Файл: Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности (Конституционно-правовая природа основ оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
1. Среди них особо следует выделить следующие: не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных федеральным законом. Т.е., оперативно-розыскная деятельность допускается исключительно для осуществления мер по борьбе с преступностью и пресечению угроз безопасности России.
Кроме того, в статье 7 этого же закона об ОРД указано на возможность использования оперативно-розыскной деятельности для принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, допуске лиц к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также об установлении с лицами конфиденциального сотрудничества.[42]
Анализ и изучение материалов уголовных дел, возбужденных в отношении оперативных сотрудников, нарушивших закон, отчетливо показывают на необходимость обязательного контроля (парламентского, судебного, ведомственного, прокурорского надзора) за данным видом деятельности.[43] Зачастую из-за материальной заинтересованности отдельные сотрудники используют оперативно-розыскные силы, средства и методы для устранения по заказу бизнесменов их экономических конкурентов либо решения собственных финансовых проблем. Подобные факты недопустимы и должны караться не только в дисциплинарном порядке, но и уголовно-правовыми мерами.
2. Закон установил порядок судебного рассмотрения материалов о правомерности проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Содержание правовых норм Закона, его публичность, направлены на то, чтобы общество в целом и любой гражданин могли быть уверены в том, что любое вторжение в сферу прав и свобод личности, возможно только на совершенно законных основаниях и в условиях эффективного контроля и надзора со стороны соответствующих государственных и общественных структур.
Классификация оперативно-розыскных мероприятий по критерию субъекта разрешения их проведения отчетливо показывают на решающую роль и значение судебных органов, как на орган гарантирующий проведение мероприятий без нарушений законности в отношении рядовых граждан.[44]
3. Другим важным условием, призванным обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, является законодательно закрепленная возможность обжалования гражданами действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, если, по мнению этих граждан, были нарушены их права и свободы.
Несмотря на заметное изменение менталитета населения в контексте защиты своих нарушенных прав и законных интересов через судебные и административные органы, можем констатировать все же о низкой правовой грамотности населения в защите своих интересов в оперативно-розыскной сфере.
Отсюда следует, что необходима трудоемкая, постепенная и системная работа в области правового просвещения населения в целях защиты прав и свобод наших граждан от возможных нарушений и ограничений во время проведения различного рода оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законом об ОРД. [45]
4. Очень важным моментом в обеспечении режима соблюдения прав и свобод граждан является ограничение сроков хранения материалов, полученных в процессе оперативно-розыскной деятельности и касающихся лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана.
Говоря о нанесении ущерба законным интересам граждан и юридических лиц, следует иметь в виду, что такой ущерб может выражаться как в реальной стоимости, так и включать в себя возмещение морального вреда. При этом вступают в действие нормы гражданского права, предусмотренные главами 2, 8 и 59 ГК РФ.
Сразу следует заметить, что поскольку оперативные подразделения являются государственными органами, то возмещение имущественного ущерба и морального вреда, нанесенного в процессе оперативно-розыскной деятельности, осуществляется за счет казны Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации.
Возмещение ущерба производится в соответствии со статьей 1069 ГК РФ. Это означает, что ответчиком по иску является правоохранительный орган, в структуру которого входит оперативное подразделение, а не конкретный сотрудник, нарушивший права гражданина в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Моральный вред возмещается с учетом характера и степени причиненных лицу физических и нравственных страданий, обстоятельств при которых они были причинены, особенностей личности потерпевшего и степени вины нарушителя.[46] В любом случае назначение компенсации за моральный вред требует соблюдения требований разумности и справедливости (ст. 1101 ГК РФ).
5. Важнейшим условием и гарантией соблюдения прав и свобод граждан является осуществление комплексных мер контроля за оперативно-розыскной деятельностью. Действенный и эффективный контроль имеет целью не только восстановление нарушенных прав, а в первую очередь предупреждение и недопущение фактов отступлений от закона в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.[47]
В заключении следует отметить, что это далеко не полный перечень элементов защиты прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности, но смело можно предположить, что перечисленные положения весьма необходимы и важны на сегодняшний день в контексте соблюдения основных конституционных принципов нашего государства.
Заключение
Принципы оперативно-розыскного обеспечения имеют опосредованный характер, поскольку не закреплены самостоятельно в законодательном акте, а вытекают из Конституции Российской Федерации (ст. 17-64)[48], общих принципов ОРД, отраженных в ст. 3, 17, 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».[49]
Исходя из содержания законодательных и ведомственных нормативных правовых актов, принципы отражают закономерности общественной жизни, подчеркивают ее государственно-правовую природу и легитимность, влияют на развитие правоотношений, складывающихся между ее субъектами.
С учетом специфики направленности оперативно-розыскного обеспечения прав и свобод граждан от преступных посягательств, помимо конституционных принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод граждан, принципа конспирации и принципа активного участия (наступательности) всех допущенных к ней должностных лиц органов внутренних дел, принципы оперативно-розыскного обеспечения должны включать в себя принцип соблюдения этнической психологии, т.е. понимание психологических особенностей индивидума или группы людей, связанных с этнической или культурной принадлежностью и проявляющихся на сознательном и бессознательном уровнях.
Реализация конституционного принципа законности предполагает соблюдение всеми субъектами ОРД требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", а также ведомственных нормативных правовых актов. Данный принцип отражает роль и значение закона для организации их негласной разведывательной деятельности, подчеркивает его верховенство, определяет правовой статус оперативно-розыскных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Конституционный принцип уважения и соблюдения прав и свобод граждан в процессе их оперативно-розыскного обеспечения заключается в соблюдении норм Конституции Российской Федерации, закрепившей международные стандарты в области прав человека, и проявляется прежде всего в ее целях, вытекающих из содержания ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».[50]
Основу принципа составляют идеи гуманного отношения к человеку, уважения его интересов, взглядов, общественной и личной жизни. Указанный принцип распространяется на конфидентов (агентов, резидентов, осведомителей, содержателей), оказывающих содействие оперативным подразделениям, их социальную и правовую защиту в соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года. Принцип конспирации - это один из важнейших организационных и тактических принципов, обусловленных природой и назначением негласной работы.
Принцип наступательности обеспечивается сотрудниками и конфидентами за счет быстроты, непрерывности, активности и согласованности их действий в оперативно-розыскной работе. Наступательность предполагает своевременное использование возможностей негласных средств и методов в пресечении преступлений либо их быстром раскрытии, выявлении и оперативной разработке преступных групп или наиболее активных преступников с целью недопущения совершения ими серийных преступлений.
Итак, оперативно-розыскная деятельность полиции строится на самых разнообразных принципах, каждый из них выполняет свою роль в ее организации, а также в деле обеспечения прав и свобод граждан.
Именно поэтому эти принципы не следует противопоставлять друг другу, а для повышения эффективности оперативно-розыскной и административной работы полиции все обозначенные принципы следует реализовывать максимально комплексно, и только при таком подходе, как представляется, можно добиться определенных позитивных результатов в деле защиты прав и свобод граждан в сфере внутренних дел.
Список используемых источников и литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ
- Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ).
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2018 г. // http://www.pravo.gov.ru
- Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016 г.) // http://www.pravo.gov.ru
- Таова Л.Ю. Обеспечение контроля за оперативно-розыскной деятельностью – гарантия соблюдения прав и свобод человека и гражданина. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 10-2. – С. 129-131.
- Блинов Ю.С. Проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. // Полицейское право. – 2016 – № 2 (10). – С. 126-131.
- Кузнецов Е.В. Оперативно-розыскной закон в судебных решениях: учебное пособие / авт.-сост. Е.В. Кузнецов. – Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2012. – 120 с.
- Никитин Е.Л. Права человека в оперативно-розыскной деятельности. // Юридическая мысль. – 2016. – № 5. – С. 74-88.
- Хармаев Ю.В. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учеб. пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2015. – 152 с.
- Зеленкин Н.Г., Хармаев Ю.В. Защита прав и свобод гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий. / В сборнике: Экономика, политика, право: вчера, сегодня, завтра. Роль профсоюзов. – Улан-Удэ: БФ АТИСО, 2016. – С. 59-65.
- Астафьев Ю.В. Нравственные категории в оперативно-розыскной деятельности//Судебная власть и уголовный процесс: научно-практический журнал – Воронежский государственный университет, Судебная власть и уголовный процесс, 2015, №4 – С.94-100;
- Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура. – М.: Изд-во Эксмо, 2003г. – С. 118;
- Астафьев Ю.В. Процессуальный и нравственный аспект обеспечения прав и законных интересов участников стадии возбуждения уголовного дела //Судебная власть и уголовный процесс: научно-практический журнал – Воронежский государственный университет, Судебная власть и уголовный процесс, 2015, №4 – С.101-100.
- Эриашвили Н.Д., Габричидзе Б.Н., Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т., Кальгина А.А., Прудников А.С., Алиев Я.Л., Маюров Н.П., Кирсанов А.Ю., Газлоев Д.В., Галузо В.Н. Органы государственной власти в России. Конституционно-правовой аспект: Учеб. пособие для студентов вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2016.
- Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н, Белоновский В.Н., Прудников А.С., Эриашвили Н.Д., Багмет А.М., Освелюк А.М., Опалева А.А., Саудаханов М.В., Егоров С.А., Миронов А.Л. Зинченко Е.Ю. Конституционное право России: Учебник. 8-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
- Хазов Е.Н. Основные элементы конституционно-правового статуса сотрудника полиции и их взаимодействие // Актуальные вопросы эволюции полицейского права как характерного типа российского права: Сб. профессорско-преподавательского состава и адъюнктов. М., 2015. С. 32—34.
- Лобзов К.М., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Правовой статус личности как субъект и объект правоотношений в современном законодательстве Российской Федерации (теоретико-методологический анализ) // Вестник Академии экономич. безопасности МВД России. 2015. № 7. С. 20—25.
- Артемьев А.М., Хазов Е.Н. Роль правовой культуры и правосознания в деятельности сотрудника полиции // Закон и право. 2016. № 5. С. 43—46.
- Кони А. Ф. Избр. произв.: В 2-х т. Т. I. М., 1959. С. 29. 11
- Богданов А.В., Хазов Е.Н. Морально-нравственное воспитание сотрудников полиции: основные проблемы, особенности и пути их решения // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2014. № 11. С. 183—186.
- Хазов Е.Н., Яндовский А.Н. Влияние профессионализма сотрудников на уровень престижа органов и подразделений МВД РФ // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2006. № 6. С. 112—115.
- Богданов А.В., Дорожко Ф.Л., Хазов Е.Н. Угрозы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-розыскная характеристика // Вестник экономич. безопасности. 2015. № 6. С. 95—99.
- Абакумов О.Б., Богданов А.В., Воронцов А.В., Завьялов И.А., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н. Криминальная среда как объект оперативно-розыскной деятельности (теоретический и прикладной аспекты). М., 2014.
- Даллес А. Искусство разведки. М., 1992. С. 11. 17 Богданов А.В., Кочукаев Н.Т., Хазов Е.Н. Контрабанда наркотиков — одна из реальных угроз национальной безопасности России // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2013. № 9. С. 152—156.
- Богданов А.В., Хазов Е.Н., Бердников Н.В., Возняк Ю.С. Роль и значение морально-нравственного воспитания для профессиональной деятельности сотрудников полиции // Право и жизнь. 2014. № 196 (10). С. 63—72.
- Климов И.А., Дубоносов Е.С., Тузов Л.Л., Кузьмин Н.А., Эриашвили Н.Д., Данилкин В.Н., Бычков В.В., Бражников Д.А., Алексеев В.В., Богданов А.В., Комахин Б.Н., Комахин Б.Н., Галузо В.Н. Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. И.А. Климова. М., 2016.
- Богданов А.В., Хазов Е.Н. Незаконная миграция как одна из причин создания и деятельности организованной преступности на территории современной России // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2015. № 4. С. 176—179.
- Червонюк В.И., Гасанов К.К., Хазов Е.Н. Конституционное право зарубежных государств: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М., 2017.
- Богданов А.В., Завьялов И.А., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д., Яковец Е.Н. Особенности противодействия киберпреступности подразделениями уголовного розыска. М., 2017.
-
Лобзов К.М., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Правовой статус личности как субъект и объект правоотношений в современном законодательстве Российской Федерации (теоретико-методологический анализ) // Вестник Академии экономич. безопасности МВД России. 2015. № 7. С. 20—25. ↑
-
Богданов А.В., Хазов Е.Н. Морально-нравственное воспитание сотрудников полиции: основные проблемы, особенности и пути их решения // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2014. № 11. С. 183—186. ↑
-
Абакумов О.Б., Богданов А.В., Воронцов А.В., Завьялов И.А., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н. Криминальная среда как объект оперативно-розыскной деятельности (теоретический и прикладной аспекты). М., 2014. ↑
-
Даллес А. Искусство разведки. М., 1992. С. 11. 17 Богданов А.В., Кочукаев Н.Т., Хазов Е.Н. Контрабанда наркотиков — одна из реальных угроз национальной безопасности России // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2013. № 9. С. 152—156. ↑
-
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ). ↑
-
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ). ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ ↑
-
Астафьев Ю.В. Нравственные категории в оперативно-розыскной деятельности//Судебная власть и уголовный процесс: научно-практический журнал – Воронежский государственный университет, Судебная власть и уголовный процесс, 2015, №4 – С.94-100; ↑
-
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ). ↑
-
Эриашвили Н.Д., Габричидзе Б.Н., Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т., Кальгина А.А., Прудников А.С., Алиев Я.Л., Маюров Н.П., Кирсанов А.Ю., Газлоев Д.В., Галузо В.Н. Органы государственной власти в России. Конституционно-правовой аспект: Учеб. пособие для студентов вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2016. ↑
-
Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н, Белоновский В.Н., Прудников А.С., Эриашвили Н.Д., Багмет А.М., Освелюк А.М., Опалева А.А., Саудаханов М.В., Егоров С.А., Миронов А.Л. Зинченко Е.Ю. Конституционное право России: Учебник. 8-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. ↑
-
Хазов Е.Н. Основные элементы конституционно-правового статуса сотрудника полиции и их взаимодействие // Актуальные вопросы эволюции полицейского права как характерного типа российского права: Сб. профессорско-преподавательского состава и адъюнктов. М., 2015. С. 32—34. ↑
-
Лобзов К.М., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Правовой статус личности как субъект и объект правоотношений в современном законодательстве Российской Федерации (теоретико-методологический анализ) // Вестник Академии экономич. безопасности МВД России. 2015. № 7. С. 20—25. ↑
-
Зеленкин Н.Г., Хармаев Ю.В. Защита прав и свобод гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий. / В сборнике: Экономика, политика, право: вчера, сегодня, завтра. Роль профсоюзов. – Улан-Удэ: БФ АТИСО, 2016. – С. 59-65. ↑
-
Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016 г.) // http://www.pravo.gov.ru ↑
-
Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016 г.) // http://www.pravo.gov.ru ↑
-
Богданов А.В., Завьялов И.А., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д., Яковец Е.Н. Особенности противодействия киберпреступности подразделениями уголовного розыска. М., 2017. ↑
-
Шумилов А.Ю. Криминальная безопасность — истинная цель оперативно-разыскной деятельности? // Оперативник (Сыщик) № 3(12) июль 2007. С. 12. ↑
-
Богданов А.В., Хазов Е.Н., Бердников Н.В., Возняк Ю.С. Роль и значение морально-нравственного воспитания для профессиональной деятельности сотрудников полиции // Право и жизнь. 2014. № 196 (10). С. 63—72. ↑
-
Климов И.А., Дубоносов Е.С., Тузов Л.Л., Кузьмин Н.А., Эриашвили Н.Д., Данилкин В.Н., Бычков В.В., Бражников Д.А., Алексеев В.В., Богданов А.В., Комахин Б.Н., Комахин Б.Н., Галузо В.Н. Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. И.А. Климова. М., 2016. ↑
-
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2017 г. // http://www.pravo.gov.ru ↑
-
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ). ↑
-
Таова Л.Ю. Обеспечение контроля за оперативно-розыскной деятельностью – гарантия соблюдения прав и свобод человека и гражданина. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 10-2. – С. 129-131. ↑
-
Кони А. Ф. Избр. произв.: В 2-х т. Т. I. М., 1959. С. 29. 11 ↑
-
Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016 г.) // http://www.pravo.gov.ru ↑
-
Блинов Ю.С. Проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. // Полицейское право. – 2016 – № 2 (10). – С. 126-131. ↑
-
Кузнецов Е.В. Оперативно-розыскной закон в судебных решениях: учебное пособие / авт.-сост. Е.В. Кузнецов. – Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2012. – 120 с. ↑
-
Никитин Е.Л. Права человека в оперативно-розыскной деятельности. // Юридическая мысль. – 2016. – № 5. – С. 74-88. ↑
-
Хармаев Ю.В. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учеб. пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2015. – 152 с. ↑
-
Хармаев Ю.В. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учеб. пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2015. – 152 с. ↑
-
Зеленкин Н.Г., Хармаев Ю.В. Защита прав и свобод гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий. / В сборнике: Экономика, политика, право: вчера, сегодня, завтра. Роль профсоюзов. – Улан-Удэ: БФ АТИСО, 2016. – С. 59-65. ↑
-
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ). ↑
-
Астафьев Ю.В. Нравственные категории в оперативно-розыскной деятельности//Судебная власть и уголовный процесс: научно-практический журнал – Воронежский государственный университет, Судебная власть и уголовный процесс, 2015, №4 – С.94-100; ↑
-
Астафьев Ю.В. Нравственные категории в оперативно-розыскной деятельности//Судебная власть и уголовный процесс: научно-практический журнал – Воронежский государственный университет, Судебная власть и уголовный процесс, 2015, №4 – С.94-100; ↑
-
Астафьев Ю.В. Процессуальный и нравственный аспект обеспечения прав и законных интересов участников стадии возбуждения уголовного дела //Судебная власть и уголовный процесс: научно-практический журнал – Воронежский государственный университет, Судебная власть и уголовный процесс, 2015, №4 – С.101-100. ↑
-
Астафьев Ю.В. Процессуальный и нравственный аспект обеспечения прав и законных интересов участников стадии возбуждения уголовного дела //Судебная власть и уголовный процесс: научно-практический журнал – Воронежский государственный университет, Судебная власть и уголовный процесс, 2015, №4 – С.101-100. ↑
-
Эриашвили Н.Д., Габричидзе Б.Н., Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т., Кальгина А.А., Прудников А.С., Алиев Я.Л., Маюров Н.П., Кирсанов А.Ю., Газлоев Д.В., Галузо В.Н. Органы государственной власти в России. Конституционно-правовой аспект: Учеб. пособие для студентов вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2016. ↑
-
Эриашвили Н.Д., Габричидзе Б.Н., Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т., Кальгина А.А., Прудников А.С., Алиев Я.Л., Маюров Н.П., Кирсанов А.Ю., Газлоев Д.В., Галузо В.Н. Органы государственной власти в России. Конституционно-правовой аспект: Учеб. пособие для студентов вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2016. ↑
-
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ). ↑
-
Лобзов К.М., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Правовой статус личности как субъект и объект правоотношений в современном законодательстве Российской Федерации (теоретико-методологический анализ) // Вестник Академии экономич. безопасности МВД России. 2015. № 7. С. 20—25. ↑
-
Артемьев А.М., Хазов Е.Н. Роль правовой культуры и правосознания в деятельности сотрудника полиции // Закон и право. 2016. № 5. С. 43—46. ↑
-
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ). ↑
-
Эриашвили Н.Д., Габричидзе Б.Н., Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т., Кальгина А.А., Прудников А.С., Алиев Я.Л., Маюров Н.П., Кирсанов А.Ю., Газлоев Д.В., Галузо В.Н. Органы государственной власти в России. Конституционно-правовой аспект: Учеб. пособие для студентов вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2016. ↑
-
Эриашвили Н.Д., Габричидзе Б.Н., Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т., Кальгина А.А., Прудников А.С., Алиев Я.Л., Маюров Н.П., Кирсанов А.Ю., Газлоев Д.В., Галузо В.Н. Органы государственной власти в России. Конституционно-правовой аспект: Учеб. пособие для студентов вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2016. ↑
-
Хазов Е.Н. Основные элементы конституционно-правового статуса сотрудника полиции и их взаимодействие // Актуальные вопросы эволюции полицейского права как характерного типа российского права: Сб. профессорско-преподавательского состава и адъюнктов. М., 2015. С. 32—34. ↑
-
Артемьев А.М., Хазов Е.Н. Роль правовой культуры и правосознания в деятельности сотрудника полиции // Закон и право. 2016. № 5. С. 43—46. ↑
-
Богданов А.В., Хазов Е.Н. Морально-нравственное воспитание сотрудников полиции: основные проблемы, особенности и пути их решения // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2014. № 11. С. 183—186. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ ↑
-
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ). ↑
-
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349 (с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ). ↑