Файл: ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона). ОРД отличается от следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий; ОРД, как видно из ее названия, носит оперативный характер. Результаты ОРМ во многих случаях являются основаниями для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Как свидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемые организованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.) невозможно раскрыть посредством только следственных действий.

Актуальность курсовой работы заключается в необходимости оперативно-розыскных служб осуществляющих правоохранительную деятельность, целью которых является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.


Цель курсовой работы: раскрыть сущность оперативно-розыскных служб МВД, ФСБ, ФСИН, Т/С, ФСКН.

Задачи курсовой работы: рассмотреть задачи ОРД; рассмотреть правовую основу ОРД; изучить органы, осуществляющие ОРД.

1. Оперативно-розыскная деятельность

1.1 Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности

Задачи ОРД определяются сферами деятельности, в которых она осуществляется.

Сферы осуществления ОРД:

1. Борьба с преступностью: а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; б) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; в) розыск без вести пропавших.

2. Обеспечение безопасности РФ: добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

3. Выявление несчастных случаев: розыск без вести пропавших в ситуациях, не связанных с криминалом.

ОРД основывается на принципах: законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; конспирации; сочетания гласных и негласных методов и средств. 1) Законность. Все действия органов, осуществляющих ОРД, должны основываться на законе: «разрешено только то, что разрешено» (но не «разрешено то, что не запрещено»). 2) Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на то, что данный принцип определен Законом как самостоятельный, фактически он является частным случаем принципа законности - при осуществлении ОРД следует соблюдать права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Конституцией РФ. 3) Конспирация. С учетом того, что ОРД является своего рода разведывательной деятельностью, конспирация (скрытность, маскировка) при осуществлении ОРД - один из факторов, позволяющих добиться успеха. В целях конспирации Закон об ОРД предоставляет органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. 4) Сочетание гласных и негласных методов и средств. Одно из отличий ОРД от других видов правоохранительной деятельности - возможность ее осуществления негласно (т. е. в тайне от третьих лиц). Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом.


1.2 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу ОРД составляют международные акты и национальное законодательство (нормативные правовые акты РФ). В зависимости от положения в юридической иерархии указанные акты можно подразделить на группы: международные акты и национальное законодательство (законы, акты Президента, Правительства, ведомственные акты). К международным актам относятся:

1) акты общего характера, ратифицированные, утвержденные, принятые РФ или к которым РФ присоединилась: Всеобщая декларация прав человека 1948 г; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

2) двустороʹнние и мноʹгосторонние аʹкты с участʹием РФ: а) нʹа уровне прʹавительств соотʹветствующиʹх государстʹв; б) на уроʹвне компетеʹнтных оргаʹнов соответстʹвующих госуʹдарств; 3) аʹкты рекомеʹндательного хʹарактера (ʹМодельный зʹакон «Об оʹперативно-розʹыскной деятеʹльности» 1ʹ997 г. (прʹинят на засеʹдании Межпʹарламентскоʹй ассамблеʹи государстʹв - участнʹиков СНГ)).

Национальное зʹаконодателʹьство состʹавляют:

а) Конституʹция РФ (неʹприкосновеʹнность частʹной жизни, лʹичной и сеʹмейной тайʹны, защита сʹвоей чести и доброʹго имени, прʹаво тайны переʹписки, телефоʹнных перегоʹворов, почтоʹвых, телегрʹафных и инʹых сообщенʹий и т. д.);

б) Закон «Об оʹперативно-розʹыскной деятеʹльности» - прʹавовой акт, реʹгулирующий осʹновы ОРД. В Зʹаконе даетсʹя понятие ОʹРД, им опреʹделены ее зʹадачи и прʹинципы, устʹановлены осʹновы провеʹдения ОРМ (ʹих переченʹь, основанʹия, условиʹя, информаʹционное обесʹпечение проʹведения), доʹкументировʹание резулʹьтатов ОРД и иʹх использоʹвание, осноʹвания и порʹядок судебʹного рассмотреʹния материʹалов об огрʹаничении коʹнституционʹных прав грʹаждан при проʹведении ОРʹМ. В Законе рʹаскрываетсʹя перечень орʹганов, осуʹществляющиʹх ОРД, их прʹава и обязʹанности, зʹащита сведеʹний о них, соʹциальная и прʹавовая защʹита должностʹных лиц орʹганов, осуʹществляющиʹх ОРД. Закоʹн предусматрʹивает правоʹвую и социʹальную защʹиту граждаʹнам, содейстʹвующим оргʹанам, осущестʹвляющим ОРʹД, а также соʹдержит полоʹжения о коʹнтроле и нʹадзоре за оʹперативно-розʹыскной деятеʹльностью;


в) иные феʹдеральные зʹаконы, а тʹакже Кодексʹы: * УК; * УʹПК; * Закоʹны РФ «О безоʹпасности», «О госуʹдарственноʹй тайне», «Об обʹжаловании в суʹд действий и реʹшений, наруʹшающих праʹва и свобоʹды граждан», «О госуʹдарственноʹй защите суʹдей, должностʹных лиц прʹавоохранитеʹльных и коʹнтролирующʹих органов», «О проʹкуратуре Россʹийской Федерʹации»; * Феʹдеральные зʹаконы, устʹанавливающʹие основы деʹятельности орʹганов, осуʹществляющиʹх ОРД («О мʹилиции», «О Феʹдеральной сʹлужбе безоʹпасности», «О госуʹдарственноʹй охране», «О вʹнешней разʹведке», «О Госуʹдарственноʹй границе Россʹийской Федерʹации», «О нʹаркотическʹих средствʹах и психотроʹпных вещестʹвах», «Об учреʹждениях и орʹганах, испоʹлняющих угоʹловные накʹазания в вʹиде лишениʹя свободы», «О соʹдержании поʹд стражей поʹдозреваемыʹх и обвиняеʹмых в соверʹшении престуʹплений» и др.);

Подзаконные норʹмативные прʹавовые актʹы, регулируʹющие орд:

1. Норматиʹвные правоʹвые акты Презʹидента РФ: «Об уʹпорядочениʹи организаʹции и провеʹдения ОРМ с исʹпользованиеʹм техничесʹких средстʹв» (Указ Презʹидента РФ от 1ʹ995 г.); Перечеʹнь сведениʹй, отнесенʹных к госуʹдарственноʹй тайне (утʹв. Указом Презʹидента РФ от 1ʹ995 г.).

2. Норматиʹвные правоʹвые акты Прʹавительствʹа РФ: Полоʹжение о Наʹциональном цеʹнтральном бʹюро Интерпоʹла (утв. постʹановлением Прʹавительствʹа РФ от 19ʹ96 г.); Инструʹкция о порʹядке допусʹка должностʹных лиц и грʹаждан Россʹийской Федерʹации к госуʹдарственноʹй тайне (утʹв. постаноʹвлением Прʹавительствʹа РФ от 28 оʹктября 1995 г. № 1050); Перечеʹнь видов сʹпециальных теʹхнических среʹдств, предʹназначенныʹх (разработʹанных, присʹпособленныʹх, запрогрʹаммированнʹых) для неʹгласного поʹлучения инфорʹмации в проʹцессе осущестʹвления ОРД (утʹв. постаноʹвлением Прʹавительствʹа РФ от 1 иʹюля 1996 г. № 770);


3. Межведоʹмственные и веʹдомственные норʹмативные прʹавовые актʹы органов, осуʹществляющиʹх ОРД, Генерʹальной прокуратуры РФ и друʹгих органоʹв:

1) «О порʹядке предостʹавления орʹганами внутреʹнних дел мʹатериалов дʹля осущестʹвления проʹкурорского нʹадзора за исʹполнением Феʹдерального зʹакона «Об оʹперативно-розʹыскной деятеʹльности» (Уʹказание Геʹнпрокуратурʹы России и МʹВД России 1ʹ996 г.);

2) Инструʹкция о порʹядке предстʹавления резуʹльтатов оперʹативно-розʹыскной деятеʹльности дозʹнавателю, орʹгану дознаʹния, следоʹвателю, проʹкурору или в суʹд, утверждеʹнная приказоʹм МВД Россʹии, ФСБ Россʹии, ФСО Россʹии, ФТС Россʹии, СВР Россʹии, ФСИН Россʹии, ФСКН Россʹии, Минобороʹны России (ʹ2007 г.);

3) «Об оргʹанизации нʹадзора за исʹполнением Феʹдерального зʹакона «Об оʹперативно-розʹыскной деятеʹльности» (ʹприказ Генʹпрокуратурʹы России 2000 г.);

4) «О технʹических требоʹваниях к сʹистеме техʹнических среʹдств для обесʹпечения фуʹнкций оперʹативно-розʹыскных мероʹприятий и нʹа сетях элеʹктросвязи Россʹийской Федерʹации» (приʹказ Госкомсʹвязи Россиʹи 1999 г.);

5) Положенʹие о порядʹке финансироʹвания за счет среʹдств федерʹального бюʹджета ОРМ, утʹвержденное прʹиказом Минфʹина России 2001 г. Боʹльшинство аʹктов послеʹдней группʹы носит заʹкрытый харʹактер и касʹаются оргаʹнизации и тʹактики проʹведения ОРʹМ, использоʹвания сил и среʹдств и др.

2. Оперативно-розыскные службы

2.1 Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

На территорʹии РФ право осуʹществлять ОʹРД предостʹавляется оʹперативным поʹдразделениʹям: