Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий для установления оснований уголовной ответственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Не является преступлением вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам при проведении оперативно-розыскного мероприятия уполномоченным лицом, которое действует в  целях предотвращения, пресечения или раскрытия тяжкого или особо тяжкого преступления, если при этом не было допущено превышения пределов причинения вреда.

2. Превышением пределов причинения вреда при проведении оперативно-розыскного мероприятия признается умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или смерти другому человеку, нарушение половой неприкосновенности или половой свободы личности либо совершение умышленного действия (бездействия), повлекшего наступление иных более тяжких последствий по сравнению с последствиями от предотвращаемого, пресекаемого или раскрываемого преступления”.

Обобщая характеристику данной дефиниции, можно выделить следующие условия правомерности причинения вреда при проведении оперативно-розыскного мероприятия.

Первое условие. Право на причинение вреда принадлежит только определенным субъектам, к которым относятся сотрудники правоохранительных органов и  лица, оказывающие им конфиденциальное содействие.

Второе условие. Наличие специальной цели причинения вреда.

Такими целями должны быть предотвращение, пресечение или раскрытие преступления. Цель предотвращения преступлений может иметь место в том случае, когда оперативно-розыскное мероприятие проводится в отношении подготавливаемого преступления. В данном случае речь идет о стадии приготовления к преступлению.[44]

Следует иметь в виду, что допустимым будет считаться предотвращение приготовительных действий только тогда, когда имеет место приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению. Цель пресечения ограничивает причинение вреда при проведении оперативно-розыскного мероприятия в отношении действий на стадии покушения на совершение преступления. Цель раскрытия преступления в данном случае следует понимать и как процесс, и как определенный результат. Она включает в себя и выявление преступления, и лиц, его совершивших, а также процесс расследования уголовного дела.

Третье условие. Вынужденность причинения вреда при проведении оперативно-розыскного мероприятия. Соблюдение данного условия означает, что причинение правоохраняемым интересам вреда обусловлено обстановкой, при которой несовершение таких действий может повлечь более тяжкие последствия.


Четвертое условие. Недопущение превышения пределов причинения вреда. Заведомо не может быть оправданным причинение тяжкого вреда здоровью, смерти лица или посягательства на половую неприкосновенность и половую свободу. Причиненный правоохраняемым интересам вред должен быть менее значителен, чем вред от преступления, в отношении которого проводится оперативно-розыскное мероприятие.

Пятое условие. Причинение вреда возможно только в определенных временных рамках. Начальным моментом является совершение уголовно наказуемого приготовления к преступлению, покушения или оконченного преступления. Конечным моментом – истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как было отмечено выше, проведение ОРМ является необходимым элементом оперативно-розыскной деятельности.

Под оперативно-розыскным мероприятием понимается проводимое уполномоченными на то лицами на основании и в порядке, предусмотренном законодательством определенное или комплексное мероприятие, направленное на добывание фактических данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам, а также необходимых для решения других задач оперативно-розыскной деятельности.

Оперативные документы, отражающие основания, ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий, их наименование должны соответствовать положениям законодательства об ОРД. Проведение совокупных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с задействованием усилий нескольких подразделений или органов, длительной подготовкой, а также организацией взаимодействия с иностранными государственными органами, или проведение которых связано с опасностью для жизни лиц, участвующих в их реализации, либо с риском наступления общественно опасных последствий, осуществляются, как правило, в рамках комплексной или специальной операции, т.е. совокупности проводимых различными субъектами действий, согласованных по месту, времени, кругу лиц и иным обстоятельствам.

Специальная операция – система согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени осуществления компетентными органами оперативно-розыскных и иных мероприятий в целях решение наиболее важных задач ОРД. Комплексная операция – система согласованных и взаимосвязанных разведывательно-поисковых и оперативно-профилактических мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых компетентными органами по единому плану при централизованном управлении с целью решение особо важных задач ОРД. Комплексные и специальные оперативно-розыскные операции проводятся, как правило, по плану, который санкционируется соответствующими руководителями органов, участвующих в проведение операции. В плане кратко указывается существо имеющихся материалов и дается их юридическая оценка (со ссылками на соответствующие статьи УК РТ); отмечаются те обстоятельства, данные о которых предполагается получить в результате планируемого мероприятия; раскрываются особенности сто проведения; делается расчет необходимых оперативных сил и средств; показываются вопросы организации и взаимодействия, меры зашифровки, а в случае необходимости и безопасности участвующих в нем лиц и др.


Сведения об организации, тактике проведения оперативно-розыскного мероприятия и ряде других его компонентах составляют государственную тайну. Организация и тактика определяется межведомственными или ведомственными нормативными актами государственных органов, уполномоченных на проведение таких мероприятий. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, неуполномоченными на то Законом об ОРД физическими и юридическими лицами, запрещается.

Таким образом, оперативно-розыскное мероприятие – это комплекс (система) проводимых субъектами, уполномоченными на то Законом об ОРД, организационно упорядоченных, целенаправленных, предназначенных для решения конкретных оперативных задач по борьбе с преступностью, нормативно регламентированных гласных и негласных действий, реализуемых с использованием специальных методов и средств и имеющих строгие процедурные, тактические и пространственно-временные ограничения, исключающие несанкционированное вторжение в сферу прав и свобод человека и гражданина, нарушение общественных и государственных интересов, а также неоправданный (необоснованный) риск.

Все оперативно-розыскные мероприятия с большей или меньшей детализацией регламентированы Законом РТ «Об оперативно-розыскной деятельности», другими законами, подзаконными актами. В частности, понятие всех видов ОРМ дается в ст.1 Закона РТ «Об оперативно-розыскной деятельности».[45] Правовые нормы, регламентирующие назначение, порядок осуществления оперативно-розыскных мероприятий, содержат предписания и запреты, они могут носить обязательный и рекомендательный характер

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954 (действующая редакция от 29.07.2018).
  3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ).
  4. Брылев В. И. Понятие оперативно-розыскного мероприятия / В. И. Брылев, Е. В. Хренков // Фундам. исслед. – 2014. –№ 9-4. – С. 912–915.
  5. Гусев В. А. Юридические процедуры в оперативно-розыскной деятельности: актуальные исследования / В. А. Гусев // Науч. вестн. Ом. акад. МВД России. – 2014. – № 3. – С. 31–35.
  6. Луговик В. Ф. Оперативно-розыскной кодекс Российской Федерации: авторский проект федерального закона / В. Ф. Луговик // Юрид. наука и правопримен. практика. –2015. –№ 1(31). –С. 109–135.
  7. Радачинский С.Н. К  вопросу о  совершенствовании уголовного законодательства в  части защиты лиц, участвующих в  проведении оперативно-розыскных мероприятий // Вестник Нижегородск. акад. МВД России. 2013. № 21. С. 152—155.
  8. Дмитренко А.П., Русскевич Е.А. Социально-правовая обусловленность регламентации правомерного причинения вреда при проведении оперативного внедрения // Проблемы применения уголовного законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Материалы Межведомств.“круглого стола” (Рязань, 14 апреля 2016 г.) / Под ред. Г.В. Ищука, Е.Н. Билоуса, А.В. Ковалева, Г.С. Шкабина. Рязань, 2016. С. 50—56.
  9. Жук О.Д. Использование результатов оперативного внедрения в  пресечении деятельности преступных организаций (Сравнительное исследование) // Оперативник (сыщик). 2017. № 3. С. 14, 15.
  10. Билык В.И., Петрашева Н.В. “Мнимое соучастие” как обстоятельство, исключающее преступность деяния должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лиц, оказывающих им содействие // Пробелы в росс. законодательстве. 2016. № 1. С. 141—144.
  11. Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю., сальников В.П. оперативно-розыскная деятельность в XXI веке. – М., 2015. 10. Захарцев С.И. Диалектический метод в оперативно-розыскной деятельности // Юридическая наука: история и современность. – 2017. – № 7. – с. 62-69
  12. Захарцев с.и. Право и истина // Мир политики и социологии. – 2012. – № 9. – с. 146-152.
  13. Захарцев с.и. Правосознание: понятие и уровни // Правовое поле современной экономики. – 2012. – № 2. – с. 48-53.
  14. Захарцев с.и., сальников в.П. Правосознание юриста и правовой нигилизм: современные проблемы профессиональной деформации // Юридическая наука: история и современность. – 2013. – № 11. – с. 11-29.
  15. Захарцев с.и. Профессиональная деформация правосознания сотрудников полиции, судей и прокуроров // Библиотека криминалиста. научный журнал. – 2013. – № 4(9). – с. 335-343.
  16. 13. Захарцев с.и. оперативно-розыскная политика // Правовое поле современной экономики. – 2012. – № 11. – с. 163-172.
  17. Захарцев с.и., Кирюшкина н.о. новые фантомы в оперативно-розыскной деятельности: оперативнорозыскная характеристика и оперативно-розыскной кодекс // Юридическая наука: история и современность. – 2017. – № 9. – с. 94-101.
  18. Хренков Е. В. Понятие оперативно-розыскного мероприятия // Фундам. исслед. 2014. № 9-4. С. 913.
  19. Лапин Е. С., Михайлова Ю. Н. Краткий курс теоретических основ оперативно-розыскной деятельности : учеб. пособие для студентов. Саратов, 2006. С. 96–103.
  20. Луговик В. Ф. Оперативно-розыскной кодекс Российской Федерации: авторский проект федерального закона // Юрид. наука и правопримен. практика. 2015. № 1(31). С. 120–123.
  21. Гусев В. А. Юридические процедуры в оперативно-розыскной деятельности: актуальные исследования // Науч. вестн. Ом. акад. МВД России. 2014. № 3. С. 31–35.
  22. Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие. -3-е изд., испр. и доп. -Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. -296 с.
  23. Вагин О.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». -М.: Деловой двор, 2016. -328 с.
  24. Горбухов В.А. Оперативно-розыскная деятельность: конспект лекций -Ростов н/Д.: Феникс, 2014. -176 с.
  25. Горяинов К.К. Теория оперативно-розыскной деятельности (3-е изд.). -М.: Норма, 2017. -772 с.
  26. Осипенко А. Л. Новые технологии получения и анализа оперативно-розыскной информации: правовые проблемы и перспективы внедрения // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — № 2. — С. 13—19.
  27. Румянцев, Н. В. Оперативный эксперимент как оперативно-розыскное мероприятие / Н. В. Румянцев // Человек: преступление и наказание. – 2018. – Т. 26(1–4), № 1. – С. 39–42.

  1. Луговик В. Ф. Оперативно-розыскной кодекс Российской Федерации: авторский проект федерального закона // Юрид. наука и правопримен. практика. 2015. № 1(31). С. 120–

  2. Гусев В. А. Юридические процедуры в оперативно-розыскной деятельности: актуальные исследования // Науч. вестн. Ом. акад. МВД России. 2014. № 3. С. 31–35.

  3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954 (действующая редакция от 29.07.2018).

  4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ).

  5. Луговик В. Ф. Оперативно-розыскной кодекс Российской Федерации: авторский проект федерального закона / В. Ф. Луговик // Юрид. наука и правопримен. практика. –2015. –№ 1(31). –С. 109–135.

  6. Гусев В. А. Юридические процедуры в оперативно-розыскной деятельности: актуальные исследования / В. А. Гусев // Науч. вестн. Ом. акад. МВД России. – 2014. – № 3. – С. 31–35.

  7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ

  8. Радачинский С.Н. К  вопросу о  совершенствовании уголовного законодательства в  части защиты лиц, участвующих в  проведении оперативно-розыскных мероприятий // Вестник Нижегородск. акад. МВД России. 2013. № 21. С. 152—155.

  9. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ).

  10. Дмитренко А.П., Русскевич Е.А. Социально-правовая обусловленность регламентации правомерного причинения вреда при проведении оперативного внедрения // Проблемы применения уголовного законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Материалы Межведомств.“круглого стола” (Рязань, 14 апреля 2016 г.) / Под ред. Г.В. Ищука, Е.Н. Билоуса, А.В. Ковалева, Г.С. Шкабина. Рязань, 2016. С. 50—56

  11. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ).

  12. Билык В.И., Петрашева Н.В. “Мнимое соучастие” как обстоятельство, исключающее преступность деяния должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лиц, оказывающих им содействие // Пробелы в росс. законодательстве. 2016. № 1. С. 141—144.

  13. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954 (действующая редакция от 29.07.2018).

  14. Дмитренко А.П., Русскевич Е.А. Социально-правовая обусловленность регламентации правомерного причинения вреда при проведении оперативного внедрения // Проблемы применения уголовного законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Материалы Межведомств.“круглого стола” (Рязань, 14 апреля 2016 г.) / Под ред. Г.В. Ищука, Е.Н. Билоуса, А.В. Ковалева, Г.С. Шкабина. Рязань, 2016. С. 50—56

  15. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954 (действующая редакция от 29.07.2018).

  16. Захарцев с.и., Кирюшкина н.о. новые фантомы в оперативно-розыскной деятельности: оперативнорозыскная характеристика и оперативно-розыскной кодекс // Юридическая наука: история и современность. – 2017. – № 9. – с. 94-101.

  17. Захарцев с.и., Кирюшкина н.о. новые фантомы в оперативно-розыскной деятельности: оперативнорозыскная характеристика и оперативно-розыскной кодекс // Юридическая наука: история и современность. – 2017. – № 9. – с. 94-101.

  18. Луговик В. Ф. Оперативно-розыскной кодекс Российской Федерации: авторский проект федерального закона // Юрид. наука и правопримен. практика. 2015. № 1(31). С. 120–123.

  19. Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие. -3-е изд., испр. и доп. -Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. -296 с.

  20. Вагин О.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». -М.: Деловой двор, 2016. -328 с.

  21. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ).

  22. Дмитренко А.П., Русскевич Е.А. Социально-правовая обусловленность регламентации правомерного причинения вреда при проведении оперативного внедрения // Проблемы применения уголовного законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Материалы Межведомств.“круглого стола” (Рязань, 14 апреля 2016 г.) / Под ред. Г.В. Ищука, Е.Н. Билоуса, А.В. Ковалева, Г.С. Шкабина. Рязань, 2016. С. 50—56.

  23. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ

  24. Жук О.Д. Использование результатов оперативного внедрения в  пресечении деятельности преступных организаций (Сравнительное исследование) // Оперативник (сыщик). 2017. № 3. С. 14, 15.

  25. Жук О.Д. Использование результатов оперативного внедрения в  пресечении деятельности преступных организаций (Сравнительное исследование) // Оперативник (сыщик). 2017. № 3. С. 14, 15.

  26. Билык В.И., Петрашева Н.В. “Мнимое соучастие” как обстоятельство, исключающее преступность деяния должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лиц, оказывающих им содействие // Пробелы в росс. законодательстве. 2016. № 1. С. 141—144.

  27. Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю., сальников В.П. оперативно-розыскная деятельность в XXI веке. – М., 2015. 10. Захарцев С.И. Диалектический метод в оперативно-розыскной деятельности // Юридическая наука: история и современность. – 2017. – № 7. – с. 62-69

  28. Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю., сальников В.П. оперативно-розыскная деятельность в XXI веке. – М., 2015. 10. Захарцев С.И. Диалектический метод в оперативно-розыскной деятельности // Юридическая наука: история и современность. – 2017. – № 7. – с. 62-69

  29. Хренков Е. В. Понятие оперативно-розыскного мероприятия // Фундам. исслед. 2014. № 9-4. С. 913.

  30. Луговик В. Ф. Оперативно-розыскной кодекс Российской Федерации: авторский проект федерального закона // Юрид. наука и правопримен. практика. 2015. № 1(31). С. 120–123.

  31. Гусев В. А. Юридические процедуры в оперативно-розыскной деятельности: актуальные исследования // Науч. вестн. Ом. акад. МВД России. 2014. № 3. С. 31–35.

  32. Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие. -3-е изд., испр. и доп. -Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. -296 с.

  33. Горбухов В.А. Оперативно-розыскная деятельность: конспект лекций -Ростов н/Д.: Феникс, 2014. -176 с.

  34. Горяинов К.К. Теория оперативно-розыскной деятельности (3-е изд.). -М.: Норма, 2017. -772 с.

  35. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ).

  36. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ).

  37. Гусев В. А. Юридические процедуры в оперативно-розыскной деятельности: актуальные исследования // Науч. вестн. Ом. акад. МВД России. 2014. № 3. С. 31–35.

  38. Вагин О.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». -М.: Деловой двор, 2016. -328 с.

  39. Горяинов К.К. Теория оперативно-розыскной деятельности (3-е изд.). -М.: Норма, 2017. -772 с.

  40. Осипенко А. Л. Новые технологии получения и анализа оперативно-розыскной информации: правовые проблемы и перспективы внедрения // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — № 2. — С. 13—19.

  41. Румянцев, Н. В. Оперативный эксперимент как оперативно-розыскное мероприятие / Н. В. Румянцев // Человек: преступление и наказание. – 2018. – Т. 26(1–4), № 1. – С. 39–42.

  42. Осипенко А. Л. Новые технологии получения и анализа оперативно-розыскной информации: правовые проблемы и перспективы внедрения // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — № 2. — С. 13—19.

  43. Луговик В. Ф. Оперативно-розыскной кодекс Российской Федерации: авторский проект федерального закона // Юрид. наука и правопримен. практика. 2015. № 1(31). С. 120–123.

  44. Горбухов В.А. Оперативно-розыскная деятельность: конспект лекций -Ростов н/Д.: Феникс, 2014. -176 с.

  45. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ).