Файл: Органы местного самоуправления (Влияние различных теорий местного самоуправления на процесс становления местного самоуправления в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Местное самоуправление играет огромную роль и занимает важное место в системе управления государством. Местное самоуправление является понятием, состояние которого напрямую отражают проблемы и особенности взаимодействия государства и общества в определенный промежуток времени в определенной стране. Поэтому существует такое разнообразие моделей и теорий этого института, воплощенных в разных организационных формах. Основными теориями местного самоуправления, повлиявшими на его становление в нашей стране, считаются теория свободной общины, общественная (хозяйственная) и государственная теории.

Необходимо отметить, что органы местного самоуправления являются составляющими элементами системы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.

Цель курсовой работы – проанализировать сущность местного самоуправления в РФ, изучить структуру, функции органов местного самоуправления.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы местного самоуправления в РФ;

- изучить процесс влияния различных теорий местного самоуправления на процесс становления местного самоуправления в России;

- рассмотреть базовые понятия и функции органов местного самоуправления;

- изучить структуру органов местного самоуправления;

- изучить правотворческую деятельность органов местного самоуправления;

- рассмотреть проблемы участия граждан в местном самоуправлении в современной России;

- изучить проблемы нормативно – правового регулирования местного самоуправления и разработать пути их решения.

Объект исследования – система местного самоуправления в РФ.

Предмет исследования – органы местного управления в РФ, их структура, функции.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы.

В первой главе рассмотрены теоретические основы органов местного самоуправления в РФ, приведены базовые понятия и мнения ведущих правоведов на постановку проблемы, также изучен процесс влияния различных теорий местного самоуправления на процесс становления местного самоуправления в России.


Во второй главе изучена процесс взаимодействия государственной власти и органов местного самоуправления. Проблемы местного самоуправления и пути их решения, выявлены дефекты законодательных актов субъектов РФ, рассмотрены проблемы участия граждан в местном самоуправлении в современной России, выявлены проблемы нормативно – правового регулирования органов местного самоуправления и разработаны пути их решения.

Глава 1. Теоретические основы органов местного самоуправления в РФ

1.1. Влияние различных теорий местного самоуправления на процесс становления местного самоуправления в России

Местное самоуправление является понятием, состояние которого напрямую отражают проблемы и особенности взаимодействия государства и общества в определенный промежуток времени в определенной стране. Поэтому существует такое разнообразие моделей и теорий этого института, воплощенных в разных организационных формах. Основными теориями местного самоуправления, повлиявшими на его становление в нашей стране, считаются теория свободной общины, общественная (хозяйственная) и государственная теории.

В России термин «местное самоуправление» стали использовать только в середине XIX в. Под ним подразумевалась деятельность органов, отличных от государственных, с целью удовлетворения потребностей местного населения. Но чаще, употреблялось понятие «общественное управление»[1]. Проведенные Александром I Земская (1864 г.) и Городская (1870 г.) реформы, подтолкнули страну в направлении децентрализации власти, то есть к выделению местного самоуправления. Согласно Положению о земских учреждениях 1864 г. создавались выборные земские собрания (губернские, уездные). В их ведении находились местные хозяйственные дела. Организация местного самоуправления в период земской реформы строилась на основе общественной теории.


Были определены вопросы местного значения, к которым относились вопросы финансирования медицины, народного начального образования, строительства дорог, вопросы развития промышленности и торговли и т.д[2]. Сами земства рассматривались как юридические лица - общественные союзы, что было характерно для общественной теории. За земствами был установлен жесткий контроль со стороны губернатора и министра внутренних дел. Земства не получали дотаций из государственного бюджета, а собственный доход имели лишь благодаря налогам на крестьянские земли. Так как государство жестко контролировало земские органы и ограничивало их самостоятельность, то можно сказать, что общественная теория не получила полного выражения. Кроме того, в организации местного самоуправления того времени проявились и недостатки общественной теории.

В 1870 г. по примеру земской реформы была осуществлена городская реформа. 16 июня 1870 г. было принято Городовое Положение. Органами городского управления являлись городская дума и управа[3]. При этом прямого подчинения органов земского самоуправления городским органам не предусматривалось. Городская реформа также реализовывала постулаты общественной (хозяйственной) теории местного самоуправления. В целом, как в дальнейшем показало время, общественная модель оказалась непригодной для сложившихся в то время в России социально-экономических и национально-исторических условий. Поэтому эта модель не была реализована.

Но именно к тому времени относится осмысление природы собственного, российского местного самоуправления. И именно в то время начинает складываться национальное муниципальное право. Но к концу 70-х гг. наступил кризис земских учреждений: земства практически прекратили своё функционирование, так как их перестали посещать «гласные», т.е. лица, имеющие право голоса в органах земского самоуправления. Интересы населения не реализовывались, а городские управы взяли земства под свой контроль, сделав их частью государственного управления. Как представляется, это произошло из-за того, что идеи самодержавия с единой сильной централизованной властью не были совместимы с идеями децентрализации, то есть с идеями наделением земств собственной, автономной от государства властью, и не подчинённой ему.

Таким образом, организация самоуправления на местах в России стала строиться по образцу популярной и наиболее обоснованной в то время на Западе государственной теории. 12 июня 1890 г. император Александр III пописал Положение о земских учреждениях, которые стали входить в систему органов государственной власти. В их составе преобладали дворяне, а полномочия органов местного самоуправления были существенны ограничены[4].


Но эти недостатки были исторически закономерны, так как именно дворянство было правящим классом. Кроме того, власть самодержавия в то время была ещё очень сильна. В соответствии с положениями государственной теории, земства были взяты под строгий контроль государства - государственные чиновники имели право даже формировать их. Члены земств приступали к работе только при условии одобрения их кандидатуры губернатором.

Члены земств объявлялись государственными служащими. И это накладывало на них дополнительные требования при поступлении на службу. Но и государственная модель, опробованная на практике в процессе реализации реформ земского и городского самоуправления, не стала эффективной для нашей страны - она не решала реальных проблем местного значения.

На следующем этапе развития отечественного территориального управления стали появляться собственные труды о местном (земском) управлении. Эту сферу активно изучали такие ученые и общественные деятели, как А.И. Васильчиков, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский, Г.И. Львов, В.П. Безобразов, М.И. Свешников, А.Д. Градовский, Б.Н. Чичерин и др[5]. Поэтому именно в то время появились отечественные определения местного самоуправления. При этом определения основоположников, «классиков» науки о местном самоуправлении в нашей стране схожи как между собой, так и с современным понятием этого института.

А определения местного самоуправления некоторых общественных деятелей были более прогрессивны и связаны с зарождающейся в стране борьбой за социальные преобразования, а именно - с движением декабристов[6]. В начале XX в. в России была создана собственная теория муниципального (городского) самоуправления[7]. После Февральской революции 1917 г. Временное Правительство расширило полномочия земских органов власти. Правительство стремилось сделать их своими опорными пунктами на местном уровне.

После Октябрьской революции 1917 г. местное самоуправление вообще было отвергнуто как буржуазный институт. В советском государстве действовал принцип «Вся власть - Советам!». Это касалось и местного самоуправления. Со временем Советы народных депутатов вытеснили органы местного и городского самоуправления, хотя меньшевики и эсеры активно выступали за сохранение земских органов. Они хотели реализовать идею о разделении функций местного управления между ними и Советами.


В советское время местное самоуправление практически не развивалось, но именно этот период становления отечественного местного самоуправления получил название «советской модели». В 1933 г. было принято Положение «О городском Совете», в результате действия которого произошла повсеместная ликвидация системы местного самоуправления. Она была заменена на руководство всей страной единым партийно-государственным аппаратом. В 70-х гг. местное самоуправление вновь привлекло внимание властей.

В Конституции СССР 1977г. появилась норма о наличии в нашей стране системы местных органов государственной власти. В это время в советской системе управления явное выражение получает принцип патернализма[8]. Патернализм (лат «pater» - отец) - это принцип попечительства, то есть опеки госорганов над населением и местными органами. Это тип отношений между властью и населением, предусматривающий «отеческую заботу» первой и «сыновью благодарность» второго за улучшение условий жизнедеятельности. Позднее, в начале 90-х гг. местному самоуправлению было посвящено несколько принятых нормативных правовых актов.

Это Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР». Также был принят Указ Президента РФ от 26 октября 1993г. под названием «Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы».

Он объявил о прекращении деятельности городских и районных Советов народных депутатов. Их компетенция была передана соответствующим органам местной власти. Тем самым советский период развития местного самоуправления был закончен. В 1993 году была принята действующая Конституция, в корне изменившая сущность местного самоуправления. До её принятия оно считались одним из уровней государственной власти, то теперь стало особым, публичным видом власти, отделённым от власти государственной.

В 1998 году Россия ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления[9]. Поэтому в развитии местного самоуправления наступил новый, современный этап, и он длится до сих пор. Данный этап характеризуется закреплением местного самоуправления в качестве основ конституционного строя и появлением современной системы законодательного регулирования этого общественного института. Россия является примером государства, в котором на разных исторических отрезках местное самоуправление строилось по разным моделям.