Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
В завершение необходимо отметить, что в дореволюционный период эволюции российской государственности ОРД (как самостоятельная целостная система разведывательно-поисковых мер и разновидность правоохранительной деятельности) и оперативные подразделения органов внутренних дел прошли три временных этапа своего развития: 1-й этап – с момента возникновения ОРД (с момента появления потребности общества обезопасить себя и членов социума от противоправных посягательств на свои материальные и духовные ценности и законные интересы со стороны иных субъектов (конкретных людей, сообществ или государств) до 1539 г. (учреждения Разбойного приказа)); 2-й этап – с 1539 г. до 1866 г. (до учреждения сыскной полиции при канцелярии обер-полицмейстера); 3-й этап – с 1866 г. до 1917 г. (с момента учреждения сыскной полиции и до её упразднения).[3]
1.2 Права и обязанности органов осуществляющих оперативно –розыскную деятельность
Обязанностями оперативно-розыскного органа является возложенных законодателем на них для безусловного выполнения действий, необходимых для достижения целей оперативно-розыскной деятельности (ст.1 Закона об ОРД) и решения ее задач (ст.2). Этих обязанностей можно разделить на две группы:
1) Изложенные в Законе РФ об оперативно-розыскной деятельности;
2) Зафиксированные в иных нормативных актах РФ.
Законодатель предъявляет следующие требовании к обязанностям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность:
- все они могут устанавливаться исключительно в открытых нормативных правовых актах (как правило, законодательных). Не допускается их определение в закрытых подзаконных нормативных актах, включая ведомственные; - любые действия этих органов будут законны исключительно при условии их направленности на достижение целей и решение задач оперативно - розыскной деятельности (п. 1 ст.6 Закона об ОРД).
Непосредственно изложенные в Законе об ОРД обязанности оперативно-розыскных органов также можно разделить на следующие две группы:
1. Предусмотренные в ст. 17 Закона об ОРД, т.е. органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, обязаны:
- принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;
- исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству; - осуществлять предусмотренные законодательством РФ меры безопасности в отношении свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства в соответствии с решением суда (судьи), прокурора, начальника органа дознания или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело; [4]
- выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международным, запросом соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;
- информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории РФ, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;
- соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; - содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств;
2. Изложенные в иных статьях Закона об ОРД, т.е. оперативно-розыскной орган также обязан:
- соблюдать пределы своих полномочий при проведении ОРД (ст. 1); - предоставить прокурору по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предеявлении которых было отказано заявителю (ч. 3 ст. 6); - уничтожить сведения, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, в отношении лица, виновность которого не доказана в установленном законом порядке (ч. 5 ст.6);
- при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор в соответствии с законодательством РФ обязан принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда (ч. 7 ст. б);
- в течение 24 часов с момента начала проведения "экстренного" ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение (ч. 3 ст. .9);
- в течение 24 часов уведомить соответствующий суд (судью) об "экстренном" прослушивании переговоров, ведущихся с телефона заявителя (ч. 4 ст. 9);
- представить суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим оперативно-розыскным органам оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, в порядке и случаях, установленных Законом об ОРД (ч. 2,3 ст. 14) и УПК РФ;
- при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, а равно членов их семей и близких - принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством РФ (ч.З ст. 21). Права оперативно-розыскных органов, это круг предоставленных им законодателем возможностей для надлежащего исполнения обязанностей по достижению целей оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач.
Прав так же, как и обязанностей, можно разделить на две группы:
1. Изложенные в предписаниях Закона об ОРД;
2. Отраженные в некоторых иных нормативных актах РФ. Непосредственно изложенными в Законе об ОРД правами оперативно-розыскных органов являются следующие группы:
1. Предусмотренные в ст. 18 Закона об ОРД: - проводить гласно и негласно ОРМ, перечисленные в ст. 7 Закона об ОРД, производить при их проведений изеятие предметов, материалов к сообщений, а также прерывать предоставленные услуги связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
- требовать от операторов мобильной сотовой связи приостановления работы мобильного устройства, если его международный идентификатор включен органами внутренних дел РФ в Реестр похищенных мобильных устройств, ведущийся в порядке, установленном Правительством РФ;
- установить на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
- использовать по договору или устному соглашению в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий служебные помещения, имущества предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;
- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;
2. Изложенные в иных статьях Закона об ОРД:
- в установленных законом пределах осуществлять ОРД посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 1);
- отказать в предоставлений запрошенных сведений лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (ч. 5 ст.6);
- не предоставлять прокурору по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие сведения о: лицах, внедренных в организованные преступные группы; штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (ч. 3 ст. 6), об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных , мероприятий (ч. 3 ст. 23);
- в ходе проведения ОРМ использовать информационные системы, видео -, кино - и фотосъемку, а также другие технические и иные средства (при условии не нанесения ими ущерба жизни и здоровью людей и не причинения вреда окружающей среде (ч. 3 ст. 7));[5] - в пределах своих полномочий собирать данные, необходимые для принятия решения:
а) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
б) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
в) о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
г) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;
д) по обеспечению безопасности оперативно – розыскных органов;
е) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (ч. 2 ст. 8);
- в экстренных ситуациях, предусмотренных ч. 3 ст. 9, проводить ОРМ, без предварительного разрешения судьи, но с обязательным последующим в течение 24 часов уведомлением суда (судьи); - в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 24 часов (ч. 4 ст.9);
- для обеспечения безопасности оперативно - розыскных органов осуществляющих действия, указанные в п. п. 8 - II ч. 1 ст. 7 , без судебного решения (при наличии согласия граждан в письменной форме (ч. 6 ст. 9));
- в случае если судья отказал в проведении ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в ч. I ст. 12, орган, осуществляющий ОРД, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд (ч. 6 ст. 12);
- создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета (ч. 1 ст. 13);
- использовать результаты ОРД согласно правил ч. 1 ич. 2 ст. 14; предавать огласке сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе (при условии их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных законами (ч. 2 ст. 15));
- представлять оперативно-розыскные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке, установленных ч.З ст. 14 Закона об ОРД; - полностью осуществлять на территории РФ оперативно-розыскную деятельность (только оперативные подразделения, перечисленные в ч. 1 ст. 16); - проводить совместно с работниками ГСИН ОРМ в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы КР (ч. 5 ст. 16);
- заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений (ч. 2 ст. 20);
Разграничение между оперативно-розыскными органами целенаправленной работы по поиску и обнаружению преступлений и лиц, их совершивших является оперативно-розыскной подведомственностью. Видами оперативно-розыскной подведомственности являются следующие:
- предметная подведомственность, которая определяется уголовно-правовым характером общественно опасного посягательства, предупреждение, выявление, пресечение и расследование осуществляемого в ОРД, и выражается в розыскной квалификации деяния (так называемой окраске дела оперативного учета);
- территориальная подведомственность устанавливается исходя из места совершения преступления (поиска латентных преступлении, розыска лица). Дело оперативного учета ведется оперативником оперативно-розыскного органа того района (области, города и т.д.), на чьей территории совершено преступление;
- персональная подведомственность определяется юридическим статусом лица, объекта оперативной заинтересованности.
Так, дела оперативного учета о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил ведут, как правило, оперативный орган военной контрразведки. Видами предметной подведомственности являются исключительная и альтернативная (предусматривает возможность производства дела оперативного учета с определенной "окраской" несколькими оперативно - розыскными органами (подозрение в даче взятки, контрабанде и т.д.)).[6]
Подведомственность в оперативно-розыскной деятельности не тождественна подследственности в уголовном процессе (в частности, к подследственности следователей органов прокуратуры отнесено значительное число уголовных дел, однако органы прокуратуры не являются оперативно-розыскным органом, а потому к ним не относится подведомственность в ОРД). Однако с учетом того, что оперативно-розыскная подведомственность пока не нашла четкого отражения в Законе об ОРД, подследственность выступает в качестве определенного ориентира для оперативников различных оперативно-розыскных органов при заведении ими дела оперативного учета.
Работать по достижению общих целей ОРД и решению ее задач (ст. 1 и ст. 3 Закона об ОРД) детализируется применительно к каждому из семи оперативно-розыскных органов. Их деятельность вполне конкретна, соответствует оперативно-розыскной подведомственности и осуществляется согласно компетенции каждого из них. Так, оперативные подразделения органов ПСНБ осуществляют ОРМ по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым (ст. ст. 226-233, 246-248, 292-315, 346, 373-376 УК КР)[7] отнесены законом к их ведению, а также по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя КР. Кроме того, на органы ГКНБ КР законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти могут возлагать и другие задачи в сфере борьбы с преступностью. Оперативные подразделения органов внутренних дел действуют согласно Закона об органах внутренних дел.