Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования ( Понятие налоговой системы РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовое регулирование налоговой системы пошло по пути объединения и упрощения. К примеру, вторая часть налогового кодекса РФ во многом дополняет и уточняет нормы первой части. В ней более подробно раскрыты понятия элементов налога, такие как: налоговая база, объект налогообложения и т. п. Таким образом, в 1991-1998гг. в Российской Федерации наблюдалось быстрое развитие налоговой системы в целом. Именно в этот период появились новые виды налогов, основными принципами, которых стали: удобство для налогоплательщика и оптимизация затрат по сбору налогов государством.

С введением Налогового кодекса в России появился единый кодифицированный законодательный акт, который лег в основу создания эффективной налоговой политики.

Более того, он дал возможность сбалансировать права и обязанности между налогоплательщиком и налоговым органом. Нормы и принципы, закрепленные в НК РФ, способствовали формированию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве. На практике стали активно применяться главные свойства кодифицированных актов.

-особая правовая значимость;

-системность;

-всеобщность применения;

-быстрота и качественность технико-юридической обработанности;

-стабильность.[10]

Начало налоговой реформы в РФ это шаг к более справедливому распределению налоговой нагрузки и стабильности налоговой системы в целом. Основным результатом её проведения являлся рост доходов бюджетов всех уровней и как следствие сокращения бюджетного дефицита.

1.2. Понятие налоговой системы РФ

Налоговая система Российской Федерации представляет собой важный элемент государственной финансовой системы, который обеспечивает процессы мобилизации доходов в бюджеты и не бюджетные фонды. Следовательно, от уровня эффективности налоговой системы, возможностей осуществления экономического роста, а также развития предпринимательского сектора зависит напрямую полнота реализации всех программ, которые финансируются как из бюджетов, так и из внебюджетных фондов.[11]

В условиях рыночных отношений налоговая система является не только финансовым источником для реализации государством своих функций, но и основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны во многом зависит от того, насколько грамотно и обосновано, построена ее налоговая система.


Налоговая политика, с одной стороны, должна обеспечить государство необходимыми ресурсами для осуществления правительственной деятельности (расходы на экономические, военные, а также социальные расходы);

процессы экономического регулирования (налоги используются в качестве рычагов управления хозяйственной деятельностью и реализации определенных задач экономической политики);

выравнивание уровней доходов (при помощи нее происходит перераспределение национального дохода посредством прогрессивной системы налогообложения и системам трансфертных платежей инвалидам, бедным, безработным и т.п.).[12]

Но в тоже время, помимо реализации перечисленных выше функций, государство должно беспокоиться о том, чтобы общий уровень налогов, их степень прогрессивности и структура, но еще и структура трансфертов и расходов не оказывали послабляющее действие на стимулы совершения сбережений, трудовой и предпринимательской деятельности.[13]

К элементам налоговой системы Российской Федерации относятся не только налоги и сборы, но и: налогооблагающие субъекты; действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы; налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности. Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, формы и методы налогового контроля и ответственности за нарушения, а также нормы налогового права.

Соответственно, система налогов и сборов Российской Федерации состоит из трех уровней:

- федеральных налогов и сборов;

- региональных налогов и сборов;

- местных налогов и сборов.

На основе изучения и анализа существующей научной литературы, были сформулированы основные характерные черты, присущие современной налоговой системе Российской Федерации:[14]

Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям, которыми обладают налогоплательщики.

Запутанность нормативной базы и сложность осуществления расчетов налогооблагаемой базы.

Отказ некоторых организаций платить в полном объеме налоги. Данные характерные черты одновременно являются и проблемами, затрудняющими эффективное развитие налоговой системы России.

В качестве одного из вариантов их комплексного решения не только обозначенных, но и всех существующих проблем можно предложить ряд направлений совершенствования и развития современной отечественной налоговой системы:


- обеспечение бюджетной устойчивости посредством формирования налоговой системы, являющейся стабильной и прогрессивной;

- постоянная поддержка инвестиций;

- повышение уровня предпринимательской активности;

- непрерывное развитие человеческого капитала.

Важно отметить, что перечисленные выше направления не являются новшеством как для большинства развитых мировых государств, так и для России. Самое главное - это умение эффективно и непрерывно их реализовывать.[15]

Таким образом, можно сделать вывод, что роль налоговой системы является значительной в обеспечении эффективности процессов поступления финансовых средств в государственный бюджет в части регулирования не только социальной, но и других областей развития России.

1.3. Современные правовые принципы и особенности налогообложения в РФ

Налогообложение — это процедура установления взимания налогов и сборов, которая закреплена действующим законодательством, содержащая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами. Чтобы налоговая система работала четко и эффективно, требуется соблюдать, определенные критерии и требования. Идеи А. Смита, на сегодняшний день, являются основными при построении большого числа налоговых систем, которые были сформулированы в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Принципы налогообложения:[16]

1. Принцип справедливости. Этот принцип предполагает тотальность обложения и однородность разделения налога между населением пропорционально их доходам.

2. Принцип определенности. Данный принцип определяет, то что, сумма, а также способы и время платежей должны быть точно и заблаговременно известны налогоплательщику.

3. Принцип удобства. Указывает данный принцип на способы, время взимания налога, так, чтобы плательщику было удобно.

4. Принцип экономии. Предусматривает ограничение издержек взыскания налогов. Данные принципы устройства налоговой системы в Российской Федерации были выражены в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах. Любой гражданин должен платить принятые налоги и сборы.[17]


Законодательство о налогах и сборах опирается на всеобщей осознанности, признании и равноправия налогообложения. Налоги и сборы ни в коем случае не могут иметь какой-либо дискриминационный характер, ущемляющий чьи-то права, также он не может употребляться, отталкиваясь от различных социальных, расовых, национальных, религиозных и других признаков. Не позволяется назначать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Что немало важно, налоги и сборы в обязательном порядке должны обладать экономическим основанием для их введения, а также они не могут носить произвольный характер. Не позволяется вводить налоги и сборы, которые тем или иным образом нарушают экономическое пространство РФ, ограничивают свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо каким-то другим способом способствуют ограничению или формируют преграды, не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.[18]

При введении налогов и сборов должны быть четко установлены все элементы налогообложения, чтобы каждый гражданин четко и точно понимал, когда, какие, в каком порядке налоги или сборы ему необходимо уплачивать. А различные неточности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Что касается особенностей налогообложения в России, то налоговая система в Российской Федерации является трехуровневой, что определено уникальностью государственного устройства России, которое заключается в федеративном государственном управлении и разделении органов власти на три самостоятельных уровня: федеральный, региональный и местный. При разделении налоговых доходов между бюджетами всех трех уровней бюджетной системы параллельно создается и трехуровневая налоговая система.[19]

В законодательстве РФ четко просматривается равноправные отношения между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней. Таким образом, в Российской Федерации создана единая централизованная налоговая система с одновременной концентрацией на федеральном уровне всех инструментов воздействия па ее основные параметры. Внесение изменений и дополнений в структуру налоговой системы и ее основные элементы возможно только федеральными законами. Такой способ построения налоговой системы обеспечивает равномерное развитие публично-территориальных образований, сохраняет целостное, единообразно функционирующее экономическое пространство и препятствует появлению налогов и сборов, не предусмотренных федеральным законодательством. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.[20] Нужно отметить, что правовые аспекты современного налогообложения приобретают форму регулирования властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов РФ. Общие принципы налогообложения в России закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 января 1999 г. Кодекс, устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов. В Налоговом кодексе определено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, фактической способности налогоплательщика, к уплате налога исходя из принципа справедливости.


Трудности в формировании новой налоговой системы вызваны, скорее всего, нестабильностью экономики и неопределенностью экономической политики государства. Отрицательно сказывается и недостаточная разработанность системных методов проектирования правовых систем как моделей сложных развивающихся материальных систем.[21] Развитие и совершенствование налоговой системы должно отражать не только фундаментальные основы укрепления целостности финансовой системы России как федеративного государства, но также гарантировать территориально-публичным образованиям, входящим в его состав, свободу реализации налогово-правовой компетенции, необходимой для самостоятельного и полноценного обеспечения территориальных бюджетов. Перспективы налоговой системы заключаются в поиске таких объектов, налогообложение которых обеспечивало бы соблюдение фискальных приоритетов государства и не ущемляло бы экономическую самостоятельность налогоплательщиков.[22] Все уровни государственной власти должны обеспечивать исполнение своих функций, а также располагать нужными компетенциями и иметь для их реализации необходимые бюджетные средства. Налоги в Российской Федерации и являются таким инструментом, который позволяет реализовывать различные функции государства, как органа власти. Налоги, на сегодняшний день являются одним из основных доходных источников бюджетной системы, поэтому создание главной массы финансовых ресурсов государства обеспечивает налоговая система.

Глава 2. Теоретические и практические особенности эффективности налоговой системы

2.1. Налоговая система, как элемент рыночной экономики

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики, выступающая главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.