Файл: Формы государственного устройства (Формы государственного устройства)..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
Конфедерализм отражает общность некоторых принципов федерализма. Разница в том, что в условиях федерации основной акцент делается на принципе согласования воль, тогда как в условиях конфедерации – на принципе автономии. Последнее легко объяснимо, поскольку конфедерация всегда предполагает гораздо большую самостоятельность своих составных частей – субъектов, их более широкую автономию, чем федерация.
В условиях существования, как федерации, так и конфедерации центральная власть имеет прямую связь с населением. Сторонники точки зрения, которая заключается в существования прямой связи центральной власти с населением, в условиях конфедерации, рассматривают ее как фактор, сближающий конфедерацию с федерацией. Они считают конфедерацию формой объединения, стоящую ближе к национальной организации , нежели к международной. Противники данной точки зрения считают, что все обстоит в точности наоборот.
В качестве объединяющего, а точнее, сближающего конфедерацию с федерацией фактора рядом исследователей рассматривается тот факт, что конфедерация, даже в том случае, когда она представляется как «чисто» международная организация, нередко с течением времени перерастает в федерацию, являющуюся по своей природе «чисто» национальной организацией.
Примерами могут служить: конфедерация, существовавшая до перерастания ее в федерацию на территории США (1776–1789), конфедерация земель Германии (1815–1867), а также конфедерация, состоявшая из кантонов Швейцарии (1815–1848). Все эти государственные объединения, первоначально зародившись в форме конфедераций, в силу экономических, политических и иных многочисленных причин постепенно переросли в классические федерации.
Имея в виду данные факты, многие западные исследователи отнюдь не случайно называю конфедерацию «сверхнациональной» (supranational) организацией, которая «имеет федеральный конец». Так же они рассматривают ее в качестве такого союза, который не вписывается в сложившиеся представления ни о национальной, ни о международной организации.
С учетом всего вышесказанного конфедерацию можно условно, с учетом принципов ее организации и перспектив развития, относить к формам государственного устройства, впрочем, как и к «чисто» классическим международным организациям.
Заключение
В процессе исторического становления форм государственного устройства, были выделены три: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. В последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Исследователи полагают, что конфедерация не может являться самостоятельным государством, а может быть лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, который создан для достижения каких - либо поставленных целей (экономическое развитие, оборона от общего врага , политическое объединение и т. д.).
В итоге, среди основных форм государственного устройства наиболее простой и в то же время наиболее распространенной формой является унитарное государство. Унитарное государство представляет собой единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Характерно для такого государства существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции. Происхождение унитаризма было вызвано потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации. Большинство современных унитарных государств – государства мононациональные. Исключения из этого правила приводят к конфликтам на межнациональной основе, которые могут продолжаться на протяжении множества веков. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.
Вторая форма государственного устройства: федеративное государство. Федеративное государство является суверенным государством, которое объединяет территорию своих субъектов на одной из двух основ: договорной или конституционной . Управление в федеративном государстве основано на дуализме государственной и правовой системы, которое проявляется в разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Оно основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами. Важно, что федерация всегда имеет приоритет осуществления государственной власти на своей территории.
Третьей формой государственного устройства - конфедерация. Постепенно взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие исследователи и юристы сравнивают эту форму с государственным союзом. Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается редко. Это переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше.
Следует также учитывать юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В основном оно заключается в том, что федерация — это форма территориального устройства государства, а конфедерация — форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически не всегда просто.
Вышеперечисленные формы государственного устройства являются основными, но существует так же особая форма ассоциированного государственного объединения, которая именуется содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников".