Файл: Курсовая работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дети чаще всего убегают из дома в результате жестокого обращения с ними родителей; имеют место случаи похищения детей с целью продажи в бездетные семьи.

В процессе осуществления розыскных действий оперативные работники имеют возможность получить информацию о месте нахождения и роде занятий разыскиваемых лиц, установить местонахождение лица, пропавшего без вести, идентифицировать разыскиваемое лицо, осуществлять контроль за деятель­ностью и передвижением лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.

Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности, является задачей оперативно-розыскной деятельности, которая в соответствии с федеративным законом «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. относится к компетенции Федеральной службы безопасности (ФСБ).

Под безопасностью государства понимается урегулированная нормами права система общественных отношений, выражаемая в защищенности жиз­ненно важных интересов государства (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, обороноспособность и др.) как основного ин­ститута политической системы современного российского общества от вне­шних и внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и развиваться.

Экономическая безопасность заключается в неуязвимости и независимости экономических интересов Российской Федерации по отношению к воз­можным внешним и внутренним угрозам. Надлежащая защита экономики опе­ративно-розыскными и другими средствами обеспечивает достаточный уровень социального, оборонного существования и прогрессивного развития.

Экономическая безопасность в правовых государствах представляет со­бой способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности на­селения, устойчиво снабжать ресурсами экономику, а также обеспечивать всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая сило­вые структуры и спецслужбы) защиту национально-государственных интере­сов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, материальных ущербов. Состояние экономической безопасности оценивается объективной системой параметров, определяющих пороговые значения функционирования экономи­ческой системы. За пределами этих значений система теряет способность к динамическому развитию, конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках, становится объектом экспансии национальных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминалитета, страдает от внут­реннего и внешнего грабежа национального богатства страны.


Обеспечение экономической безопасности включает сведение до возмож­но малой вероятности опасности вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды, а также последствий экологических аварий и катастроф с помощью системы адекватных мер экономического, политического, организационного и правового характера.

В настоящее время законодательная база обеспечения экологической безопасности не соответствует требованиям реальной действительности и проблема ее обеспечения оперативно-розыскными органами очень актуальна как для нынешнего, так и для будущих поколений людей.

Наряду с общими выделяются частные задачи, которые конкретизиру­ются для каждого органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с учетом специфики их дея­тельности.

Задачами криминальной полиции яв­ляются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, а также орга­низация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

В связи с тем, что в составе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции, функционируют различные оперативные подразделения (службы), в ведомственных приказах, инструкциях, наставлениях, директивах с учетом социально-экономической ситуации, компетенции службы опреде­ляются их частные задачи. Например, к задачам оперативных аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями в специальной литературе отно­сят следующие:

- выявление, пресечение и раскрытие экономических преступ­лений;

- возмещение материального ущерба;

- выявление причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений;

- внесение пред­ложений для принятия мер по их устранению.

С учетом складывающейся в России социально-экономической ситуации задачи отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) находят конкретизацию в Приказе МВД 140 «О мерах по совершенствованию организации работы по борьбе с преступлени­ями в сфере экономики».[8]

Частными задачами оперативных подразделений органов, исполняющих наказание, согласно ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ являются:

- обеспечение личной безопасности осуж­денных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;


- выявление, пре­дупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;

- розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбы­вания лишения свободы;

- содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Со­ответственно частные задачи отражают специфику оперативного подразде­ления и в целом не противоречат общим задачам.

2.2 Проблемы применения уголовного закона при осуществлении оперативно - разыскной деятельности

Уголовное право является базовой отраслью права в комплексе отраслей, ставящих перед собой основной задачей борьбу с преступностью. В этот блок входит и оперативно - разыскное законодательство. С учетом этого обстоятельства акцентируется внимание на отдельных проблемах применения уголовного закона в оперативно - разыскной деятельности. Делается вывод о целесообразности проведения комплексных исследований этих проблем.

Как известно, уголовное право входит в комплекс отраслей права, которые ставят перед собой основной задачей борьбу с преступностью. Такую систему называют предупредительным или уголовно-превентивным правом.[9]

Традиционно к этому блоку принято относить помимо непосредственно уголовного права еще уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное. Характер взаимоотношений между этими отраслями уже давно стал предметом различных исследований. Вместе с тем, следует сказать, что с учетом современного состояния преступности, динамики ее развития, латентности и очевидной тенденцией к совершенствованию конспиративности, оперативно - разыскная деятельность становится одним из основных средств борьбы с этим социально-негативным явлением. В сфере правового регулирования этой деятельности базовая, фундаментальная роль принадлежит отрасли уголовного права. Она не только определяют основные направления уголовной политики государства и конкретные деяния, являющиеся объектом воздействия правоохранительной системы, но и предоставляет для этой борьбы необходимые средства, устанавливая границы правомерного поведения и меру возможного, допустимого, с точки зрения общества, причинения вреда.

В специальной литературе высказываются различные точки зрения по поводу отраслевой принадлежности законодательства об оперативно - разыскной деятельности. Например, существует мнение, что его следует отнести к административному праву.[10] Позволю себе не согласится с этой точкой зрения.


Прежде чем высказать собственную позицию по этому вопросу отметим, что на сегодняшний день следует считать фактически уже объективно сформировавшейся отрасль оперативно - разыскного права, которая отличается своим собственным предметом правового регулирования и другими признаками характерными для самостоятельного элемента системы права. Данное обстоятельство в целом указывает на целесообразность более детальной правовой регламентации этого вида деятельности, что может быть выражено в принятии оперативно - разыскного кодекса.

Учитывая общность целей и задач оперативно - разыскной деятельности с уголовным правом, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», на мой взгляд, следует отнести к обозначенному выше комплексу отраслей права.

Указанные позиции дают основания для дальнейшего научного осмысления и общетеоретического обоснования значения уголовного права для осуществления оперативно - разыскной деятельности. Это, прежде всего, касается системообразующей роли уголовного права по отношению к оперативно - разыскному законодательству. Последнее производно по отношению к уголовному праву, носит вспомогательный характер и фактически предназначено для решения уголовно-правовых задач по защите право охраняемых интересов и предупреждения преступлений. Вместе с тем оперативно - разыскное право регулирует социальные отношения, связанные с гласной и негласной деятельностью государственных органов по защите от различных угроз таким объектам. Данное обстоятельство указывает на близость и необходимость соотношения и разграничения правоотношений, регулируемых уголовным и оперативно - разыскным правом.

Для повышения эффективности и значимости этого направления уголовно - правового влияния необходима научная классификация спорных положений и рассогласований и предложения по допустимому компромиссу на основе теоретических и нормативных установлений уголовного права и оперативно - разыскного законодательства.

Кроме того, требует исследования и выработки предложений по устранению проблемы нормативного несоответствия двух законов. Так, толкование отдельных статей Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяет утверждать, что оперативно - разыскные мероприятия могут проводиться в целях, никак не связанных с предупреждением конкретных преступлений и борьбой с преступностью в целом. По существу, подобные положения противоречат законодательно закрепленному предназначению оперативно - разыскной деятельности (ст. 1 Федерального закона «об оперативно-розыскной деятельности»).


Также требуется дальнейшее совершенствование уже самого уголовного законодательства с учетом складывающейся практики проведения оперативно - разыскных мероприятий.

Целесообразно уточнить и общие основания освобождения от уголовной ответственности, более детально регламентировать обоснованный риск и исполнение обязательного приказа или распоряжения.

В принципе, должна быть реализована идея, о введении в уголовный закон такого обстоятельства, исключающего преступность деяния, как причинение вреда при проведении оперативно - разыскных мероприятий.

С учетом недавно появившегося понятия провокации преступления (ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), которое в значительной мере противоречит научным положениям уголовного права, следует дополнить УК РФ новым и согласованным установлением.

Ну и, конечно, нужно сделать единообразным понятийный аппарат. Отсутствие единой терминологии приводит к тому, что они принципиально противоречат установлениям уголовного закона. Так, например, в ст. 16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» фактически закреплено некое новое обстоятельство, исключающее преступность деяния.

Конечно признавая межотраслевой характер этого института, тем не менее следует сказать, что такие нормы могут быть закреплены только в УК РФ. Подобное можно сказать и о ст. 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», которая устанавливает новую «модификацию» освобождения от уголовной ответственности.

Также требует системного подхода исследование практики применения уголовно-правовых норм при проведении оперативно - разыскных мероприятий. На сегодняшний день в практике оперативно - разыскной деятельности сложилась такая ситуация, что при проведении оперативно - разыскных мероприятий довольно часто совершаются действия, подпадающие под сферу уголовно - правового регулирования. В большей части это касается регламентации причинения вреда соответствующим сотрудником при проведении им оперативно - разыскных мероприятий.

Однако подобные действия не получают оценки и по правилам главы 8 УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Не применяются и соответствующие положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Такая ситуация порождает состояние неурегулированности, что, разумеется, требует дальнейших эмпирических исследований и теоретического осмысления.