Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования ( Понятие налоговой системы РФ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Формирование и понятие налоговой система России
1.1. Основные этапы формирования и развития налоговой системы в РФ
1.2. Понятие налоговой системы РФ
1.3. Современные правовые принципы и особенности налогообложения в РФ
Глава 2. Теоретические и практические особенности эффективности налоговой системы
2.1. Налоговая система, как элемент рыночной экономики
2.2. Основные показатели оценки эффективности налогообложения
Глава 3. Пути реформирования налоговой системы РФ
3.1.Кризис системы налогообложения в России и поиск путей решения
3.2. «Перезагрузка» налоговой системы РФ: налоговое администрирование и управление госдоходами
Деятельность государства по управлению процессом аккумулирования части национального дохода, посредством системы налогообложения, с целью дальнейшего перераспределения финансовых ресурсов в интересах всего общества, предполагает реализацию определенных мероприятий направленных на повышение эффективности функционирования существующей налоговой системы посредством проведения реформы.[23]
Налоговая реформа проводится в рамках конкретной налоговой политики, которая и формирует цели ее проведения. Степень достижения поставленных целей и является оценкой эффективности налоговой реформы.
В свою очередь, цели реформирования налоговой системы формируются под воздействием двух групп факторов: с одной стороны, налоги и налоговая политика всегда находятся в рамках определенной экономической политики, с другой стороны, формирование, развитие и действие налогов не может выходить за рамки объективно существующих принципов и закономерностей построения и функционирования налоговых систем.
В экономической теории эффективность определяется, исходя из поставленных целей, как функция достигнутых результатов (эффекта) и затраченных на это ресурсов. Вариабельность результативности (экономическая, социальная, технологическая и т.д.) обусловливает множество разновидностей эффективности. Среди них бюджетная, коммерческая, народнохозяйственная (общественная), социальная, техническая, экологическая, эллокативная эффективность, а также эффективность инвестиций, экономической деятельности, капитальных вложений и некоторые другие.
Внутрихозяйственная эффективность налогообложения, или налоговая эффективность микроэкономической системы, представляет собой характеристику налогоплательщика (хозяйствующего субъекта, домохозяйства) с точки зрения соотношения налоговых издержек и результатов его деятельности.[24]
Фискальная эффективность налогообложения, или эффективность налоговой системы, представляет собой характеристику деятельности налоговых органов федерального, регионального и муниципального уровней, вытекающую из соотношения генерируемых ими налоговых доходов, с одной стороны, и расходов на их функционирование, с другой стороны.
Воспроизводственная эффективность налогообложения, или налоговая эффективность макроэкономической системы, представляет собой институциональную характеристику деловой среды территории с позиции налоговой нагрузки, вытекающую из соотношения совокупного уровня налоговых изъятий и производимого валового внутреннего продукта (ВВП).[25]
Эффективность является наиболее общей характеристикой любой сферы человеческой деятельности. По степени общности это понятие сопоставимо с такими категориями как «цель», «средство», «результат», «управление»
Таблица 1.
Составные элементы эффективности налогообложения
В контексте эффективности налогообложения в зависимости от объекта управления целеполагание кардинально разнится: если на уровне микроэкономической системы оно ориентируется на минимизацию ƒ(→min), то на уровне налоговой системы в качестве критерия эффективности выступает максимизация ƒ(→max). Ключевые элементы показателей эффективности налогообложения представлены в табл.1.[26]
Как видно из нее, оценка эффективности налогообложения ограничиваются макроэкономическим аспектом; внутрихозяйственный аспект эффективности налогообложения зарубежными школами не рассматривается; оптимизация налогообложения на внутрихозяйственном уровне является предметом интересов консалтинговой практики; макроэкономические оценки эффективности налогообложения, как правило, не выходят за пределы воспроизводственной эффективности, т.е. оценивают налоги с позиции их воздействия на деловую активность, занятость, сбережения, антициклическое регулирование; приоритетными аспектами эффективности налогообложения являются влияние налогов на экономику, оценка видов налогов и сборов, соотношение прогрессивного/пропорционального налогообложения.
2.2. Основные показатели оценки эффективности налогообложения
В качестве основных показателей оценки воспроизводственной эффективности налогообложения мы выделили:
1.Уровень налоговой нагрузки, характеризующий степень давления на производителя и размер изъятия доходов хозяйствующих субъектов.
2.Соотношение налогов, взимаемых с бизнеса и граждан, позволяющее оценить модель финансовых взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов с позиции дотаций производителя или потребителя. В странах с развитой рыночной экономикой налоги с населения составляют около 35 % от общей суммы налоговых поступлений. Для России при сложившемся уровне зарплат рыночный уровень налогообложения населения является неприемлемым;[27]
3.Соотношение прямых и косвенных налогов, позволяющее оценить налоговую модель с точки зрения переложения налогов из сферы производства в сферу потребления;
4.Соотношение налоговой нагрузки в обрабатывающих и сырьевых отраслях –важный для России структурный параметр, призванный стимулировать развитие отраслей с высокой степенью переработки с целью изменения в пользу обрабатывающих отраслей структуры ВВП в целом и структуры экспорта в частности;
5.Коэффициент налоговых доходов, представляющий собой отношение налоговых доходов бюджета к численности сотрудников государственной службы. Показатель позволяет косвенным образом оценить результативность государственного (муниципального) управления, которое формирует институциональную среду, обусловливает ее инвестиционную привлекательность, климат в формате «власть-бизнес», входные барьеры на рынках.[28]
В качестве основных показателей оценки фискальной эффективности налогообложения могут быть использованы следующие показатели:
1.Коэффициент собираемости налогов, представляющий собой отношение суммы начисленных налогов и сборов к сумме поступивших налогов и сборов;
2.Эффективность расходов налоговой системы или эффективность фискальных расходов, оцениваемая по соотношению сумм налоговых и приравненных к ним поступлений к совокупности текущих расходов на содержание фискальных органов;
3.Обратный показатель –уровень затрат на содержание налоговой службы в расчете на 100 руб. поступивших налогов и сборов или коэффициент фискальных затрат;
4.Результативность деятельности работников налоговой службы (фискальных органов) или средний размер налоговых поступлений, оцениваемый по соотношению сумм поступивших налогов и сборов и численности сотрудников фискальных органов;
5.Уровень нагрузки персонала налоговой службы (фискальных органов), оцениваемый по количеству налогоплательщиков, приходящихся на одного работника фискальных органов.
В целом, по результатам проведенного исследования автором сделаны следующие выводы:[29]
–целенаправленное воздействие на уровень налоговой нагрузки на экономику дает результаты, и уровень воспроизводственной эффективности налогообложения при всех его колебаниях находится на нижней границе критериальных значений;
–совершенствование администрирования в системе налоговых сборов способствует росту коэффициента собираемости налогов: в принятом понимании (отношение суммы начисленных налогов и сборов к сумме поступивших налогов и сборов) в настоящее время он близок к своему оптимальному значению;
–по другим оценкам фискальной эффективности налогообложения выводы крайне негативные и свидетельствуют об отсутствии управления этим параметром в российской фискальной системе. Таким образом, все программные установки на повышение эффективности и результативности отечественной фискальной системы до настоящего времени остаются декларацией;[30]
–внутрихозяйственная эффективность налогообложения несколько снижается в динамике. Это может быть свидетельствовать о результативности совершенствования налогового администрирования, с одной стороны, с другой стороны, о необходимости совершенствования налогового менеджмента на внутрифирменном уровне и легальных способов оптимизации налогообложения Таким образом, анализ фискальной эффективности налогообложения позволяет сделать следующие выводы:[31]
–уровень коэффициента собираемости налогов в принятом понимании (отношение суммы начисленных налогов и сборов к сумме поступивших налогов и сборов) близок к своему оптимальному значению;
–результативность деятельности работников налоговой службы составляет около 40 млн. чел. в расчете на одного работника. При этом в последние годы наблюдается опережающий рост налоговых поступлений по сравнению с ростом численности работников.
Предложенные показатели в целом достаточно полно характеризуют налоговый режим и в этом смысле представляют основу для комплексного анализа хода реализации налоговой политики. Сопоставление показателей налоговой системы с важнейшими социально-экономическими показателями позволяет в определенной мере делать выводы относительно их взаимосвязи, но эта связь имеет характер преимущественно нелинейной зависимости.
Глава 3. Пути реформирования налоговой системы РФ
3.1.Кризис системы налогообложения в России и поиск путей решения
В связи с событиями последних двух лет – падение цен на нефть и стремительный рост курсов валют – Россия вынуждена искать иные пути развития, кроме сложившейся за «тучные годы» рентной экономики. Так получилось, что в связи с наличием у государства огромных финансовых ресурсов (вплоть до 2013 года) и вследствие желания укрепить вертикаль власти, произошло огосударствление экономики. Количество занятых как напрямую в госсекторе: в различных органах власти, службах, Пенсионном и прочих фондах, правоохранительных органах, так и в государственных корпорациях и акционерных обществах полностью или почти полностью принадлежащих государству, непрерывно росло и стало очень значительным. Происходило укрупнение предприятий и переход их под государственный контроль.[32] Создавались новые министерства, рабочие группы, проектные команды. Государство нанимало огромное количество кадров и всем платило заработную плату, и, кроме того, содержало пенсионеров и бюджетников. А в 2014 году Россия «взяла на баланс» Крым. На тот момент цены на нефть были высокими, и казалось, что денег хватит всем и надолго. Хотя всё равно пришлось заморозить накопительную часть пенсий. Сейчас стало понятно, что дешёвая нефть – это надолго, и содержать такое количество народу государству не под силу. Необходимо, как минимум, обеспечивать самозанятость населения, в том числе, путём стимулирования малого и не только бизнеса. Но даже если сократить количество государственных служащих и иных сотрудников, так или иначе оплачиваемых государством, всё равно необходимо найти дополнительные источники для пополнения быстро пустеющего бюджета.[33]
Когда поступления от продажи углеводородов падают, логичным выходом может показаться рост фискальных платежей. Но такие действия стали бы бомбой, причём не очень замедленного действия. Обложение предприятий налогами, включающимися в затраты, как налог на имущество, транспортный налог и тому подобные, приводит к росту затрат и как результат для многих предприятий, работающих на грани безубыточности – к несостоятельности и банкротству. Следовательно, это вклад в безработицу. Обложение предприятий косвенными налогами, такими как НДС, приводит к росту стоимости жизни. Рост цен в магазинах одновременно с ростом безработицы приводит к сжатию внутреннего рынка, снижению располагаемых доходов и покупательской способности. Значит, у предприятий, работающих на потребительском рынке, снижается выручка, значит, они сокращают затраты, увольняют людей (тоже делая вклад в безработицу) и повышают цены, создавая инфляцию. Получается замкнутый круг.[34]
В этой ситуации логичным выглядит обещание Президента РФ – не повышать налоги. Однако это не значит, что государство не рассчитывает получить больше денег (иначе нечем будет платить зарплаты и пенсии). Просто выбрана иная стратегия, в области налогового администрирования и повышения неналоговых платежей.
3.2. «Перезагрузка» налоговой системы РФ: налоговое администрирование и управление госдоходами
В послании Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин сказал о необходимости «зафиксировать действующие налоговые условия» для бизнеса. Затем предложение о твердом решении властей о введении налогового моратория на 4 года было высказано президентом на ПМЭФ-2015. Фиксирование налогов позволит бизнесу спокойно продолжать свою деятельность. Кроме того, для поддержки бизнеса власти готовы отказаться от плановых проверок, а также снизить административное давление. В целом, так оно и есть: согласно изменениям в НК РФ, налоговые ставки действительно не растут, но тем временем изменяется налоговое администрирование.
В условиях сжатия доходной части бюджетов произошло реформирование системы сбора фискальных платежей. 15 января 2016 года президент подписал два указа, направленных на формирование единого механизма администрирования платежей. Роль фискального мегарегулятора ляжет на ФНС, в обязанности которой войдет общее методическое руководство и сбор всех платежей. О необходимости создания единого администратора налоговых и неналоговых платежей президент в общей форме заявил в послании Федеральному собранию в декабре 2015 года.[35]