Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (История развития российской судебной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изменения и дополнения действующей Конституции стимулировали законодательную активность в судебной сфере. Проводимые обсуждения в конечном итоге вылились в Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., одобрившего Концепцию судебной реформы РСФСР. Ставилась цель утвердить судебную власть как самостоятельную и независимую ветвь государственной власти; закрепить демократические принципы деятельности судов и других правоохранительных органов, обеспечить соблюдение прав и свобод граждан. Особо подчеркивалась необходимость организации судопроизводства на началах состязательности, исключения всех остаточных проявлений обвинительной роли суда; совершенствования гарантий независимости судей.

Конституция Российской Федерации 1993 г. на высшем законодательном уровне закрепила роль и место судов в системе органов государственной власти, как самостоятельной и независимой ее ветви (ст. 10). Конституция новой России исчерпывающе определила принципы организации и деятельности современной судебной системы.

1.2. Понятие и сущность судебной власти в системе государства

Система органов государственной власти на протяжении всей истории существования классового общества строилась в соответствии с функциями каждого данного государства. Так, в соответствии с функциональным назначением органов государства выделяются различные ветви власти, которые, в зависимости от характера полномочий их органов, действуют самостоятельно в пределах собственной компетенции, но при этом уравновешивают друг друга и взаимодействуют между собой.

Для выражения государственной воли общества существует законодательная функция государственной власти, а вместе с ней и система органов, осуществляющих и обеспечивающих ее — это законодательная власть. Эта функция воплощается в издании законов – главных правовых актов народного представительства, а также в осуществлении контроля за их исполнением. Деятельность по исполнению законодательных актов осуществляется через исполнительно-распорядительный аппарат, воплощающий специфику исполнительной власти.

Наконец, особая сфера реализации власти, связанная с применением права, вызывает необходимость существования таких органов, которые бы специализировались на рассмотрении и решении дел о нарушении установленного правопорядка, а также дел, связанных с ущемлением имущественных и личных прав членов общества — это судебная власть. Однако разделение властей достаточно относительно и не может существовать вне единства государственной власти.


Поскольку судебная власть есть разновидность государственной власти, ее правильное уяснение возможно при обращении к философскому понятию власти, которое трактуется следующим образом. Власть — это, прежде всего, право и возможность распоряжаться чем-либо, подчинять своей воле кого-либо. Власть — это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств воли, авторитет, права. Государственную власть как разновидность власти определяют в качестве возможности подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном обществе воле [10, с.44].

Понятие «суд» в русском языке понимается неоднородно. Оно определяется как учреждение, процесс, мнение и суждение, а также, в качестве синонима судьи.

Понятие «судебная власть» в современном отечественном правоведении утвердилось в начале 90-х годов и прочно вошло в конституционное законодательство с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей, это, прежде всего, система деятельности судебных органов государства по осуществлению принадлежащих им публично-правовых полномочий в установленных государством правовых формах и процедурах [17, с.29].

В.А. Лазарева, считает, что судебную власть можно определить как принадлежащее государственным органам — судам право и возможность осуществлять правосудие [19, с.22]. Подобное определение в полной мере соответствует содержанию статьи 118 Конституции РФ.

Близко к данной точке зрения стоит мнение И.С. Масликова, который считает, что судебная власть - это особая форма деятельности государства, осуществляющая свои властные полномочия специально созданными государственными органами — судами, в строго установленной законом процессуальной форме в сфере защиты конституционного строя, прав и законных интересов человека и гражданина, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и иных объединений [24, с.9].

Таким образом, учитывая вышеизложенные аргументы и определения, на наш взгляд, судебная власть это особая разновидность государственной власти, делегированная государством специально уполномоченным государственным органам - судам, реализуемая отдельными должностными лицами для выполнения правоохранительных функций с использованием силы принуждения, имеющая свои особенности в организации и компетенции.

В понятии «судебная власть» некоторые исследователи выделяют следующие признаки: во-первых, она является одним из продуктов осуществления принципа «разделения властей»; во-вторых, по своим функциональным признакам она является государственной властью; в-третьих, по своему предметному назначению она составляет конкретную форму деятельности государства, организационно оформленную как система правосудия [15].


Современное понятие судебной власти основано на конституционном принципе разделения властей. Самостоятельность судебной власти в системе разделения властей не исключает ее взаимодействия с другими ветвями власти. Это взаимодействие состоит в следующем:

Во-первых, законодательная власть на основе Конституции определяет систему органов судебной власти страны, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения дел.

Во-вторых, исполнительная власть осуществляет подготовку судебных кадров, обеспечивает материальную базу судов.

В-третьих, судьи высших судов назначаются законодательной властью (Советом Федерации) по представлению Президента Российской Федерации. Все другие федеральные судьи назначаются самим Президентом.

В-четвертых, ни законодательная, ни исполнительная власть не вправе вмешиваться в деятельность судебной власти.

В-пятых, судебная власть наделена правом, в установленном законом порядке, проверять нормативные и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти, разрешать конфликты между государственными органами, рассматривать жалобы граждан. Отличительная черта судебной власти состоит в том, что она осуществляется в предписанной законом процессуальной форме. Эти процессуальные формы для судебной власти имеют особую значимость (хотя процессуальные формы существуют и для других ветвей власти, в том числе законодательной) [10].

Конституционными признаками судебной власти являются:

  • осуществление судебных полномочий специальными государственными органами – судами;
  • наличие единой системы органов судебной власти;
  • социальное назначение судов, которое состоит в обеспечении надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни, т.е. по своим задачам суды – правоохранительные органы;
  • формы осуществления судебной власти: конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное и административное судопроизводство;
  • осуществление правосудия в соответствии с процессуальным законом;
  • правоприменительный характер деятельности судов;
  • самостоятельность, независимость и обособленность судов;
  • исключительность судебной власти;
  • участие представителей народа в осуществлении правосудия;
  • властный характер полномочий суда;
  • обеспечение судебных решений силой государства [17, с.96].

Таким образом, современное понимание судебной власти предполагает определение ее как принадлежащее особым государственным органам полномочие по разрешению споров правового характера между субъектами права и иных правовых дел, осуществляемое в особых процессуальных формах.


ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ

2.1. Организация судебной системы Российской Федерации

Судебная система России — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории России. Судебную систему Российской Федерации составляют: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Высший арбитражный суд Российской Федерации; Верховные Суды и Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации; краевые, областные, городские суды и арбитражные суды, суды и арбитражные суды автономных областей и автономных округов, районные (городские) народные суды, мировые судьи и военные суды. Схема судебной системы РФ представлена в таблице 1 [17, с.115].

Таблица 1

Общая схема судебной системы Российской Федерации

Конституционные суды

Суды общей юрисдикции

Военные суды

Арбитражные суды

Суды высшей инстанции

Конституционный суд

Верховный суд

Высший Арбитражный суд

Суды I инстанции

-

Городские и районные суды, мировые судьи. (последние — суды субъектов РФ, для которых апелляционной инстанцией являются районные (городские) суды)

Гарнизонные военные суды

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Рассматривают дела

Соответствие нормативных правовых актов действующей Конституции РФ

Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции

Уголовные, администр., гражданские и иные дела, имеющие отношение к военнослужащим и организациям с военной или приравненной к ней службе

Судебные споры в сфере экономической деятельности


Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Финансирование производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Конституционный суд конкретного субъекта рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Решение такого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Не является подчиненным и подведомственным Конституционному Суду РФ [10, с.120].

Суд общей юрисдикции — это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

К федеральным судам в судах общей юрисдикции относятся также специализированные суды (это не чрезвычайные суды, и их создание не вызвано чрезвычайной ситуацией). В настоящее время обсуждается вопрос создания в РФ Специализированного суда по интеллектуальным правам [42]. В концепции развития судебной системы предусматривается также создание административных, ювенальных и миграционных судов.