Файл: Органы местного самоуправления (Влияние различных теорий местного самоуправления на процесс становления местного самоуправления в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Проблемы нормативно – правового регулирования местного самоуправления и пути их решения

Исследователи отмечают, что в настоящее время юрист-правоведы сталкиваются с внутренними противоречиями Федеральных законов, регулирующими деятельность местного самоуправления и некоторыми недостатками, имеющимися в редакции законов, связанных с неточностью и многозначностью формулировок. Естественно, окончательная содержательная часть Законов будет меняться по мере требований реалий с учётом внесённых поправок в редакции Законов, тем не менее, необходимо проанализировать существующие недостатки законодательной базы [33].

Необходимость совершенствования правового регулирования в сфере местного самоуправления как актуального направления государственной политики была закреплена еще в Указе Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ» [34]. В нем отмечались несогласованность и несистематизированность правовых актов о местном самоуправлении, неполное и непоследовательное законодательное регулирование многих вопросов организации и деятельности соответствующих органов и лиц.

Несмотря на то что законодательство о местном самоуправлении в России существенным образом обновилось в ходе проведения реформы муниципальной власти, нельзя признать, что ситуация изменилась кардинальным образом. В многочисленных источниках отмечается пробельность, двусмысленность, противоречивость ФЗ № 131, необходимость внесения в него изменений и уточнений[35].

Авторы отмечают, что российское местное самоуправление пока еще далеко от того, чтобы стать подлинной формой народовластия в нашем государстве[36]. Население российских муниципалитетов, в отличие от жителей европейских и иных демократических государств, еще не научилось пользоваться своими конституционными правами на свободное выражение мнения, самостоятельное и ответственное решение проблем организации собственной жизни. Поэтому сокращение возможностей непосредственного волеизъявления населения, пренебрежение четкой регламентацией процедур выражения и учета мнения населения, замена их формами представительной демократии, даже вполне законными, в настоящее время представляются не только нецелесообразными, но и недопустимыми.


В связи с этим, на наш взгляд, необходимо:

— привести в соответствие с международными требованиями Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в вопросах определения юридической сути местного самоуправления (природы, объекта и субъекта). Исходя из исторической эволюции этимологии данного термина, под местным самоуправлением в Российской Федерации следует понимать право и реальную способность органов и должностных лиц местного самоуправления, самостоятельно и под свою ответственность решать публичные вопросы, не запрещенные федеральным законодательством, и не отнесенные к другим органам власти и управления, исходя из своих финансовых возможностей, интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Думается, что эта дефиниция отражает суть функционального назначения местного самоуправления;

— решение вопросов жизнеобеспечения населения муниципальных образований и сохранения государственности Российской Федерации;

— на основании юридической формулировки местного самоуправления определиться с вопросами, не подлежащими регулированию органами местного самоуправления.

Помимо этого, на уровне субъекта РФ органами государственной власти осуществляется оценка деятельности органов местного самоуправления по единой методике[37]. Целесообразно встроить эту систему оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в систему контроля муниципальным сообществом за деятельностью органов местного самоуправления, определив такой подход в нормативно- правовых актах органов местного самоуправления.

Также необходимо закрепить в качестве обязательной процедуры учет мнения населения при оценке деятельности (аттестации) некоторых должностных лиц местного самоуправления, в т.ч. при принятии решений о досрочном прекращении их полномочий. Особенно необходимо это при принятии решения представительным органом местного самоуправления об удалении главы муниципального образования в отставку, при досрочном расторжении контракта с главой местной администрации.

В целом, создание эффективной модели местного самоуправления предполагает осуществление власти с тем, чтобы локальные вопросы решались местными органами самостоятельно под свою ответственность. Только это сделает систему управления наиболее значимой для обеспечения интересов населения.


Заключение

Составляющими элементами системы местного самоуправления можно назвать[38]:

1) формы осуществления местного самоуправления непосредственно жителями муниципального образования;

2) органы местного самоуправления и их деятельность;

3) инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении;

4) муниципальные служащие и их деятельность.

Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.

Необходимо отметить, что публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти.

К органам местного самоуправления относятся:

  • представительный орган муниципального образования;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  • контрольный орган муниципального образования;
  • иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Местное самоуправление как основа конституционного строя выступает одним из главнейших принципов функционирования публичной власти в обществе и государстве. Из конституционных положений РФ прямо следует, что местное самоуправление занимает особое место в политической системе, его следует рассматривать как отдельную форму реализации народом принадлежащей ему власти. Такое положение местного самоуправления в политической системе позволяет характеризовать его как самостоятельную форму публичной власти.

Местное самоуправление представляет собой специфическое социальное явление, которое тесно связано с государством, государственной властью, но отличается от последней по ряду признаков[39]:

Во-первых, местное самоуправление - это особая форма публичной власти, имеет принципиально иной характер, чем власть государственная.


Во- вторых, местное самоуправление имеет особый объект управления, сфера его компетенции, по сравнению с государственной властью, существенно ограничена.

В-третьих, местное самоуправление - это публичная власть территориальной общины, она имеет локально-пространственный характер, осуществляется в интересах территориальной общины и функционирует только в пределах отдельных административно - территориальных единиц, в то время как государственная власть - это власть всего народа, она распространяется на всю государственную территорию.

Важная составляющая местного самоуправления ­ соблюдение принципа демократизации – власти народа. Муниципальная власть по своей природе наиболее приближена к населению и непосредственно с ним связана, в силу чего ее осуществление без учета интересов населения искажает сущность местного самоуправления. Непосредственная демократия характеризуется многообразием основных институтов, ее составляющих. К числу институтов непосредственной демократии в системе местного самоуправления на современном этапе развития общества можно отнести: местный референдум; муниципальные выборы; опросы населения; собрания и сходы граждан и др.

Необходимо отметить, что для усовершенствования системы местного самоуправления в законодательстве должны быть отчетливо установлены его функции, а также с целью его оптимальной работоспособности и облегченной регламентации. Функции органов местного самоуправления являются главными направлениями воздействия на общественные отношения в пределах территории муниципального образования, определенные социальным назначением управления в решении вопросов местного значения.

При анализе данных функций необходимо помнить, что их разбор в качестве функций, т. е. существенных направлений муниципальной деятельности, указывает только на основные стороны функционального содержания данного понятия. Таким образом, взяв во внимание роль местного самоуправления в организации и реализации народовластия, задач, поставленных во время муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления, можно подчеркнуть следующие основные функции местного самоуправления: общие, специальные, передаваемые и обеспечивающие.

Список использованных источников и литературы


  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

1. Международные документы

  1. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) ETS №122// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1998. № 36. Ст.4466.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации

2.1. Нормативные правовые акты федерального уровня

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
  2. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об общественных объединениях" // "Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1930.
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 148.
  4. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" // "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3340.
  5. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О некоммерческих организациях" // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145.
  6. Указ Президента РФ от 15.10.1999 N 1370 "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 25.10.1999, N 7, ст. 224.

3. Научная, учебная и специальная литература

  1. Алешкова Н. П. Правовой механизм и последствия отмены и приостановления актов органов местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2016. № 2. С. 12-17.
  2. Баранчиков В.А. Право местного самоуправления Российской Федерации. – М., 2016. – 480с.
  3. Белоновский В.Н. и др. Система органов государственной власти России: Учеб. пособие. М. (Сер. Magister), 2016. – 577с.
  4. Виноградов В.А., Прудников А.С., Белоновский В.Н. и др. Муниципальное право: Учебник для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2015. – 627с.
  5. Вишнякова Н.М. Лучшие практики городского округа (от первого лица) // Сборник лучших практик взаимодействия населения и власти в решении местных проблем. Пенза. 2016, – 290с.
  6. Джагарян А.А., Джагарян Н.В. Конституционная ценность муниципальной демократии в России. – Ростов-н/Д: Издательство ЮФУ, 2016. – 280с.
  7. Джагарян Н.В. Муниципальная представительная демократия в России: конституционно-институциональные аспекты. – Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2015. – 520с.
  8. Джагарян Н.В. Муниципальная представительная демократия в России: конституционно-правовые аспекты // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 1, С. 54- 61
  9. Затулина Т. Н. Налоговый федерализм и местное самоуправление: постановка проблемы // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 12. С. 26–30
  10. Зубов И.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д. и др. Конституционное право России: Учебник (для бакалавров). 7-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 640c.
  11. Казаченкова О. В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: правовые аспекты // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 3. С. 39-44.
  12. Картухин В. Ю. Отдельные аспекты использования терминологии как средства законодательной техники в правотворчестве субъектов РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 8. С. 17-21.
  13. Костюков А.Н. Местному самоуправлению новая государственная защита// Конституционное и муниципальное право. 2015. № 12. С.12-23.
  14. Лапина А. И. Дефекты законодательных актов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 21. С. 13-17.
  15. Макаров И.И. Актуальные проблемы правового статуса главы муниципального образования // Журнал российского права. 2017. № 1. С. 20—25.
  16. Макарова Т.Б. Органы исполнительной власти субъектов РФ: федеральные стандарты и региональные реалии в условиях проводимых реформ // Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. – № 7. – С. 13-19
  17. Матузов П. И., Малько Л. В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристь, 2015. 510 с.
  18. Мирзаев М.А. Местное самоуправление в политической системе общества: Курс лекций. – Махачкала, 2016. – 470c.
  19. Миронов Н. Институт избирательных комиссий в России: тенденции развития и роль в избирательном процессе // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 2. С. 62—65
  20. Муниципальная реформа и актуальные проблемы ее проведения: учебно-практическое пособие / Под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС, 2015. – 540с.
  21. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. - М.: Статут, 2017. - 461 с.
  22. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации / под общ. ред. С. Н. Мирошникова. М., 2016. – 520с.
  23. Сергеев А. Приостановление действия актов органов местного самоуправления // Законность. 2015. № 9. С.53-58.
  24. Терентьева И.В., Сафиуллин Л.К., Алексеев И.Е. Формы и методы взаимодействия государственных и муниципальных органов с общественными объединениями граждан. Казань: ЦИТИД УДП РТ. 2017, 290 с.
  25. Фадеев В.И. Проблемы реализации конституционной модели местного самоуправления в Российской Федерации // Актуальные проблемы публичного права в Германии и России / Отв. ред. Е.И. Козлова, В.И. Фадеев. – М.: ООО «Издательство «Элит», 2017. – 420с.
  26. Федоров А. Г. Проблема определения статуса органов местного самоуправления // Территориальное общественное самоуправление: демократия, политика, власть: Сб. тр. третьей ежегодной Всерос. конф. М., 2016. С. 59–68.
  27. Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2011. – 190с.
  28. Хазов Е.Н., ПрудниковА.С., ГрудцынаЛ.Ю., Белоновский В.Н. Муниципальное право: Учебник. М., 2015. – 590с.
  29. Чернышев А.И. Сущность программно - целевого метода реализации региональной политики государства // Актуальные вопросы социально гуманитарного и научно технического знания. 2013. №1 2 (1). С. 51-53.