Файл: РОЛЬ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этой связи возник вопрос о роли ФПГ на новых этапах в развитии экономики РФ, ведь именно в отношении этой совокупности субъектов государственная политика была сильно индивидуализированной. Для государства существующий ряд ФПГ становится, с одной стороны, базой для выполнения задачи по укреплению позиций в стратегической отрасли. В металлургии и машиностроении примерами могут послужить бывшие и настоящие участники финансово-промышленных групп, сюда относят и «Норильский никель» и «АвтоВАЗ», контроль над которыми переходит к государству. Государство активным образом наращивает собственные хозяйственные активы, так как «конкуренцию на мировом рынке смогут выдерживать лишь крупнейшие корпоративные образования с высокой концентрацией финансовых, материальных и человеческих ресурсов».

Успешная работа подобной совокупности компаний позволяет сохранять традиционный кластер, вносящий большой вклад в объемы ВВП. В частности, кластер «АвтоВАЗа» дает примерно 1,5% ВРП РФ. С другой стороны, государство сможет простимулировать формирование нового кластера в разных субъектах Федерации - и в тех, где крупный бизнес уже широко представляется и обеспечивает значительную долю ВРП (Москва, Санкт-Петербург, Самарская область), и, к примеру, в Сибири, где зарегистрировали не так много финансово-промышленных групп. 

Проблемы недостаточной диверсификации экономики РФ можно разрешать с помощью постановки 2 основных взаимодополняющих целей - ускоренное развитие наукоемких производств и стабильное развитие традиционного недобывающего производства, которое уже создает в национальной экономике значительную часть ВВП и рабочих мест [6, c. 104].

Как способ по достижению указанных целей может выступить привлечение участника ФПГ и группы в совокупности к организации производства на территории особых экономической зоны. Такого рода сценарий представляют вероятным, так как локализация зоны промышленнопроизводственного типа в целом совпадет с локализацией крупнейших ФПГ. В особых экономических зонах (ОЭЗ) деятельность финансово-промышленных групп может послужить реализации нижеприведённых целей - развитие традиционного производства и концентрация инвестиций с целью формирования «точек роста» экономики и развития инфраструктуры.

Стоит отметить, что на данном этапе. 31 ФПГ продолжают собственную деятельность именно в форме финансово-промышленной  группы, а не просто как набор независимых хозяйствующих субъектов. Остальной ряд ФПГ (40 групп) можно называть «спящими». Они официально не ликвидированы, не прекращают собственную деятельность, не находятся в процессе реорганизации или банкротства. Таким образом, их участник в меньшей степени мотивирован к внутригрупповой деятельности и переключился на деятельность за пределом группы. 8 действующих и 5 «спящих» ФПГ имеют в собственном составе предприятия, которые производят или разрабатывают высокотехнологичный продукт или осуществляют опытноконструкторские разработки. В группе, основную специализацию которой определяет предприятие НИОКР, структура становится самоподдерживающейся и выполнение организационного проекта группы, в соответствии с которым она была создана, не является поводом к ее роспуску.


Среди «спящих» групп значительно больше ФПГ традиционной специализации – металлургические, нефтегаздобывающие, сельскохозяйственные.

3. ФПГ принимают участие в процессе по реинтеграции постсоветского пространства с помощью формирования межгосударственных и транснациональных групп. На протяжении собственно периода существования финансово-промышленные группы «связала» экономическое пространство РФ и СНГ, так как в основном группы (40-65% в разные периоды) были транснациональными и межрегиональными. На новом этапе по экономическому развитию спектр функций интегрированных бизнес-групп расширили, так как актуализируют проблему по реинтеграции социально-экономического пространства самой РФ [2, c. 89]. 

Некий особый режим с целью функционирования крупного и инновационного бизнеса вновь становится актуальным, так как в отсутствие последовательной государственной политики диверсифицировать экономику не удается. Если бы фондовый рынок или банковский сектор обеспечили отрасли НИОКР достаточные инвестиции, необходимости в создании территорий с особым экономическим режимом не возникало бы.

Довольно долго в качестве «точек роста», которые способны обеспечивать структурную перестройку народного хозяйства, концентрировать усилие в определенной отрасли, рассматривали именно ФПГ. Но на данном этапе целесообразно развивать не определенный тип бизнес-структур, а сформировать институциональное условие, где различные экономические субъекты смогут реализовывать собственные цели в соответствии с национальным приоритетом. 

Финансово-промышленные группы выполняли и продолжают выполнять в экономике РФ некоторые стратегически важные функции. К их численности относят реализация национального и межгосударственного инвестиционного проекта, участие в процессе по диверсификации экономики и реинтеграции экономического пространства РФ и СНГ. Развитие механизма частно-государственного партнерства позволит крупной интегрированной структуре получить доступ к особому экономическому режиму в случае соответствия ее инвестиционного проекта задачам структурной трансформации российской экономики. 

Особенность формирования российских финансовопромышленных групп в России в большей степени определяли моделями российской приватизации. В 1990-е гг. причины по созданию ФПГ имели определенную специфику в сравнении с другой формой интегрированных объединений, но на данном этапе ФПГ не пользуются дополнительным преимуществом и могут формироваться не на основании особенных отношений с финансовым институтом, а посредством активного использования достижения в научно-техническом прогрессе [1, c. 76].


Предприятия перерастают период инерционного развития с акцентом на неформальную хозяйственную связь и перестают активно использовать институты ФПГ. Учитывая, что в численность участников ФПГ входят многие крупные российские предприятия, потенциалы данных структур могут быть использованы при реализации стратегической цели диверсификации и реинтеграции экономики с помощью привлечения интегрированной бизнес-группы к реализации крупного наукоемкого и капиталоемкого проектов. 

Режим ОЭЗ может также послужить стимулом для местного предприятия к формированию интегрированной бизнес-группы и совместному осуществлению высокотехнологичного проекта. 

Экономическая специфика управления финансово-промышленными группами в России

В условии рыночной экономики создание финансово-промышленных групп является необходимым. В связи с перепадом развития экономики, степени ее коммерциализации, состояния финансового, фондового и товарного рынка механизм их создания, составы и структура могут быть различными. Российская особенность связана с прошедшей широкомасштабной приватизацией, разрушением прежней хозяйственной связи, инфляцией и инвестиционным кризисом. 

Экономику подавляющего большинства высокоразвитых стран составляет аналог ФПГ - транснациональные корпорации. Формирование крупного финансово-промышленного комплекса связывают с необходимостью по проведению широкомасштабного научного исследования и разработок, более полного использования технологического потенциала, расширения производственной кооперации, а также со стремлением противостоять резкому колебанию в деловой конъюнктуры [14, c. 87]. 

На данном этапе в мире накопили большой опыт по созданию и развитию финансово-промышленных групп, отработали множество подходов к их формированию в виде самых разнообразных организационных форм, которые позволяют получать дополнительное конкурентное преимущество от соединения промышленного и финансового капиталов. В их рамках произошло объединение промышленных предприятий с финансовым учреждением на основании установления между ними отношений экономической и финансовой взаимозависимости, разделения труда и его координации для осуществления совместной хозяйственной деятельности (рис. 2). 

Рисунок 2 – Отраслевая принадлежность ФПГ [3, c. 89]

Стимулы, подталкивающие группы предприятий формировать ФГП, являются представлены ниже: 

  • осуществление своей долгосрочной стратегии, связанной со способностью предвидеть и предопределить будущее состояние рынка; 
  • организация совместной производственно-хозяйственной деятельности, выполнение совместных научно-производственных программ; 
  • углубление специализации и развитие кооперационных связей, кооперация в снабженческо-сбытовой сфере ради экономии соответствующих издержек; 
  • повышение согласованности действий предприятий при производственной интеграции; 
  • финансирование НИОКР и оперативное внедрение в производство полученных результатов; 
  • расширение круга инвестора, укрепление отношений с кредитно-финансовым учреждением; 
  • консолидация инвестиционных ресурсов; 
  • выгодное перераспределение инвестиционных ресурсов, концентрация на наиболее рентабельных и окупаемых направлениях;
  • оптимизация материально-финансовых потоков; 
  • экономия на издержках с помощью трансфертных цен, крупных масштабов в производстве; 
  • уменьшение потребности в оборотных средствах на основании использования товарного кредита, векселя и т.д.; 
  • улучшение делового имиджа на внутреннем и внешнем рынках. 

Формирование финансово-промышленных групп в РФ официально начинают с появлением Указа Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в РФ» № 2096 от 05.12.93. 

На данном этапе одной из крупных нефтяных компаний мира является ОАО «Нефтяная компания «Роснефть».  Также к одной из «промышленных» ФГП можно отнести ОАО «Газпром» [15].

У «Газпрома» существуют и зарубежные активы -в таких странах, как Австрия, Армения, Белоруссия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Казахстан и др. Это компании, которые контролируют транспортировку и сбыт газа. Отмечается ряд проектов по газодобыче в Венесуэле, Индии, других странах [4, с. 120]. 

Среди региональных ФПГ, которые основаны на крупной производственной компании, - группа «Мечел». ОАО «Мечел» - компания, объединяющая производителей стали, проката, угля, железорудного концентрата. Важные ее активы - ОАО «Челябинский металлургический комбинат» и угольная компания «Южный Кузбасс», хотя в группу входят и иные предприятия горной, металлургической промышленности, порт Посьет в Приморском крае. 

Финансовые, или «банковские» группы, в отличии от промышленных, специализируются на концентрации капитала именно в финансовом секторе, увеличив собственные размеры или диверсифицируя собственный бизнес. 

Также к «банковским» ФПГ можно относить ОАО «Сбербанк России». Он - крупнейший банк, однако параллельно развивает еще совокупность финансовых проектов, в определенной мере дополняющих его деятельность и диверсифицирующих ее [4, c. 102]: 

- НПФ «Сбербанка»; 

- инвестиционная компания «Тройка-диалог»; 

- банк VolksbankenInternational ^В1); 

- SLB (ранее дочерний банк «ЛукОйла»); 

- Denizbank (один из крупнейших турецких банков, ранее принадлежал франко-бельгийской группе Dexia, приобретенный за 3,47 млрд долл. в 2012 г.); 

- лизинговая компания ЗАО «Сбербанк Лизинг»; 

- ООО «Страховая компания «Сбербанк Страхование». 

В целом сумма ФПГ отличается достаточно широкой диверсификацией и охватывает около ста направлений деятельности в самых разлиных отраслях, таких как энергетический (Русский алюминий, Евросибэнерго); машиностроительный (группа «ГАЗ», авиационный завод «Авиакор»); ресурсный (ГОК и ЦБК); финансовый (страховая компания «Ингосстрах», банк «Союз»); строительный с суммарной стоимостью активов в $14 млрд. 

Так как ФПГ контролируют довольно большую часть хозяйственных ресурсов и экономического потенциала, охватив различные отрасли российской экономики то результат их деятельности приводит к значимому последствию как на уровне отрасли и сектора, так и в масштабе всей экономики. Такого рода обстоятельство требуется учесть при составлении хозяйственного и отраслевого прогнозов при разработке и реализации экономической политики государства, а также при формировании государственной политики регулирования деятельности ФПГ, которая направляется на снижение отрицательного последствия их развития, проработке механизма влияния на процесс интеграции.


ПРОБЛЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В РФ

Преимущества функционирования финансово-промышленных групп в РФ

Крупная интегрированная структура задает вектор в развитии экономики и является основанием для поддержания стабильности в производстве в развитой стране. Интеграционный процесс становится все более значимым и в российской экономике. 

Финансово-промышленные группы способны оказывать позитивное влияние на экономику РФ [10, c. 98]: 

1. Итог интеграции - понижение стоимости конечного продукта из-за понижения затрат на промежуточный продукт за счет решения проблем «двойной маржинализации» - последовательное суммирование прибыли производителем промежуточной и конечной продукции. 

2. Стимулирование платежеспособного спроса граждан по линии понижения совокупных издержек и формирования общественно нормальной структуры цен. 

3. Мобилизация инвестиционного ресурса, техническое перевооружение и модернизация производств. 

4. Финансовая стабилизация предприятия. Сосредоточение в банке ФПГ взаиморасчета взаимодействующих предприятий-участников группы будет стабилизировать платежи между ними, снижать нагрузку на межбанковскую инфраструктуру. 

5. ФПГ оказывает положительное влияние на социальный процесс по таким направлениям, как преодоление демографического спада, рост дохода граждан, подготовка персонала нового типа. В регионе, где активно действуют ФПГ, руководство заключает соглашение с региональной администрацией, а также с городскими и местными властями. Этим соглашением устанавливают условия пользования недрами, режим местного налогообложения, использование компанией транспортного и иных средств и ресурсов в регионе. Компании должны содействовать росту занятости, обеспечить регионы своим продуктом, построить или реставрировать те или иные социально-культурные объекты, дорогу и т. п. 

6. Структурная трансформация. ФПГ содействуют развитию механизма меж- и внутриотраслевого перераспределения ресурса, ускоряют концентрацию инвестиционных ресурсов на приоритетном направлении в развитие экономики РФ. 

7. Ускорение научно-технического прогресса. ФПГ способствует более точной стратегической ориентации развития участника ФПГ.