Файл: Курсовая работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, выявление и исследование существующих связей и закономерностей, между уголовным и оперативно - разыскным правом, позволит выработать предложения по устранению имеющихся недостатков, систематизировать действующее законодательство. Изыскания в данном направлении могут послужить достижению широкого круга целей. Это постановка проблем, определение путей их решений, оценка точек зрения, установление степени их истинности, обнаружение новых аспектов проблемы и т. д. В итоге это должно привести к совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности в сферах действия соответствующих отраслей и, как следствие, скажется на эффективности борьбы с преступностью в целом.

Заключение

Задачи оперативно-розыскной деятельности определены в федеральном Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее ФЗ «Об ОРД») для решения вопросов государственно-правовой формы защиты: жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Таковыми согласно ст. 2 ФЗ «Об ОРД» являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В юридической литературе высказаны различные суждения о понимании каждой в отдельности задачи, так же предприняты попытки, систематизировать задачи с точки зрения последовательности, значимости и самостоятельности.

Однако все задачи оперативно - розыскной деятельности взаимосвязаны и взаимозависимы, вместе с тем каждая из них автономна, имеет конкретное содержание, обусловленное способом решения, влекущее определенное юридическое значение. Кроме того, смысловое выражение задач ОРД предопределяет не только рассмотрение их во взаимосвязи, но и в соотношении с уголовно-процессуальной деятельностью, так как значение одних задач — играть обеспечительную роль в уголовном судопроизводстве, а других — либо предопределять обеспечительную роль первых, либо автономно оказывать влияние на обеспечение защиты человека, гражданина, собственности и государства от преступных посягательств.


В данном случае интерес указанной тематики представляют задачи ОРД первого направления. К ним целесообразно отнести комплекс задач: выявление, раскрытие преступлений, а также установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда.

Решение указанных задач предполагает проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на поиск и установление признаков криминальных событий и противоправных действий отдельных лиц для уголовного процесса. Как справедливо полагает А. Н. Гущин, данное положение служит правовой основой для осуществления оперативными аппаратами органов внутренних дел поисковой работы, являющейся важнейшим направлением ОРД , при этом, необходимо рассмотреть каждую задачу ОРД отдельно, для определения ее оригинальности и значимости. Выявление преступлений как самостоятельная задача ОРД предполагает установление фактов совершения, прежде всего латентных преступлений, информация о которых в правоохранительные органы официально не поступает.[11]

Механизм образования латентности многообразен, однако задача ОРД состоит в выявлении скрытых преступных действий, например, создаваемых путем маскировки, уничтожения следов преступления и т.п.; выявлении латентных преступлений из числа незаявленных гражданами; в раскрытии преступных деяний, причиняющих ущерб гражданам, общественным или государственным интересам. К числу последних относятся незаконный оборот наркотиков, оружия, взрывчатых веществ, многие экономические преступления, отдельные виды мошенничества и другие. В процессе реализации данной задачи проводится комплекс поисковых действий, как гласным, так и негласным методом, устанавливаются как лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступления, так и факты преступных деяний, что позволяет рассматривать выявление преступлений только в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью.

Таким образом, выявление преступлений — это не процессуальные действия оперативных подразделений, осуществляемых путем оперативного поиска (проводится инициативный сбор первичной оперативно-розыскной информации о признаках преступлений и причастных к ним лиц), влекущего за собой процессуальную форму правоприменения.

«Выявление преступлений» как задача ОРД — самостоятельна и реализуется только тогда, когда о совершенном преступлении ранее не было известно правоохранительным органам. Вследствие ее решения может быть возбуждено уголовное дело, что даст право субъектам уголовно-процессуальной деятельности применить к виновному уголовно-процессуальные меры. В зависимости от характера выявленного преступления, ОРД либо представляет законченность, реализовавшуюся в задаче «выявления преступлений», либо продолжается, начиная реализацию задачи «раскрытия преступлений». Именно поэтому в юридической литературе термин «выявление» традиционно рассматривают, как составную часть «раскрытия преступления» или как тождественный термину «раскрытие». Этому способствует, во-первых, понимание некоторыми учеными термина «раскрытие преступления», исходящими из того, что он объединяет самостоятельные задачи по обнаружению (выявлению) преступного деяния и установлению лиц, его совершивших.[12] Во-вторых, слова «раскрытие» и «выявление» в Словаре русского языка являются синонимами. В-третьих, органическая связь между выявлением и раскрытием очевидна, т.к. при обнаружении преступного деяния предполагается установление оперативно-розыскным способом события преступления (времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления) и лиц, его совершивших.


Кроме того, если преступление совершено или совершается организованной группой лиц, то должны быть установлены все эти лица и роль каждого в осуществлении преступной деятельности. Выявлению и раскрытию подлежат также все факты и эпизоды преступления и причиненный им материальный ущерб. В случаях следственной необходимости усилия оперативных подразделений должны быть направлены на установление личности потерпевшего, его местонахождения, обстоятельств, характеризующих потерпевшего.

Однако задачи «выявление преступлений» и «раскрытие преступлений» могут решаться и в самостоятельной форме. В частности, когда речь идет об «очевидных» преступлениях, поскольку обнаружение преступного деяния влечет за собой возбуждение уголовного дела и не требуется последующего оперативного сопровождения (лицо поймано с поличным при сбыте наркотиков, продаже оружия, получении взятки и т.д.). Задача «раскрытие преступлений» также может реализовываться самостоятельно и не требовать решения предварительной задачи «выявление преступлений», например, при совершении «неочевидного» преступления, когда остается неустановленным лицо, его совершившее; место происшествия; потерпевший и другое.

Итак, под раскрытием преступлений следует понимать систему мер по установлению лиц, совершивших преступления, и обеспечению возможности их привлечения к уголовной ответственности путем сбора информации, имеющей ориентирующее или доказательственное значение для предварительного расследования.

Необходимость решения такой задачи ОРД возникает в случаях, когда потерпевшей стороне и правоохранительным органам неизвестна личностью виновного лица или иные обстоятельства совершенного преступления. Выполнение задачи «раскрытие преступлений» должно осуществляться параллельно с расследованием уголовного дела до тех пор, пока не будет составлено обвинительное заключение. Располагая полученными оперативным путем материалами, где содержится самая различная информация, следователь вправе ею воспользоваться при подготовке и осуществлении следственных действий, при условии предоставления этой информации оперативным подразделением согласно установленному порядку.

Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, — эта задача оперативно-розыскной деятельности не только состоит в тесной связи с уголовно-процессуальной деятельностью, но и напрямую зависит от нее. Правовым основанием для розыска лиц (обвиняемого, подсудимого), скрывающихся от органа дознания, следствия и суда, служит постановление следователя об объявлении розыска (ст. 210 УПК РФ). Участие оперативных подразделений в осуществлении розыска имеет место только в случаях, когда с помощью процессуальных действий установить место нахождения обвиняемого не удается и следователь поручает его розыск органам дознания.


Розыскная деятельность представляет собой функцию как органов дознания, так и предварительного следствия. Однако розыскные мероприятия, осуществляемые следователем, входят в процесс расследования как элемент этого процесса, а оперативно-розыскная деятельность представляет специфический вид розыскной деятельности как не процессуальной, осуществляемой преимущественно негласными средствами. При этом розыск обвиняемого (подсудимого) — это система согласованных действий между розыскной деятельностью следователя и действиями органов дознания, основанная на единстве цели розыскных мероприятий и следственных действий. Отдельно хочется остановиться еще на двух задачах оперативно-розыскной деятельности, таких как пресечение и предупреждение преступлений.

Итак, пресечение преступлений — это задача ОРД по применению оперативно-розыскных мер к конкретному лицу или группе лиц с целью лишить их реальной возможности завершить начатое преступление, довести его до конца, не допустить вредных последствий. Способы ее решения могут быть различными: захват лица, совершающего преступление, возбуждение уголовного дела, применение мер пресечения с целью воспрепятствования преступлению и другие. Пресечению преступлений в большинстве случаев предшествует решение задачи по выявлению лица, его замышляющего или подготавливающего, и она реализуется в том случае, если невозможно предупредить заранее планируемое деяние. Пресечение преступления — это недопущение преступных действий лица (лиц) путем их прерывания по независящим от лица (лиц) обстоятельствам в стадии реализации умысла виновного на совершение преступления в части приготовления к преступлению или покушения на преступление (ст. 29 УК РФ). Значение этих мер, трудно переоценить, поскольку в ходе их применения пресекается общественно опасная деятельность нарушителя, обеспечивается возможность привлечения его к ответственности. Предупреждение преступлений — задача оперативно-розыскной деятельности, цель которой состоит в том, чтобы предотвратить наступление преступного поведения еще до того, как соответствующее лицо (лица) приступит к его непосредственному осуществлению. Основанием для предупреждения преступлений служат сведения о намерении подготовки определенного лица (лиц) к совершению преступления.

Предупреждение преступлений оперативно-розыскными мерами позволяет субъектам ОРД, с одной стороны, искать новые подходы к изучению преступности, с другой, — прослеживать постоянно меняющуюся криминальную ситуацию. Предупреждение преступлений как задача ОРД — это деятельность по эффективному использованию оперативно-розыскных мер, оперативных учетов и криминалистической техники в профилактике тяжких преступлений: по разобщению устойчивых криминальных группировок, в том числе с участием подростков и молодежи; в пресечении преступлений со стороны преступников-гастролеров; в обеспечении контроля за особо опасными рецидивистами, неоднократно судимыми за тяжкие преступления, и иными лицами с устойчивым противоправным поведением, при этом, как справедливо отметил С. С. Галахов, оперативно-розыскные мероприятия используются не в качестве средства, обеспечивающего привлечение лица к уголовной ответственности, а, наоборот, в целях недопущения наступления условий привлечения к ней1 . В связи с этим для осуществления оперативно-розыскной профилактики необходимо изучение обстоятельств (причин и условий), способствующих совершению преступлений, которое позволяет предупредить еще не совершенные общественно опасные деяния. Вместе с тем, основным объектом такого изучения являются уголовные дела расследуемых и расследованных преступлений. В процессе решения задач оперативно-розыскной деятельности могут быть получены важнейшие сведения, имеющие отношение к устанавливаемым обстоятельствам по уголовному делу называемые результатом оперативно-розыскной деятельности (ст. 11 ФЗ «Об ОРД»). Значение результатов ОРД определяется с учетом направления их использования, где важное место занимают результаты ОРД, используемые в уголовном судопроизводстве, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; служащие поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также используемые в доказывании по уголовному делу. Также необходимо отметить, что ориентированность задач оперативно-розыскной деятельности позволяет систематизировать их по значимости для таких отраслей права, как уголовное, уголовно - процессуальное.


Таким образом, ОРД как необходимый инструмент государственной системы подчинена интересам государства и общества. ОРД на правовом поле обусловлена невыполнимостью решения тех или иных задач по обеспечению защиты человека, общества и государства от преступных посягательств исключительно только процессуальными действиями, т.е. в рамках уголовного судопроизводства.

Задачи ОРД, обеспечивающие уголовное судопроизводство, предусматривают осуществление комплекса действий, с помощью которого: устраняется определенная часть латентных преступлений (в процессе выявления преступлений собранная информация оперативно-розыскным путем дает основания для возбуждения уголовного дела); устанавливается по уголовному делу событие преступления и лицо (лица), его совершившее, обеспечивается розыск подозреваемого, обвиняемого или подсудимого, пресекается преступная деятельность на стадии совершения преступления.

В этой связи, роль оперативно-розыскных задач в уголовном судопроизводстве неоценима, так как существует реальная возможность с их помощью обеспечить уголовно-процессуальную деятельность соответствующей информацией, создать условия и предпосылки для обеспечения получения практически всех видов доказательств.

Список использованных источников и литературы

  1. Батурин С. С. Об основных конституционных правах человека и гражданина в аспекте оперативнорозыскной деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2012 . № 2. С. 46–47. 3 Конституция Российской Федерации: официальный текст. М.: Эксмо, 2017.
  2. Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики современной российской государственности. - М: НОРМА, 2011 г.
  3. Бурмистров А.С. Конституционные (уставные) суды в системе разделения властей и основания отнесения их к контрольной власти // Российская юстиция. – 2011, №5
  4. Вагин О. А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / О. А. Вагин, А. П. Исиченко, А. Е. Чечетин. М., 2008.
  5. Воронцов А. А. Легализация в оперативно - разыскном законодательстве понятия подведомственности как фактор, способствующий своевременному выявлению, раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности//Оперативник(сыщик).2017.№3
  6. Гущин А. Н., Громов Н. А., Царева Н. П. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: учебно-практическое пособие. - М.: Издатель Шумилова И. И., 2013
  7. Дубоносов Е. С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие / Е. С. Дубоносов; под ред. Г. К. Синилова. М.: ЮРАЙТ , 2010.
  8. Калинина Е.В., Романовская В.Б., Биюшкина Н.И., Минеева Т.Г. Электронный учебный курс «История правовых и политических учений». — Н.Новгород. 2015
  9. Конституция Российской Федерации: официальный текст. М.: Эксмо, 2017. 2 См.: Табаков А. Р. Некоторые вопросы правового регулирования оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина // СПС «КонсультантПлюс» // Высшая школа, 2012 // URL: http:// www.consultant.ru.
  10. Конституционное право зарубежных стран: Уч. / В.Е.Чиркин. - 8 изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014
  11. Мешков М.В., Орлова А.А., Гончар В.В. Термин «оперативно-розыскная деятельность» как лингвистическая конструкция и правовое понятие // Оперативник (сыщик). 2016. № 3(48).
  12. Марченко М.Н. «Теория государства и права в вопросах и ответах», Москва, «Проспект», 2018 г.
  13. Матюшин М. Н. Разделение властей как фактор построения правового государства в России // Государство и право. – 2010, № 8
  14. Пирова Р.Н. Доктрина разделения властей: история и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – №2. – С.278-280.
  15. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (специализация «Уголовно-правовая») и специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (специализация «Административная деятельность») / В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин ; под общ. ред. В.В. Степанова. – 3-е изд.,испр. и доп. – Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016.
  16. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"//СПС Гарант
  17. Чиркин В.Е. Государственное управление. М.: Юристъ, - 2010, с.106