Файл: Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности (Конституционно-правовая природа основ оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конституционализм как основополагающее правовое явление стал активно исследоваться в юридической науке с принятием Конституции Российской Федерации, являющейся законом, обладающим высшей юридической силой. Понятие и сущность конституционализма мы можем найти в работах ученых юристов В.Г. Баева, Р.А. Бобровой, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрука, О.Е. Кутафина, Н.В. Мамитовой и многих других.

Одни ученые рассматривают конституционализм как теорию и практику организации государственной и общественной жизни в соответствии с Конституцией.

Другие, выделяя социально-политический аспект конституциализма, отмечают, что он направлен на оптимальное устройство и функционирование публичной власти в целях безопасности и благополучия самодостаточного общества, развивающегося на основе органического сочетания частного (индивидуального), публичного (общественного) начал.

При этом конституционализм определяет границы активности государства и его органов, возможности его воздействия на общественные отношени. Такое суждение представляется важным при определении пределов оперативно-розыскного ограничения прав и свобод человека и гражданин.

Конкретизировать идеи конституционализма применительно к ОРД позволяет структурно-функциональный подход. Именно структурно-функциональный анализ с позиций науки конституционного права позволяет осмыслить понятие конституционализма и возможности его применения в теории и практики ОРД.

Конституционное право как и другие правовые отрасли представляет собою четкую, логически построенную систему права. Под ней авторы учебника «Конституционное право России» понимают основанное на принципах права объединение конституционно-правовых норм в группы (правовые институты) в определенной последовательности в зависимости от их содержания, характера регулируемых ими общественных отношений и значения норм, которые являются структурными элементами этой системы.

Под принципами конституционного права в юридической науке принято понимать основополагающие правовые начала, ключевые идеи и положения, определяющие и выражающие его сущность. При этом различаются принципы как правые нормы, нашедшие выражение в теоретических положениях науки и косвенно определяющие направления и содержание конституционно-правового регулирования.

Исходя из этого, в науке конституционного права конституционализм рассматривается как логически выстроенная система ключевых правовых идей, норм и концепций. Сущность системы заключается в следующем:


- конституционной идеологии (система идей и концепций);

- процессе (политический процесс вокруг конституционных вопросов);

- четко выраженной цели (установление конституционного строя как определенного механизма власти);

- политико-юридической реальности (существование конкретного конституциального строя);

- юридическом результате (реализация конкретных норм и принципов);

- средстве (разрешение политических кризисов, установление форм диалога между народом и властью).[1]

В этом смысле конституционализация оперативно-розыскной деятельности есть воплощение в нее конституционной идеологии, норм и принципов конституционализма.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при реализации конституционных принципов в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

В качестве предмета исследования выступает оперативно-розыскная деятельность в аспекте конституционной регламентации.

Целью курсовой работы является анализ построения оперативно-розыскной деятельности на конституционных нормах, гарантирующих соблюдение прав и свобод личности.

При этом необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать нормативно-правовое закрепление принципов оперативно-розыскной деятельности;

- определить особенности реализации конституционных принципов в осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- изучить актуальные аспекты построения оперативно-розыскной деятельности на конституционных нормах, гарантирующих соблюдение прав и свобод личности;

- выявить проблемы соотношения оперативно-розыскной деятельности и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников и литературы.

Глава 1. Принципы оперативно-розыскной деятельности в контексте Конституции РФ

1.1. Нормативно-правовое закрепление принципов оперативно-розыскной деятельности


Оперативно-розыскная деятельность в настоящее время предстает в четырех ипостасях: отрасль знания (отрасль науки); отрасль права; учебная дисциплина; практическая деятельность в борьбе с преступностью.

Преступления в основном совершаются тайно, заранее тщательно готовятся, всесторонне продумываются, предпринимаются меры к сокрытию следов преступлений, что значительно затрудняет, а иногда и делает вообще невозможным их раскрытие.[2]

Этим и обусловлена необходимость разработки мер, обеспечивающих раскрытие таких преступлений. Это стало особенно актуальным с появлением организованной преступности в виде преступных групп, преступных сообществ, других образований, например преступных синдикатов и т. п. Тщательная конспирация преступной деятельности поставила на повестку дня работы органов, призванных вести борьбу с ними, в качестве противовеса использование агентуры и других конфидентов для добывания информации о преступной деятельности путем тайного внедрения агентов в структуры таких образований. Была выработана система оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в закрытом режиме, что позволило повысить эффективность борьбы с преступностью.[3]

Совершенствование методов и средств борьбы с преступностью повлекло необходимость подготовки кадров для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так появилась учебная дисциплина, названная «Оперативно-розыскная деятельность».

Изучение и совершенствование этой деятельности привело к образованию в системе таких наук, как уголовный процесс и криминалистика, специальных направлений и в дальнейшем – к отпочкованию от них специальной отрасли знания, названной оперативно-розыскной деятельностью.[4]

Новый ФЗ «Об ОРД» определил содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории РФ, и закрепил систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Законодатель в ст. 1 ФЗ «Об ОРД» дает определение понятия оперативно-розыскной деятельности. «Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».[5]


Определив понятие и цели ОРД, законодатель сформулировал задачи, решение которых обеспечивает достижение цели оперативно-розыскной деятельности.

Такими задачами являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих или совершающих; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Учитывая, что ОРД регулируется законом и образует соответствующую отрасль права (оперативно-розыскную), законодатель сформулировал принципы, на которых основывается оперативно-розыскная деятельность. В статье 3 ФЗ «Об ОРД» записано: «Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств».[6] Общеправовые и отраслевые принципы права, являясь таковыми, обязательно должны быть сформулированы в законе.

Однако многие ученые в своих рассуждениях о принципах оперативно-розыскной деятельности, определяя их понятие и раскрывая их содержание, не указывают на обязательность отражения в законе их сущности. Так, например, О. А. Вагин, К. К. Горяинов, О. Г. Ковалев, В. С. Овчинский, А. В. Федоров, В. В. Черников, соавторы комментария к ст. 3 «Принципы оперативно-розыскной деятельности» ФЗ «Об ОРД», дают следующее определение принципа: «Принцип – руководящая идея, основное правило поведения, понятие, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на всю совокупность познаваемых явлений и процессов реальной действительности.

Если задачи ОРД закрепляют, что необходимо сделать для реализации ее целей, то принципы определяют, чем необходимо руководствоваться при осуществлении госуарственных органов обеспечения безопасности (федеральные законы «О федеральной службе безопасности», «О государственной охране», «О внешней разведке»).

Принципы ОРД во многом «согласуются» с принципами уголовного судопроизводства (ст. 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14 УПК РФ). А. Е. Чечетин в качестве принципов, кроме указанных в ст. 3 ФЗ «Об ОРД», называет следующие: «принцип равенства граждан перед законом» (ч. 1 ст. 19 Конституции)[7]; «принцип подконтрольности оперативно-розыскной деятельности» (судебный контроль, парламентский контроль, ведомственный контроль, прокурорский надзор); «принцип адекватности (соразмерности)» использования оперативно-розыскных мер решаемым задачам борьбы с преступностью; «принцип наступательности», «принцип разделения полномочий».


Принципы ОРД реальны, как и сама эта деятельность, существуют вне зависимости от того, нашли они отражение в нормах оперативно-розыскного законодательства или нет, хотя, конечно же, нормативное правовое закрепление повышает их роль для оперативно-розыскной практики». [8]

Если принципы – это идеи, то они никогда не могут быть важнейшими, а тем более руководящими, если они не выражены в правовой норме. Это и убеждает нас в том, что принципы в праве могут быть выражены только в правовой норме. Иначе они не могут быть названы принципами. Следовательно, все положения, называемые учеными принципами, не включенные в правовую норму, таковыми не являются. Это могут быть общие положения, имеющие определенное научное, а возможно, и практическое значение, но не принципы в праве.

Приведенные выше точки зрения ученых свидетельствуют о том, что понятие принципов в ОРД, их формулировка, количество, содержание и выражение не получили однозначного толкования. Обсуждение принципов нельзя считать завершенным. Требуется их дальнейшее изучение. Доводы различных ученых нуждаются в разработке, обосновании.

Систему принципов, сформулированных в ст. 3 ФЗ «Об ОРД»[9], необходимо продолжить изучать, обосновывать и, вне всякого сомнения, расширять. Многие ученые по-разному трактуют понятие и содержание принципов. Вместе с тем все единодушно признают не только их наличие, но и определенную специфику».

Как отмечено выше, некоторые ученые, конструируя систему принципов ОРД, включают в нее принцип гуманизма. Этот принцип может украсить всю систему принципов ОРД, однако включать его в число принципов ОРД, на наш взгляд, ошибочно. Принцип «humanus» (лат. – человечный) в ОРД не соответствует его названию. Преступники в своей деятельности используют тайные методы и способы совершения и сокрытия преступлений, что ничего общего с человеколюбием не имеет[10]. Государство же, создавая органы ОРД для борьбы с преступностью, вынуждено разрешить деятельность, позволяющую преодолевать сопротивление преступности, применять методы и способы, внешне не согласующиеся с человеколюбием по отношению к лицам, преступившим закон: негласное проникновение в жилище для его осмотра, когда нет достаточных оснований для такого проникновения гласно; перлюстрация корреспонденции; прослушивание телефонных и других переговоров; вербовка конфидентов с использованием негативных данных для принуждения к сотрудничеству; внедрение агентуры в преступную среду; контролируемые поставки и многие другие мероприятия.