Файл: Органы местного самоуправления (Влияние различных теорий местного самоуправления на процесс становления местного самоуправления в России).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы органов местного самоуправления в РФ
1.2 Базовые понятия органов местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления
1.3 Понятия и функции местного самоуправления
2.1 Взаимодействие государственной власти и органов местного самоуправления
2.2 Проблемы нормативно – правового регулирования местного самоуправления и пути их решения
Первоначально, в период земской и городской реформ (1860-1870гг.) развитие земского, то есть местного управления происходило на положениях общественной теории, позднее (1890-1900гг.) - на основе государственной, а советский период (1917-1993гг.) характеризуется развитием местного самоуправления по советской модели[10].
Поэтому, можно сделать вывод о том, что отечественная теория местного самоуправления развивалась под влиянием и при заимствовании зарубежных теорий.
Но также она имеет присущие только нашей стране национальные черты и особенности, потому что на её становление и развитие оказывали влияние различные исторические, социально-экономические и национальные факторы. Исследователи отмечают, что теория местного самоуправления в нашей стране до конца не оформилась. Она находится в постоянном развитии, целью которого является поиск оптимальной модели взаимодействия местного самоуправления с государством.
Таким образом, местное самоуправление является понятием, состояние которого напрямую отражают проблемы и особенности взаимодействия государства и общества в определенный промежуток времени в определенной стране. Поэтому существует такое разнообразие моделей и теорий этого института, воплощенных в разных организационных формах. Основными теориями местного самоуправления, повлиявшими на его становление в нашей стране, считаются теория свободной общины, общественная (хозяйственная) и государственная теории.
В России термин «местное самоуправление» стали использовать только в середине XIX в. Под ним подразумевалась деятельность органов, отличных от государственных, с целью удовлетворения потребностей местного населения. Но чаще, употреблялось понятие «общественное управление»[11].
1.2 Базовые понятия органов местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления
Необходимо отметить, что органы местного самоуправления являются составляющими элементами системы местного самоуправления.
Местное самоуправление играет огромную роль и занимает важное место в системе управления государством. В его полномочия входит осуществление связи между населением и государством. Ему присущи все признаками власти и непосредственно главным образом - обязательностью его решений для населения, которое проживает на территории муниципального образования.
Как было отмечено ранее, органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.
Необходимо отметить, что публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти.
Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.
К органам местного самоуправления относятся:
- представительный орган муниципального образования;
- глава муниципального образования;
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
- контрольный орган муниципального образования;
- иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Типовая структура органов местного самоуправления представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Типовая структура органов местного самоуправления
Структуру органов местного самоуправления составляют:
- представительный орган;
- глава муниципального образования;
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
- контрольный орган муниципального образования;
- иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Что именно необходимо понимать под структурой органов местного самоуправления в Конституции Российской Федерации, не уточняется.
Полагаем, что структура органов местного самоуправления включает в себя перечень органов местного самоуправления, которые делятся на выборные и иные органы. Данные органы должны образовываться в соответствии с общими принципами построения системы органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании и уставом муниципального образования.
Структура органов местного самоуправления муниципального образования должна закрепляться в его уставе, в котором также должны быть указаны выборные и иные органы местного самоуправления, имеющиеся в муниципальном образовании. При этом необходимо учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой понятия "органы местного самоуправления" и "должностные лица местного самоуправления" не являются взаимоисключающими: должностное лицо местного самоуправления в зависимости от его полномочий может выступать в качестве органа местного самоуправления
Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.
1.3 Понятия и функции местного самоуправления
Местное самоуправление играет огромную роль и занимает важное место в системе управления государством. В его полномочия входит осуществление связи между населением и государством. Ему присущи все признаками власти и непосредственно главным образом - обязательностью его решений для населения, которое проживает на территории муниципального образования.
Различные авторы по-разному определяют систему местного управления. Приведем наиболее популярные точки зрения на указанный понятийный аппарат.
Система местного самоуправления совокупность взаимодействующих между собой самоуправляющихся систем, которые выступают в качестве составных частей[12].
Система местного самоуправления — это совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собой и с внешней средой в процессе отправления самоуправленческих функций[13].
Наиболее полной представляется точка зрения Виноградова В.А., Прудникова А.С в соответствии с которой под системой местного самоуправления следует понимать совокупность организационных форм местного самоуправления в рамках муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни[14].
Местное самоуправление как основа конституционного строя выступает одним из главнейших принципов функционирования публичной власти в обществе и государстве. Из конституционных положений РФ прямо следует, что местное самоуправление занимает особое место в политической системе, его следует рассматривать как отдельную форму реализации народом принадлежащей ему власти. Такое положение местного самоуправления в политической системе позволяет характеризовать его как самостоятельную форму публичной власти.
Местное самоуправление представляет собой специфическое социальное явление, которое тесно связано с государством, государственной властью, но отличается от последней по ряду признаков[15]:
Во-первых, местное самоуправление - это особая форма публичной власти, имеет принципиально иной характер, чем власть государственная.
Во- вторых, местное самоуправление имеет особый объект управления, сфера его компетенции, по сравнению с государственной властью, существенно ограничена.
В-третьих, местное самоуправление - это публичная власть территориальной общины, она имеет локально-пространственный характер, осуществляется в интересах территориальной общины и функционирует только в пределах отдельных административно - территориальных единиц, в то время как государственная власть - это власть всего народа, она распространяется на всю государственную территорию.
Территориальное общественное самоуправление выступает как система самоорганизации жителей, совокупность взаимосвязанных и согласованных друг с другом элементов – форм территориальных общественных самоуправлений.
Составляющими элементами системы местного самоуправления можно назвать[16]:
1) формы осуществления местного самоуправления непосредственно жителями муниципального образования;
2) органы местного самоуправления и их деятельность;
3) инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении;
4) муниципальные служащие и их деятельность.
Одним из важнейших элементов системы местного самоуправления являются местные органы, призванные решать вопросы местного значения.
Важная составляющая местного самоуправления соблюдение принципа демократизации – власти народа. Муниципальная власть по своей природе наиболее приближена к населению и непосредственно с ним связана, в силу чего ее осуществление без учета интересов населения искажает сущность местного самоуправления.
Проанализируем другой немаловажный вопрос функций и модели местного самоуправления. Для усовершенствования системы местного самоуправления в законодательстве должны быть отчетливо установлены его функции, а также с целью его оптимальной работоспособности и облегченной регламентации. Функции органов местного самоуправления являются главными направлениями воздействия на общественные отношения в пределах территории муниципального образования, определенные социальным назначением управления в решении вопросов местного значения.
При анализе данных функций необходимо помнить, что их разбор в качестве функций, т. е. существенных направлений муниципальной деятельности, указывает только на основные стороны функционального содержания данного понятия. Таким образом, взяв во внимание роль местного самоуправления в организации и реализации народовластия, задач, поставленных во время муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления, можно подчеркнуть следующие основные функции местного самоуправления: общие, специальные, передаваемые и обеспечивающие.