигают прожиточного минимума. И, тем не менее, государство, признавая данный принцип в качестве ориентира для дальнейшего развития системы права социального обеспечения, принимает нормативные правовые акты и проводит активную экономическую политику, приближающие его реальное осуществление.

Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от жизненных обстоятельств. Содержание этого важнейшего принципа права социального обеспечения определено конституционной нормой, сформулированной в ст. 39 Конституции РФ. В качестве критериев дифференциации видов социального обеспечения в ней названы возраст, болезнь, потеря кормильца, воспитание детей и иные случаи. Следует заметить, что перечень критериев Конституция оставляет открытым, что для права социального обеспечения очень существенно. Это дает законодателю простор для законодательного творчества. Вот почему критерии дифференциации содержатся также и в других соответствующих нормативно правовых социально обеспечительных предписаниях.

Они могут носить либо объективный характер (природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, материальное положение), либо субъективный (физиологические особенности, состояние здоровья, женщины, не совершеннолетние, инвалиды и др.).


Условия социального обеспечения дифференцируются в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Нередко нормы по обеспечению отдельными видами пособий связаны с трудом. Критерием дифференциации является продолжительность трудовой деятельности, в том числе страхового и непрерывного трудового стажа, выслуги лет. Установленная законом продолжительность страхового (трудового) стажа является условием получения права на трудовую пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также размера пособия по временной трудоспособности. Работа в неблагоприятных условиях дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Подчас единственным критерием предоставления различных видов социального обслуживания, кроме медицинской и лекарственной помощи, являются военные, трудовые и иные заслуги человека. Определенная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида государственного пенсионного обеспечения — пенсии за выслугу лет.

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или профессиональное заболевание). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и др.

Нередко различные критерии пересекаются. Так, основными критериями дифференциации норм и условий страхового пенсионного обеспечения признаются срок страхового стажа и возраст. Фактически же учитывается еще и семейное положение пенсионера (наличие у него иждивенцев).

Необходимо отметить, что в последние годы трудовые критерии для дифференциации постепенно утрачивают свое значение и, наоборот, критерии материальной необеспеченности (бедности) приобретают особую значимость. Это вполне объяснимо в условиях резкого падения уровня жизни подавляющего большинства населения и небывалого расслоения семей по уровню доходов. В силу ограниченности финансовых ресурсов государство вынуждено сосредоточить основное внимание на оказании помощи наиболее бедным слоям населения. Так, Закон о государственной социальной помощи в качестве критерия оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливает наличие среднедушевого месячного дохода менее размера прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.


Принцип гарантированности предоставления мер социального обеспечения человеку в случаях, когда он нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Данный принцип также устанавливается Конституцией РФ, ч. 2 ст. 7 которой провозглашает, что в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Принцип гарантированности мер социального обеспечения выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальное обеспечение, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это — достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата семьей кормильца; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, в протезировании; смерть близких и др.

Указанные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, которые служат основанием для возникновения права на тот или иной вид обеспечения. Государственные социальная помощь и социальное обслуживание оказываются, по общему правилу, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью.

Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Эта система регулируется многими законами и другими нормативными правовыми актами. Рамочным законом здесь является Закон об основах обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой и российская практика, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

Социальное страхование — это основной организационно правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества. В рамках социального страхования государство осуществляет обязательное социальное страхование от жизненных рисков: обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.