Файл: Аппарат государственной власти (Базовые понятия, значение государственного аппарата).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы государственного аппарата
1.1 Базовые понятия, значение государственного аппарата
1.2 Структура государственного аппарата
1.3 Функции государственного аппарата и их классификация
Глава 2. Функции государственного аппарата современной РФ
2.1 Социальная функции государственного аппарата современной РФ
2.2 Экономическая функция государственного аппарата современной РФ
Экономическая функция государственного аппарата – организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, осуществления санкций[22].
Экономическая функция государственного аппарата выражается, в общем виде, в регулировании государством экономики, его участии в экономических процессах[23].
На рисунке 3 представлена сущность экономической функции госаппарата.
Рисунок 3 – Сущность экономической функции госаппарата
Анализ экономической функции государственного аппарата в свете современного положения РФ показывает явный отпечаток на ней наложенных экономических санкций.
В настоящее время в рамках реализации экономической функции государства осуществляется поддержка отечественных, российских производителей с целью укрепления экономики, повышаются пошлины для зарубежных предпринимателей.
Одним из способов поддержки отечественных поставщиков в настоящий момент можно считать законодательство в сфере государственных закупок. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [24] хоть и был принят в 2013 году, но с декабря 2014 года по апрель 2018 года в него вносились изменения восемнадцать раз. Данный закон позволяет устанавливать различные запреты и ограничения, а так же требования к поставляемым товарам и услугам иностранного производства.
Необходимо отметить, что еще одной из важнейших функций госаппарата является правоохранительная функция госаппарата.
В литературе различают формы осуществления правоохранительной функций государства, среди них: правотворческая, правоохранительная и правообеспечительная[25]. В последнее время к этому списку добавляют договорную форму.
Таким образом, основная задача государства состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые бы обеспечивали экономике страны максимальную социальную эффективность. От того, насколько эффективно стабилизируется экономическая ситуация в стране, зависит успешность реализации иных функций государства. Государство не может ни существовать, ни развиваться без экономического фундамента. Экономическая функция государства является одной из важнейших, она выражается, в общем виде, в регулировании государством экономики, его участии в экономических процессах.
Следовательно, важнейший вопрос – вопрос классификации функций государственного аппарата. В данном вопросе также отсутствует единая, общепринятая точка зрения. На самом деле, различные авторы предлагают различные классификации функций госаппарата в зависимости от глубины классификации, классифицирующих признаков. В данной главе были кратко проанализированы, рассмотрены социальная и экономическая функции госаппарата.
Таким образом, в данной главе рассмотрены некоторые базовые функции госаппарата. Издавна государство являлось гарантом соблюдения прав и свобод человека и гражданина, позднее- гарантом Конституции.
Вкратце значение государственного аппарата заключается в следующем:
1) государственный аппарат представляет собой организованную материальную силу, располагая которой государство осуществляет власть;
2) выступает формой существования государства;
3) через него реализуются функции государства, это функционирующее выражение государства.
Глава 3. Проблемы и пути повышения эффективности государственного аппарата
Важный момент – анализ проблем функционирования государственного аппарата. К главнейшим проблемам функционирования государственного аппарата большинство исследователей относят проблему коррумпированности. Действительно, проблема коррупции является одной из самых актуальных проблем ХХI века, которая систематически подвергается анализу, и вырабатываются концепции борьбы с данным явлением в ведущих странах мирового сообщества[26].
В российском обществе сформировалось устойчивое мнение о том, что, несмотря на проводимые реформы, функционирование института законности и деятельность многих подразделений государственного аппарата по борьбе с коррупцией остается неэффективной, коррумпированной, отдаленной от нужд и запросов российских граждан.
Среди признаков коррупциогенности в Российской Федерации многими авторами называются не конкретность норм законодательства, а обилие положений норм отсылочного характера и предоставление чиновникам дискреционных полномочий.
В результате у граждан формируется представление о государстве РФ как слабом, неэффективном механизме, принимающем спонтанные, неупорядоченные решения. Безусловно, радиус когерентности законности и деятельности государственного аппарата многими российскими гражданами воспринимается только как категория «де-юре».
Явление коррупции затрагивает и систему государственной службы. В ней распространены такие явления, как взяточничество, подкуп, кумовство и иные злоупотребления своими должностными полномочиями.
Все это, безусловно, негативно сказывается на системе государственной власти и отношению к ней общества. Коррупция снижает доверие граждан к власти государства и делает принятие некоторых государственных решений неэффективным, поскольку они принимаются в пользу отдельных лиц. Это подрывает эффективность государственного управления. Также, нарушается социальная справедливость и происходит противоправное и нецелевое использование бюджетных средств.
Отталкиваясь от проблем, можно выделить несколько задач, которые необходимо решить для более эффективного противодействия коррупции. А именно[27]:
- необходимо установление жесткого контроля за деятельность госслужащих;
- необходимо сделать деятельность чиновника максимально прозрачной. Создать такой механизм, который обеспечил бы прозрачность процесса принятия решения;
- обеспечить достойное поведение госслужащих всех уровней; Сформировать и поддерживать в обществе нетерпимое отношение к взяточничеству и коррупции в целом;
- постоянно проводить мониторинг и совершенствовать законодательство противодействия коррупции.
В современной России участие граждан в противодействии коррупции, прежде всего, зависит от уровня их правового просвещения, доступа к информации и возможности обсуждения актуальных вопросов. От уровня активности участия граждан и общественных структур во взаимодействии с государством зависит реализация интересов всего общества[28]. Для этого необходимо создание четких механизмов взаимодействия органов государственной власти с гражданами и институтами гражданского общества.
Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений и взглядов в сознание граждан является предпосылкой укрепления правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
Для реализации этой цели в РФ введена система оценки нормативно- правовых документов через Единый портал, где население может высказывать свое мнение по находящимся в разработке проектам законодательства, а также давать свои замечания по действующим нормативно-правовым актам. В дальнейшем органы государственной власти рассматривают их и принимают решения.
Устранение факторов, вызывающих коррупцию начинается с безусловного выполнения законов на всех уровнях, что в свою очередь дает возможность реализовать имеющийся потенциал не только государственных институтов, но и всего общества в целом. Создаются возможности для ускоренного развития малого бизнеса и предпринимательства, формируется благоприятная деловая среда, в итоге формируется средний класс и условия для развития конкурентоспособной экономики[29].
Защита прав и интересов частных собственников, в том числе и интеллектуальной собственности, снимает препятствия для внедрения инноваций, формирования наукоемких технологий и отраслей производства. Контроль за исполнением законов в демократическом обществе берут на себя институты гражданского общества: средства массовой информации, партии, общественные организации, которые не только способствуют повышению информированности общества, но и обеспечивают прозрачность деятельности государственных структур.
В современном обществе информация обеспечивает поступательное и ускоренное развитие общества и власти. Повышается ответственность властных органов и за реализацию принятых решений, создаются условия для дальнейшего развития экономики и развития гражданского общества. Общественный контроль обеспечивается за счет открытости, информационной прозрачности в деятельности государственных институтов и их подотчетности гражданскому обществу.
Таким образом, главная задача госаппарата РФ на современном этапе - борьба с коррумпированной составляющей, которая мешает нормальному функционирования всех отраслей хозяйства. Противодействовать коррупции, опираясь только на правоохранительные структуры, как показывает международный опыт невозможно. Необходимо максимальное расширение участия гражданского общества в противодействии коррупции, проведение институциональных реформ, совершенствование законотворчества – все это способствует устранению причин коррупции[30].
Заключение
В теоретической части курсовой работы рассмотрены теоретические основы госаппарата. Издавна государство являлось гарантом соблюдения прав и свобод человека и гражданина, позднее- гарантом Конституции. В современной юридической литературе вопрос о понятии и понятии, структуре, значении государственного аппарата и механизма государства является достаточно дискуссионным. Примечательно то, что данная дискуссия ведется не только на научном уровне, но и вошла в концепцию современных учебников по теории государства и права.
Государственный аппарат это система органов государства, через которые государство осуществляет свою власть, функции соответствующего государства[31].
Вкратце значение государственного аппарата заключается в следующем:
1) государственный аппарат представляет собой организованную материальную силу, располагая которой государство осуществляет власть;
2) выступает формой существования государства;
3) через него реализуются функции государства, это функционирующее выражение государства.
Госаппарата осуществляет разнообразные функции. Например, одна из главных подзадач государства состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые бы обеспечивали экономике страны максимальную социальную эффективность.
От того, насколько эффективно стабилизируется экономическая ситуация в стране, зависит успешность реализации иных функций государства. Государство не может ни существовать, ни развиваться без экономического фундамента. Экономическая функция государства является одной из важнейших, она выражается, в общем виде, в регулировании государством экономики, его участии в экономических процессах.
Еще одной из важнейших функций госаппарата является правоохранительная функция госаппарата.
В литературе различают формы осуществления правоохранительной функций государства, среди них: правотворческая, правоохранительная и правообеспечительная[32]. В последнее время к этому списку добавляют договорную форму.
Большинство авторов отмечают, что основная проблема госаппаарта современности – противодействие коррупции. Следовательно, главная задача госаппарата РФ на современном этапе - борьба с коррумпированной составляющей, которая мешает нормальному функционирования всех отраслей хозяйства.
Противодействовать коррупции, опираясь только на правоохранительные структуры, как показывает международный опыт невозможно. Необходимо максимальное расширение участия гражданского общества в противодействии коррупции, проведение институциональных реформ, совершенствование законотворчества – все это способствует устранению причин коррупции[33].
В современной России участие граждан в противодействии коррупции, прежде всего, зависит от уровня их правового просвещения, доступа к информации и возможности обсуждения актуальных вопросов. От уровня активности участия граждан и общественных структур во взаимодействии с государством зависит реализация интересов всего общества[34]. Для этого необходимо создание четких механизмов взаимодействия органов государственной власти с гражданами и институтами гражданского общества.