Файл: Аппарат государственной власти (Базовые понятия, значение государственного аппарата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Издавна государство являлось гарантом соблюдения прав и свобод человека и гражданина, позднее- гарантом Конституции.

Актуальность. Авторы дают разнообразные определения «государства». Государство – это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами. Государственный аппарат ­ главный распорядитель и распределитель ограниченных ресурсов[1].

К нему адресовано множество требований, порой взаимоисключающих, со стороны различных политических, экономических и социальных групп и он, не будучи способен удовлетворить их все, должен делать между ними выбор. Познание функционирования государственного аппарата является предпосылкой понимания главного и определяющего в государстве, выявления его социального назначения, того, чем оно отличается от других социальных явлений, то есть его сущности. Исследование функций государства важно также потому, что они самым непосредственным образом влияют на его структуру и форму.

В современной юридической литературе вопрос о понятии и понятии, структуре, значении государственного аппарата и механизма государства является достаточно дискуссионным. Примечательно то, что данная дискуссия ведется не только на научном уровне, но и вошла в концепцию современных учебников по теории государства и права.

Функции государственного аппарата ‑ его базовые пути функционирования, направленные на выполнение экономических, политических, социальных, экологических и других задач[2]. Что касается задач государственного аппарата, то они охватывают жизненно важные, требующие решения вопросы и проблемы, которые проявляются в различных направлениях (экономических, социальных, культурных и других) деятельности государственного аппарата, в определённые исторические этапы стоят перед государственным аппаратом.

Цель курсовой работы – изучить сущность государственного аппарата, его функции, значение.

Задачи курсовой работы:

- изучить теоретические основы функционирования госаппарата;

- рассмотреть функционирование госаппарата;

- рассмотреть теоретические основы государственного аппарата;

- изучить базовые понятия государственного управления ;

- изучить понятие, значение и структуру государственного аппарата;

- привести основные функции государственного аппарата и их классификацию;


- рассмотреть функции государственного аппарата современной РФ;

- изучить идеологические методы осуществления функций государства современной РФ;

- проанализировать социальную функцию государственного аппарата;

- проанализировать экономическую функцию государственного аппарата современной РФ;

- рассмотреть правозащитную функцию государственного аппарата современной РФ;

- выявить проблемы и предложить пути повышения эффективности государственного аппарата.

Объект исследования - государственный аппарат РФ.

Предмет исследования – функции и значение государственного аппарата.

Глава 1. Теоретические основы государственного аппарата

1.1 Базовые понятия, значение государственного аппарата

Издавна государство являлось гарантом соблюдения прав и свобод человека и гражданина, позднее- гарантом Конституции.

Авторы дают разнообразные определения «государства» и «госаппарата», до сих пор единого определения общепризнанного законодательно не имеется.

Проанализируем вначале понятийный аппарат. Различные исследователи по-разному трактуют понятие государственного аппарата.

Государственный аппарат ­ это система органов государства, через которые государство осуществляет свою власть, функции соответствующего государства[3].

Государственный аппарат ­ это составная часть механизма государства.

Государственный аппарат ­ это система взаимосвязанных государственных служащих и государственных органов, структура и состав которых определяются действующим законодательством и обусловлены геополитическим положением страны, территориальными и социально - экономическими особенностями, а также выраженными в государственных функциях общественными потребностями[4].

Вкратце значение государственного аппарата заключается в следующем:

1) государственный аппарат представляет собой организованную материальную силу, располагая которой государство осуществляет власть;


2) выступает формой существования государства;

3) через него реализуются функции государства, это функционирующее выражение государства.

Многие исследователи понятия «механизма государства» и «государственного аппарата» в некоторых случаях употребляют как тождественные, что обуславливает необходимость более подробного анализа данного аспекта. В современной юридической литературе вопрос о понятии и понятии, структуре, значении государственного аппарата и механизма государства является достаточно дискуссионным. Примечательно то, что данная дискуссия ведется не только на научном уровне, но и вошла в концепцию современных учебников по теории государства и права. В одних случаях понятия механизма государства и государственного аппарата употребляются как тождественные.

Чаще всего исследуемые понятия разграничиваются другими исследователями, при этом авторы подчеркивают их существенные различия. Одним их самых распространенных аспектов разграничения данных понятий ученые указывают структуру механизма государства и государственного аппарата.

Так под государственным аппаратом понимается исключительно система государственных органов, наделенных государственно-властными полномочиями в отдельных сферах общественной жизни. Механизм же государства понимается как понятие, более широкое по объему, которое наряду с государственными органами включает в себя также государственные учреждения и предприятия, фактически принимающие участие в осуществлении функций государства. Существует достаточно широкая трактовка механизма государства.

Одни исследователи отмечают, что структура механизма государства включает в себя государственные органы, администрации государственных предприятий, учреждений, организаций, государственных служащих (чиновников) и организационные, финансовые и иные средства[5]. В данной точке зрения необходимо акцентировать внимание на следующих моментах. Во-первых, в структуру механизма государства в качестве самостоятельных элементов включаются государственные служащие.

Во-вторых, особо подчеркивается, что в структуру механизма государства включаются именно администрации государственных учреждений, предприятий и организаций. Такой подход также видится достаточно обоснованным, поскольку именно администрации данных организаций принимают участие в осуществлении задач и функций государства.

В третьих, в качестве структурного компонента механизма государства выделяются организационные, финансовые и иные средства. Такая точка зрения, на наш взгляд, не является бесспорной, поскольку данные средства не могут выступать в качестве самостоятельного звена или элемента механизма государства и тем самым участвовать в осуществлении его функций.


Другой подход к анализу структуры механизма государства заслуживает весьма пристального внимания, поскольку в отдельный структурный компонент механизма государства выделяются государственные организации. Дискуссии о так называемых «материальных придатках» механизма государства не прекращаются в современной юридической литературе. К таковым часто относят силовые структуры – армию, полицию, исправительные учреждения и др.

Однако существует точка зрения, согласно которой «материальными придатками» механизма государства являются те средства, которые обеспечивают деятельность государственного аппарата (бюджетные средства, предприятия, учреждения, помещения и т. п.). Силовые же структуры, в том числе органы внутренних дел, целесообразно относить к органам исполнительной власти, поскольку основная их функция состоит в охране и защите личности, ее прав и свобод от нарушений, обеспечении правопорядка и безопасности в обществе.

Еще один аспект понимания механизма государства – функциональный. Так, исследователи отмечают, что под механизмом государства в динамике необходимо понимать функционирование государства, который включает в себя совокупность внутренних факторов, институтов, средств, обеспечивающих действие составных частей государства в их взаимозависимости. В связи с этим весьма близким по содержанию к понятию «механизм государства» является понятие «механизм осуществления функций государства».

Керимов Д.А. указывает, что научный интерес вызывает проблематика субъектного состава механизма реализации правоохранительной функции государства и предлагает следующую классификацию его субъектов[6]:

– правоохранительные органы как специальные субъекты реализации данной функции;

– органы государственной власти участвующие в реализации правоохранительной функции;

– институты гражданского общества, содействующие реализации данной функции.

Вопрос о том, какие органы относятся к правоохранительным, и каково их место в механизме государства в юридической литературе является дискуссионным. Представляется, что таковыми являются специальные государственные органы, деятельность которых направлена непосредственно на реализацию правоохранительной функции и которые для этого наделены государственно - властными полномочиями. В связи с этим целесообразно к правоохранительным органам относить органы правосудия, органы прокуратуры, а также органы защиты конституционных прав граждан и охраны правопорядка. При этом важно заметить, что в контексте разделения властей правоохранительные органы в механизме государства занимают особое место. Органы правосудия осуществляют судебную власть, остальные правоохранительные органы, как правило, относят к органам исполнительной власти, подчеркивая при этом особое место прокурорского контроля и надзора.


Таким образом, механизм государства – сложное и системное понятие, не являющееся тождественным понятиям государственного аппарата и механизма осуществления функций государства, где особое место принадлежит правоохранительным органам, основная задача которых – защита личности, ее прав и свобод от нарушений, восстановление нарушенных прав, обеспечение законности и правопорядка в обществе[7].

1.2 Структура государственного аппарата

Проанализировав понятийный аппарат, перейдем к анализу структуры государственного аппарата. Государственный аппарат Российской Федерации основывается на принципе разделения властей. Следует отметить, что в различных странах структура госаппарата может иметь свою структуру, специфику, отличительные от прочих черты. На рисунке 1 представлена структура госаппарата РФ.

Рисунок 1 – Структура госаппарата РФ

В соответствии с ним все государственные органы России подразделяются на:

  • законодательные;
  • исполнительные;
  • судебные.

С учетом федеративного устройства России ее государственные органы также классифицируются на:

  • органы государственной власти Российской Федерации (федеральные государственные органы);
  • органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

К органам законодательной власти РФ относится: Федеральное Собрание, парламент РФ (Государственная Дума и Совет Федерации); исполнительной власти: Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства; судебной власти- суды РФ.

Центральной фигурой в системе органов государственной власти РФ является Президент Российской Федерации. Президент РФ выполняет двоякую функцию:

  • возглавляет систему исполнительной власти страны;
  • одновременно возвышается над всеми ветвями государственной власти, служит арбитром при разрешении их споров.

Также высшим органом исполнительной власти в РФ (наряду с Президентом РФ и под его руководством) является Правительство РФ. Систему органов исполнительной власти образуют также федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Последние, в свою очередь, в каждом субъекте делятся на высший орган исполнительной власти и органы исполнительной власти специальной компетенции.