Файл: Формы государственного устройства (Формы государственного устройства)..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
Введение
Форма государственного устройства – это способ государственного единства и структуры государства.
В Конституционном (Государственном) праве, как и в некоторых других общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что изучение формы государственного устройства показывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.
Цель работы – анализ форм государственного устройства.
Задачи работы:
1. Определение сущности понятия «форма государства».
2. Выявление причин разнообразия форм государства.
3. Характеристика форм государственного устройства.
Для написания работы была использована учебная литература по курсу «Теория государства и права» и «Конституционное (государственное) право зарубежных стран». В целом, мне хотелось бы отметить, таких авторов учебников как: Марченко М.Н. Корельского В.М. Перевалова В.Д. Хропанюка В. Н. Данные учебные пособия отличает простота и доступность изложенного материала по данной теме.
Глава 1. Формы государственного устройства
Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.
Первая и самая основная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории.
На форму государства влияют различные факторы:экономический строй общества тип государства, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.
Государственное устройство может быть простым и сложным. Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. "унус" - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований. Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.
По структуре различаются простые — унитарные и сложные — федеративные и конфедеративные государства. Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.
Итак, выделим три формы государственного устройства:
1.Унитарная
2.Федеративная
3.Конфедеративная
Глава 2. Виды форм государственного устройства
2.1. Унитарная форма государственного устройства
Унитарное государство – государство с единой системой органов власти управления , с единой конституцией и единой правовой системой. Обычно такое государство маленькое по площади и численности населения ( Люксембург, Бельгия, Монако и т.д)
Данную форму государственного устройства можно охарактеризовать единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.
Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение. Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью, но в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно большими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности.
Далее - единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и иметь не могут.
Для унитарного государства характерной чертой является единая система права. Она образована единой Конституцией - Основным законом, нормы которого применяются на территории всей страны без каких-либо ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, используемые центральными органами власти. Их собственная норма, устанавливающая деятельность имеет подчиненный характер, распространяется на соответствующую локальную территорию. В унитарном государстве применяется единая судебная система, осуществляющая правосудие на территории всей страны и которая руководствуется общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.
В унитарном государстве система налогов - одноканальная. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются во все регионы.
Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой или косвенный контроль над местными органами.
Централизация, присущая всем унитарным государствам, может проявляться в разных формах и в разной степени. В некоторых из стран отсутствуют местные органы, и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти. В некоторых государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль центральной власти (прямой или косвенный). В зависимости от того, какой вид контроля осуществляется центральной властью, за местными органами различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых же унитарных государствах используется предоставление наболее льготного правового статуса одной или нескольким административно-территориальным единицам. Для такого государства характерно наличие административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений. Данная форма государственного устройства применяется там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.) Права по самоуправлению у автономных образований немного шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, которые установлены центральной властью.
Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм - явление, бесспорно, прогрессивное, способствующее становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. Но с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и многими другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований - федераций, конфедераций, содружеств и т. д.
Признаки унитарного государства:
1) На территории унитарного государства действует единая конституция на всей территории без изъятий или ограничений, так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. Она содержит: административно-территориальное деление, принципы полного разграничения полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, форма государственного устройства (по умолчанию), компетенцию главы государства, правовое положение личности, структура высших органов государственной власти, форма правления. Но так же существуют исключения из правил: Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание нет ни в одном документе.
2) Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется на территории всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющие подчинительный характер и не противоречащие Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления полностью подчинено главе государства, парламенту, правительству .
3) Однопалатный парламент действует в половине государств Европы как Венгрия, Швеция, Болгария, Дания, и др. Так же существуют и исключения, такие как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам. Для примера: Французский парламент состоит из двух палат: нижний – Национального собрания и верхний – Сената. В течение долгого времени большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Дания). Однако, даже в настоящее время большинство парламентов - однопалатные.
4) Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) не обладают государственным суверенитетом. Административно-территориальное единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. Но в то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а зачастую и значительной самостоятельностью. В зависимости от центральных органов, унитарное государственное бывает централизованным или децентрализованным. Государство считается централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчиняются органы местного самоуправления. Например, в Финляндии местное самоуправление возглавлено губернатором, который назначается в свою очередь президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и достаточно самостоятельны в решении вопросов местной жизни.
2.2. Федеративная форма государственного устройства
Федерация – союз государственных объединений (субъектов). Форма государственного устройства, для которой характерна большая территория, органы власти разделены , большая численность населения.
Основываясь на этом определении и учитывая все его разнообразие в различных странах, можно выделить наиболее общие черты, характеризующие большинство из них:
- Территория федерации состоит из отдельных её субъектов: штатов, республик, земель, и т.п.;
- Верховные ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная принадлежат федеральным государственным органам. Компетенцию между федерацией и ее субъектами разграничивает союзная (федеральная) конституция;
- Субъекты федерации имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы, имеют право принимать собственную конституцию;
- Существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
Основная государственная деятельность осуществляется государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.
В федеративном государстве действует правовая система, построенная на принципе единства и принципе централизации. Бывает так, что субъекты федерации создают свою правовую систему. Зачастую, им предоставляется право принятия собственной конституции. Однако при этом устанавливается принцип субординации, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и не противоречить ей, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Важно, что в отдельных государственных образованиях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип приоритета общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федерации.
Итак, в пределах федерации действуют федеральные (общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т.п.) законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие законов субъектов федерации распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Так же федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый правовой статус.
Субъект федерации вправе иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.
В федерации применяется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъектов федерации. Собранные налоги, как правило, поступают в общефедеральную казну и затем уже определенная их часть (посредством бюджета) передается в пользование субъектам федерации. Другой порядок может сильно подрывать федеративную сущность государства, угрожать его целостности. При этом, как правило, собственные доходы государственных образований (республик) сильно ограничены и субъекты федерации нуждаются в получении субсидий и дотаций от союзного государства. Финансовая зависимость это одно из важных дополнений к тому механизму конституции, с помощью которого центральная власть контролирует и подчиняет субъекты федерации.