Файл: Аппарат государственной власти (Базовые понятия, значение государственного аппарата).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы государственного аппарата
1.1 Базовые понятия, значение государственного аппарата
1.2 Структура государственного аппарата
1.3 Функции государственного аппарата и их классификация
Глава 2. Функции государственного аппарата современной РФ
2.1 Социальная функции государственного аппарата современной РФ
2.2 Экономическая функция государственного аппарата современной РФ
Субъектами государственного управления, помимо органов исполнительной власти, являются: Президент РФ, Администрация Президента РФ, включая аппараты Полномочных представителей Президента в федеральных округах, государственные фонды, органы управления государственными корпорациями, другими коммерческими и некоммерческим организациями, создаваемыми государством или с участием государства, а также все иные субъекты, которым переданы полномочия или функции по осуществлению государственного управления (многофункциональные центры оказания государственных услуг, общественно-государственные структуры, общественные объединения и частные структуры, обеспечивающие выполнение административных договоров, договоров в сфере частно-государственного партнерства и т.п.), органы местного самоуправления в части реализации ими переданных государственных полномочий[8].
1.3 Функции государственного аппарата и их классификация
Приведем точки зрения различных авторов на функции государственного аппарата.
Исследователи под функцией государственного аппарата предлагают понимать основные направления государственной деятельности, без которых существование государства практически невозможно[9]. В функциях государственного аппарата выражается его назначение, сущность в решении основных вопросов общественного развития.
Матузов Н.И. определил функцию государственного аппарата как объективно необходимое, целенаправленное, основное направление (сторону) деятельности государственного аппарата, осуществляемое в жизненно важной сфере общественных отношений, выражающее его сущность и социальное назначение в обществе и имеющее законодательную подоплёку[10].
По мнению Григониса Э.П., Харченко О.В., функции государственного аппарата – объективно необходимые, основные, наиболее общие и стабильные направления его деятельности, подчиненные решению главных задач государственного аппарата, осуществляемые в специальных формах и с помощью специфических методов[11].
Функция государственного аппарата ‑ есть устойчиво сложившееся направление деятельности, которое может претерпевать изменение в связи с трансформацией целевых ориентиров государства и без воздействия существенных объективных факторов исчезнуть не может[12].
Другие авторы выделяют четыре методологические составляющие (компонента) теории функций государственного аппарата: онтология и гносеология функций, аксиология функций, телеология функций и праксиология функций[13].
Функции государственного аппарата ‑ его базовые пути функционирования, направленные на выполнение экономических, политических, социальных, экологических и других задач[14]. Что касается задач государственного аппарата, то они охватывают жизненно важные, требующие решения вопросы и проблемы, которые проявляются в различных направлениях (экономических, социальных, культурных и других) деятельности государственного аппарата, в определённые исторические этапы стоят перед государственным аппаратом.
Авторы определяют функции государственного аппарата как то в его деятельности, что характеризует его «предметно-политически» и отражает ту или иную сторону сущности государственного аппарата в каждый период его развития[15]. Иными словами, функции государственного аппарата есть не что иное, как содержание государственной деятельности.
Функции государственного аппарата разнообразны, рассматривая их, можно выделить некоторые общие черты:
- содержание функций зависит от происходящих в обществе процессов — они историчны,
- в них отражены однородные аспекты государственной деятельности,
- они охватывают всю деятельность государственного аппарата в целом,
- отличаются от функций отдельных органов государственного аппарата,
- носят комплексный, собирательный характер,
- отличаются от методов их реализации (правотворческой, исполнительно-распорядительной и правоохранитель ной деятельности).
В литературе используется также понятие «генеральная функция государственного аппарата». Это понятие должно объяснить предназначение государственного аппарата по отношению к обществу (гражданскому обществу). Этим понятием, по существу, охватывается решение всех возможных задач государственного аппарата – задач, относящихся к минимальной функции государственного аппарата, и особых задач современного социального (социального правового) государственного аппарата.
Важнейший вопрос – вопрос классификации функций государственного аппарата. В данном вопросе также отсутствует единая, общепринятая точка зрения. На рисунке 2 представлено упрощенные функции госаппарата для простоты понимания. На самом деле, различные авторы предлагают различные классификации функций госаппарата в зависимости от глубины классификации, классифицирующих признаков.
Рисунок 2 – Функции госаппарата РФ
Необходимо отметить, что в теории функций государства классическим подходом является деление функций на внутренние и внешние. Причем состав внутренних и внешних функций у авторов несколько разнится.
В современный период Российскому государственному аппарату присущи следующие основные внутренние функции:
- политическая;
- идеологическая;
- экономическая;
- социальная;
- развития культуры, науки и образования;
- экологическая;
- налогообложения и взимания налогов;
- охраны прав и свобод граждан, прав собственности и правопорядка[16].
Таким образом, в данной главе рассмотрены теоретические основы госаппарата. Издавна государство являлось гарантом соблюдения прав и свобод человека и гражданина, позднее- гарантом Конституции. В современной юридической литературе вопрос о понятии и понятии, структуре, значении государственного аппарата и механизма государства является достаточно дискуссионным. Примечательно то, что данная дискуссия ведется не только на научном уровне, но и вошла в концепцию современных учебников по теории государства и права.
Глава 2. Функции государственного аппарата современной РФ
2.1 Социальная функции государственного аппарата современной РФ
Рассмотрим подробнее основные внутренние функции государственного аппарата, начав с социальной функции, так как именно социальную функцию (в той или иной степени) любое государство осуществляет практически с момента своего возникновения.
Одна из популярных категорий у всех народов и во все времена была и остается категория справедливости. С возникновением и становлением концепции естественного права, которая закрепила идеи равенства, справедливости, гармоничного сочетания свободы каждого члена общества со свободой других связана и идея построения социального государства. Исходным критерием выделения социального государства в особый тип стало государственное покровительство, опека, обращенные на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности[17].
С момента становления демократического правового государства социальная функция государственного аппарата получает свою наиболее полную реализацию. О социальной роли государства, социальной функции государства в последние годы в России говорится достаточно много.
В тоже время идея развития и расширения социальной функции государства не является исключительной прерогативой современной России, более того, реализация этой функции и ее теоретическое осмысление началось намного раньше в ряде Европейских государств и это общемировая тенденция, в рамках общего процесса роста популярности идеи внедрения основ социального государства и совершенствования социальной функции государства.
Большинство государств, провозгласивших себя социальными, приступили к модификации социальной функции еще в 80-90-х гг. XX века, а в ФРГ эти вопросы находятся в центре внимания с 1949 года, когда в Конституции ФРГ было закреплено, что ФРГ является социальным государством[18].
Социальная функция государственного аппарата настолько сегодня популярна в России, что практически ни одного публичного выступления Президента, членов Правительства, депутатов Государственной Думы не обходится без упоминания социальной сферы, социальных обязательств государства и социальной функции, к сожалению, от этого Россия более социальным, чем есть не становится, мало того, число бедных в России увеличивается и ни о каком благоденствии пока не может быть и речи.
С понятие социальной функции государственного аппарата тесно связано понятие социальных прав гражданина. Природа социальных прав, как прав позитивных, связывает их осуществление с выполнением государством определенных обязательств в области социальной политики.
Степень защищенности социальных прав зависит не только от совершенства правовых механизмов их реализации, но и от соответствия этой категории прав экономическим ресурсам государства и общества.
Социальные права - фундаментальные нормы, признание и следование которым позволяет обеспечить социальный прогресс и улучшение условий жизни, гарантировать достоинство, свободу, справедливость и мир. Вместе с тем социальные права относятся к числу одних из самых спорных положений в теории права и конституционном праве[19].
Часто ставятся под сомнение их правовая реализация и возможность защиты в судебном порядке. Основные социальные права возникают у человека с момента рождения в силу их естественно правовой природы, и сопутствуют ему на протяжении всей его жизни, связывают человека с государством в целом и заключаются в возможности притязаний к государству.
Основные социальные права - закрепленный в Конституции и международных соглашениях, признаваемый и гарантируемый обществом и государством комплекс естественных, абсолютных и неотчуждаемых прав и свобод, обеспечивающий человеку достойный уровень жизни и свободное развитие посредством предоставления необходимых социальных благ.
2.2 Экономическая функция государственного аппарата современной РФ
Исследователи отмечают, что экономическая функция государственного аппарата занимает главенствующее положение в системе функций государственного аппарата[20]. Основная задача государства состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые бы обеспечивали экономике страны максимальную социальную эффективность. От того, насколько эффективно стабилизируется экономическая ситуация в стране, зависит успешность реализации иных функций государства. Государство не может ни существовать, ни развиваться без экономического фундамента.
На сегодняшний день экономическая функция государства охватывает такие направления деятельности российского государства, как: структурная перестройка экономики, при которой будет производиться только продукция, жизненно необходимая чело веку, государству, мировому рынку; преимущественная поддержка стратегических, высоко конкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств; демонополизация производства; целенаправленная инвестиционная политика; реформа экономического механизма аграрного сектора, и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю; постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен; приостановка спада производства и т.д[21].
Целью любого развивающегося государства является создание условий, обеспечивающих возможность вовлечения национальной экономки в международное разделение труда, в свою очередь, необходимо более полное использование его пре имуществ, что дает значительную экономию внутренних ресурсов государства, а также более полное удовлетворение потребностей частного сектора. Для достижения поставленной цели необходимо осуществлять мероприятия по регулированию внешнеэкономических связей.