Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования ( Понятие налоговой системы РФ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Формирование и понятие налоговой система России
1.1. Основные этапы формирования и развития налоговой системы в РФ
1.2. Понятие налоговой системы РФ
1.3. Современные правовые принципы и особенности налогообложения в РФ
Глава 2. Теоретические и практические особенности эффективности налоговой системы
2.1. Налоговая система, как элемент рыночной экономики
2.2. Основные показатели оценки эффективности налогообложения
Глава 3. Пути реформирования налоговой системы РФ
3.1.Кризис системы налогообложения в России и поиск путей решения
3.2. «Перезагрузка» налоговой системы РФ: налоговое администрирование и управление госдоходами
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Налоговая система - это один из ключевых экономических регуляторов, основа финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От правильности построения системы налогообложения зависит эффективность функционирования всего народного хозяйства. На сегодняшний день перед нами остро стоит вопрос о сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а существующие экономические условия и геополитическая напряженность в мире обязывает применять комплексный подход к обеспечению устойчивости, повышению гибкости бюджетных расходов и недопущению увеличения налоговой нагрузки на экономику.
И именно налоговая политика выступает потенциальным решением данных задач, она является важной составляющей экономической политики государства, которая обеспечит формирование федерального, региональных и местных бюджетов, посодействует развитию производства, предпринимательства и простимулирует инвестиционную деятельность.
Система налогообложения в современной России берет свое начало еще в 1991 году. Но все же, зарождение налоговой системы происходило еще со времен Древнерусского государства. Система налогов и сборов в Древней Руси начала свое основание с конца IX века, в период принятия в 988 году христианства. В Древнерусском государстве главным производным прибыли в казне являлась дань, являвшаяся прямым налогом (подать), которая собиралась напрямую с населения. В Статье 57 Конституции РФ сказано «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Сегодня налоги для общества, являются основой социального государства. Ведь из прибывающих сборов, налогов, различных обязательных платежей формируются госбюджет страны, а также региональные и местные бюджеты. Государственный бюджет расходуется на такие важные социальные институты, как поддержания здравоохранения, школы, университеты, армия, флот, а также различные военные нужды, строительства жилья, выплата пенсий, развитие науки и другие важные социальные задачи, которые сложно было бы реализовать без поступления налогов в бюджет страны. Согласно статье 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить установленные налоги и сборы. Но, возможно, не все люди данной страны понимают смысл данной процедуры или не полностью проинформированы. А ведь не информированность граждан влечет за собой недовольство, претензии, отказ от уплаты налогов.
На самом деле, налоги являются одним из основных и важнейших инструментов экономического механизма любой страны. В настоящее время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики, этим и определяется актуальность выбранной темы работы.
Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы.
Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Исследования в этом направлении малочисленны, а требования всестороннего исследования теоретических и практических аспектов совершенствования налоговой системы именно в российской экономике особенно остро звучат в последнее время.
Объект исследования признается налоговая система РФ и ее современное состояние.
Предметом исследования являются научные, периодические и нормативные издания по указанной теме.
Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
- описать формирование и понятие и налоговой система России;
- рассмотреть теоретические и практические особенности эффективности налоговой системы;
- охарактеризовать пути реформирования налоговой системы РФ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Формирование и понятие налоговой система России
1.1. Основные этапы формирования и развития налоговой системы в РФ
На состояние налоговой системы большое влияние оказывает как внутренняя социально-политическая обстановка в стране, так и способность государства эффективно взимать налоговые платежи с населения.
В России исследования в области построения налоговой системы страны стали возрождаться примерно со второй половины 1980-х гг. Предметом этих исследований являлись вопросы, касающиеся роли налогов, взаимодействия налогов с другими финансовыми рычагами, применения налогов в международных экономических отношениях и пр. [1]
Устойчивая система налогообложения СССР пошатнулась в середине 1980-х годов, когда начались процессы, подавившие налоговые поступления в бюджет, и они спровоцировали острый бюджетный кризис. Для выравнивания ситуации правительство приняло решение о необходимости создания экономических стимулов для предприятий, которые в свою очередь породили стимулы для увеличения прибыли и как следствие увеличения налоговых сборов. Так же удалось повысить экономическую устойчивость с помощью создания кооперативов и малых предприятий.
Распад СССР в 1991г. разрушил устоявшийся политический и экономический строй.[2]
Необходимо было сформировать новую налоговую систему, подходящую для страны с рыночной экономикой. Для этого было принято решение о заимствовании опыта более развитых в этом вопросе стран, а в частности Испании и Франции.
Налоговая реформа РФ состояла из трех этапов. Первый её этап начался с принятия в 1991г. более полутора десятков налоговых законов, которые вступили в силу в январе 1992 г. и действовали до принятия второй части НК в 2000г.
Главной основой принципов налогообложения, его основных понятий и перечня федеральных, региональных и местных налогов стал ФЗ РФ «Об основах налоговой системы» от 27 декабря 1991г. В соответствии с ним источниками пополнения государственного бюджета явились следующие налоги и сборы:
-акцизы;
-НДС;
-таможенная пошлина;
-налог на прибыль организации;
-ЕСН;
-налог на операции с ценными бумагами;
-сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
-налог на имущество, которое переходит в порядке дарения или наследования.[3]
В результате реформы 1992 г. был заложен фундамент современной налоговой системы. Основным содержанием этой системы стала замена налогов, характерная для административно-командной экономики, на налоги, более соответствующие рыночной экономике.
Второй этап налоговой реформы был связан с принятием конституции РФ в 1993 г.
Создаваемая налоговая система должна была трансформироваться для реализации на практике норм конституции, которые устанавливали права и свободы граждан. Так, например, необходимо было создать нормативно-правовую базу, которая способна защитить частную собственность при осуществлении различных налоговых отношений.
Так же на этом этапе 1 января 1994 г. были введены новые федеральные налоги:
-транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1% от фонда оплаты труда.
-Специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства РФ (отменен с 1 января 1996 г.).
Одним из центральных пунктов второго этапа реформирования налоговой системы явилась закрепленная на конституционном уровне норма, которая устанавливала права введения налогов только законодательно.
Формирование налоговой системы сопровождалось огромным количеством нормативных документов. В результате чего нормативно-правовая база, которая была создана на тот момент была перегружена нормообразующими актами, что приводило к разночтению терминов и понятий. Таким образом, налоговое законодательство стало утрачивать свою рациональность. Приоритетной задачей государства в этот период стала разработка и утверждение Налогового кодекса.[4]
В течение последующих лет формировался Налоговый кодекс РФ, который полностью обеспечивал управление налоговой системой. В 1998 г. была принята его первая часть. В первой части были сформулированы следующие понятия:
-элементы налога;
-налоговая декларация;
-налоговые правонарушения;[5]
-ответственность за совершение налоговых правонарушений и т.д.
Таким образом, сложившаяся ситуация показала необходимость формирования стабильной налоговой системы в стране, создания Налогового кодекса и развития налогового федерализма.
Целью изменения налоговой системы стало не сведение всех существующих законов и подзаконных актов в единый пакет, а структурное изменение правовой системы, регулирующей налоговые отношения.
Создание первой части налогового кодекса положило начало балансировке общегосударственных и частных интересов:
-сформировалось четкое определение понятий и терминов;
-определен перечень действующих на территории Российской Федерации налогов и сборов;
-определены права и обязанности всех участников налоговых отношений.
Все вышеперечисленные условия являются гарантом стабильной налоговой системы.
Налоговый кодекс, принятый 31 июня 1998 г. ознаменовал начало третьего этапа налоговой реформы в РФ. Появились новые виды налогов, что привело к пополнению государственного бюджета. 5 августа 2000 г. принимаются первые главы части второй НК РФ (118-ФЗ), а в 2002 г. вторая часть НК насчитывает уже 11 глав. Большинство положений второй части Кодекса отличается несомненной новизной.[6]
Вторая часть налогового кодекса РФ вобрала в себя нормы, регулирующие конкретные виды налогов, более подробно раскрыла понятия, представленные в первой его части.[7]
В данный момент налоговый кодекс закрепляет 13 существующих налогов и сборов на всей территории РФ и подразделяет их на федеральные, региональные и местные.
Федеральные:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.[8]
Региональные:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местные:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
Третий этап налоговой реформы внес принципиальные изменения в систему законодательства в рамках налогов и сборов.[9]