Файл: Формы государственного устройства (Формы государственного устройства)..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
Главный вопрос любой федерации - разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. От решения данного вопроса зависит юридической положение государственных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами.
Как правило, эти отношения определяются конституцией федерации или федеративными договорами. Поэтому в федерации реализуется один из двух принципов: конституционный или договорно-конституционный.
Практика федеративных государств показывает, что для решения вопроса полномочий федеральных и местных органов применяется один из трех принципов:
- принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только она может принять решение и издавать нормативные акты. Другие вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;
- принцип совместной компетенции, т.е. установления одного и того же перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов федерации. При такой компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают все те вопросы, которые входят в предмет их ведения. Инициатива может исходить или от федеральных органов, или от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции может иметь разные формы, которые, обычно устанавливаются в конституции и иных законах;
- принцип трех сфер полномочий заключается в установлении федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации.
Один из важных моментов заключается в том, что в практике некоторых федеративных государств появился такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации - взаимное делегирование полномочий.
Классификацию федераций можно установить в зависимости от того, какое значение в них выполняет национальный фактор. Например, одни федерации построены по национальному признаку, другие – на национально-территориальной основе, третьи на чисто территориальном принципе. Из сейчас существующих в мире федераций, на этнической основе построены только две: Бельгия и Югославия. Большинство федераций мира основаны не для решения национальных вопросов, а в качестве формы децентрализации государственной власти. Некоторые субъекты этих федераций включают в себя районы, в которых проживает этнически обособленное население. Такие федерации можно определяются как национально-территориальные. Все другие федеративные государства созданы на территориальной основе. Это, чаще всего, страны с многонациональным населением, либо страны, в которых имеющиеся народы не составляют компактных групп, либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность.
В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:
* территориальные (союзное государство);
* национальные (союз государств); · территориально-национальные. Территориальная федерация характеризуется достаточно широким ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:
* центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают список вопросов, с помощью которых союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.
* субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;
* конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;
* управление вооруженными силами осуществляется с помощью союзных государственных органов, а субъектам федерации в мирное время не разрешается содержать профессиональные вооруженные образования. Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие многонационального состава ее населения.
Выделяются основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:
* субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и его культурой;
* национальная федерация, чаще всего, построена на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, которые пользуются одинаковыми правами, вне зависимости от размера территории и численности населения;
* все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета и сохраняют за собой право регулировать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические, политические и другие договоры;
* высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях регулировать их;
* в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности. Существуют государственные устройства, где сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только регулировать, но и дифференцировать интересы всех субъектов федерации , как национальных, так и территориальных.
Существуют два типа федерации: национально-государственные и административно-территориальные.
В основе национально-государственной федерации заложены национальные факторы, и поэтому она уместна в многонациональном государстве. Для такой федерации характерны : республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и культурные автономии.
В основу административно-территориальной федерации, как правило, заложены: географические, экономические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.
Форма государственного устройства государства зависит от того, с какими государствами существуют взаимоотношения, на какой основе они складываются, а также от того, какие связи оно поддерживает с другими государствами. Ведь , как правило, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих целей.
2.3. Конфедеративная форма государственного устройства
Конфедерация – независимые объединения юридически самостоятельных государств (союз независимых государств).
Признаки, которые характерны для данной формы государственного устройства:
- Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.
- Свобода выхода из конфедерации. В отличие от федерации, где попытка выхода рассматривалась как мятеж, выход из состава конфедерации означает лишь расторжение договорной связи с союзом.
- Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.
- Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и незначительного круга вопросов. Это – вопросы внешней политики вопросы войны и мира, , формирование единой армии, разрешение споров между субъектами конфедераций.
- В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач.
- В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
- Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.
- Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.
- Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Конфедерация не обладает правом непосредственного налогообложения. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и другие ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
- В конфедерациях нет единой системы денежного обращения.
- Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации, и ее субъектам.
В последние годы взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства немного изменился. Многие авторы считают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а является всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т.д.).
Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью самостоятельны, имеют свои собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства – члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенном порядке и преследуют строго определенным поставленным целям.
Конфедерация нередко существует как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. Некоторые признаки конфедерации имеются в Содружестве Независимых Государств (СНГ). В качестве конфедерации часто рассматривается и Европейский союз.
В литературе ( в отечественной и зарубежной) конфедерация как форма государственного устройства не всегда однозначно воспринимается. Традиционные споры время от времени возникают не столько по поводу ее отличительных признаков и черт, сколько по поводу ее формально-юридической природы и характера. Дело в том, что если одними авторами конфедерация воспринимается только как форма государственного устройства, то другими – как субъект международного права, как международно-правовое объединение. При сравнении конфедерации с федерацией, еще в начале XX в. Ф. Кистяковского интересовал вопрос: чем отличается союзное государство (федерация) от союза государств (конфедерации)?
При ответе на него автор исходил из следующих фактов:
Во-первых, конфедерация основана «на международных взаимных обязательствах соединенных государств, вытекающих из договора», а федерация – на «объективном праве, установленном путем всеобщего соглашения, и закона или обычая».
Во-вторых, государства, входящие в состав конфедерации, сохраняют суверенитет, в то время как члены федерации могут потерять суверенитет и подчиняются суверенной власти «сложного целого, которое они образуют».
В-третьих, федерация есть государство, «юридическое лицо публичного права», тогда как конфедерация представляет собой субъектом права «лишь в международной жизни, но не обладает публичными правами власти»
И, в-четвертых, за членами конфедерации признается право выхода из союза, тогда как субъекты федерации лишены такого права. Члены федерации, со слов автора: «не могут актом своей односторонней воли прекратить свою связь с целым . Отделение их рассматривается юридически как акт бунта или мятежа против федеральной власти, и может повлечь за собой для них репрессии, помимо тех, которыми сопровождается война».
Похожего взгляда на конфедерацию, как на исключительно международно-правовое объединение придерживались, кроме Ф. Кистяковского, и другие авторы. И в этом, бесспорно, была и есть своя причина. А точнее, наличие у конфедерации как признаков союзного государства, так и черт союза государств. Это необходимо учитывать и с этим нельзя не считаться.
Не только раньше, но и сейчас конфедерация определяется не иначе как объединение независимых суверенных государств, образованное на основе договора или пакта для достижения вполне определенных, специфических целей.
Особо при этом подчеркивается «независимость», «суверенность» государств – составных частей, членов конфедерации. Правда, при этом тут же оговаривается, что в условиях федерации ее составные части, субъекты федерации, тоже нельзя рассматривать в качестве обычных административно-территориальных единиц. В отношениях между собой и с федеральным центром каждый из них на соответствующей территории и в соответствующей сфере жизнедеятельности также неизменно выступает в качестве суверенного государственного образования.
Таким образом, в условиях конфедерации ее субъекты сохраняют за собой полный суверенитет, а точнее, почти полный, передавая часть своих полномочий в сфере предмета договора новому союзному образованию. В то же время у субъектов федерации сохраняется ограниченный или сильно ограниченный суверенитет.
В этом проявляется одно из сходств и различий федерации и конфедерации. Сходство заключается в важном наличии у их субъектов суверенитета. Основное различие – в степени или уровне наличествующего суверенитета.
Первое сближает федерацию с конфедерацией как форму государственного устройства. Второе отделяет их друг от друга, вынуждает рассматривать конфедерацию не как прототип союзного государства, а как некий перманентный союз государств.
Сходство федерации как формы государственного устройства с конфедерацией проявляется во многих отношениях.
В зарубежных источниках указывается на то, что в основе образования и функционирования федерации и конфедерации существуют общие принципы. Например, принцип совмещения воли субъектов федерации и конфедерации с волей образуемого ими целого, с одной стороны, и принцип автономии субъектов федерации и конфедерации – с другой стороны.