Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (История развития российской судебной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают и разрешают споры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также между ними и государственными органами по вопросам гражданского и административного судопроизводства; рассматривают дела, возникающие из экономических и иных предусмотренных законом правоотношений в качестве суда первой инстанции.

Таким образом, судебная система РФ представляет собой упорядоченную систему судов, организованных на единых принципах и действующих на территории РФ в соответствии с их компетенцией. Значительную роль в во всем судопроизводственном процессе играет аппарат суда, в задачи которого входит организация документооборота, особенности которого буду рассмотрены далее.

2.2. Административно-правовое регулирование управленческих отношений в органах судебной власти

Судебная власть - как одна из ветвей власти, выполняет важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений.

Систему органов управления судебной власти составляют: Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик, управления (отделы) юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации от 4 ноября 1993 года на него возложено руководство всей системой органов управления юстицией и обеспечение реализации государственной политики в сфере юстиции и судопроизводства.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет важные функции по правовому обеспечению правотворческой деятельности судов всех уровней. Содержанием данных функций является разработка проектов нормативных актов, которые вносятся Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, проведение экспертизы законов, направленных ему для подписания; представление заключений о соответствии Конституции Российской Федерации и действующему законодательству проектов актов, которые вносятся на их рассмотрение. На Минюст РФ возложена координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти, регистрации принимаемых ими нормативных актов [13].


В процессе своей деятельности Минюст России осуществляет организационно-правовое обеспечение судебной реформы, регистрирует уставы общероссийских общественных объединений, религиозных объединений и ведет государственный реестр этих объединений; осуществляет систематизацию российского законодательства и ведет банк нормативных актов Российской Федерации, руководит судебно-экспертными учреждениями, государственными нотариальными конторами и т.п. Если Минюст России признает несоответствие правового акта Конституции Российской Федерации или федеральному закону, то оно направляет мотивированное заключение в тот орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который принял акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.

Одним из важных направлений работы Минюста России и его органов является организационное обеспечение деятельности судов. Его содержанием является подбор и подготовка кандидатов в судьи, для чего при органах юстиции действуют экзаменационные комиссии, которые принимают квалификационный экзамен на должность судьи.

На органы юстиции возложена организация повышения квалификации и профессионального уровня судей, ведения судебной статистики и исполнения решений, постановлений и определений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, исполнение которых возложено на судебных исполнителей [10, с.156].

В процессе организационного обеспечения деятельности судов органы юстиции принимают меры по созданию необходимых условий для эффективной работы судов; оснащают их материально-техническими средствами; организуют для них внедрение программно-аппаратных средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации; обеспечивают необходимыми правовыми актами, юридической литературой и пособиями» информационно-справочными материалами.

Минюст России и его органы выделяют судам необходимые для их работы денежные средства, осуществляя при этом контроль за их расходованием.

Организационное обеспечение деятельности судов предполагает разработку инструкций, положений, методических пособий и рекомендаций Минюстом России, регулирующих различные стороны организации текущей работы судов (например, инструкции по ведению делопроизводства в судах об исполнительном производстве, о ведении судебной статистики, по приему, учету и хранению доказательств и др.).


Работа Минюста России, его органов по организационному обеспечению деятельности судов направлена, в конечном счете, на создание нормальных условий для отправления судами правосудия. При этом органы юстиции не вправе вмешиваться в судебную деятельность судов, влиять на вынесение судебных решений, так как судьи независимы и осуществляют свою профессиональную деятельность на основе Конституции Российской Федерации и действующих законов.

Помимо Конституции РФ, деятельность российских судов регулируют следующие нормативные правовые акты:

  1. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
  3. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
  4. Закон РФ от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;
  5. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. №30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации»;
  6. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и др.

Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Конституционное судопроизводство охватывает рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ федерального и регионального законодательства, разрешение споров между органами власти, проверку жалоб граждан о нарушении конституционных прав и толкование Конституции РФ. Процедура конституционного судопроизводства определяется как самой Конституцией РФ (ст. 125), так и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционное судопроизводство осуществляют также конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Порядок гражданского судопроизводства определяется Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ), принятым 15 ноября 2002 г. и введенным в действие с 1 февраля 2003 г. Порядок гражданского судопроизводства мировых судей регулируется Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений.


Административное судопроизводство определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), принятым 20 декабря 2001 г. и связано с решениями суда по проступкам, посягающим на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, если такого рода умышленные или неосторожные действия предусмотрены законом об административной ответственности и по своему характеру не влекут за собой уголовного наказания.

Уголовное судопроизводство определяется Уголовным кодексом РФ (УК РФ), принятым 24 мая 1996 г. Заключается в рассмотрении дел о готовящихся или совершенных преступлениях, под которыми понимаются общественно опасные деяния, запрещенные законодательством под угрозой уголовного наказания.

Гражданское, административное и уголовное судопроизводство осуществляется судами общей юрисдикции, в том числе специализированными военными судами, а также мировыми судьями, рассматривающими соответственно гражданские, уголовные и административные дела. Однако все эти суды осуществляют судопроизводство в гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном и административно-процессуальном порядке, который устанавливается в зависимости от вида дел, а не судов и закрепляется соответственно в Гражданском процессуальном, Уголовно-процессуальном кодексах и Кодексе РФ об административных правонарушениях [14]. Следовательно, все суды общей юрисдикции пользуются одними и теми же кодифицированными правилами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовая защита нарушенных или оспоренных прав и свобод гражданина и организации невозможна без действенной и самостоятельной судебной власти. Судебная защита традиционно остается легитимным и наиболее приемлемым правовым способом реализации прав и свобод в развитом государстве.

Работа судебных органов, как любая социально полезная деятельность в цивилизованном обществе требуют научной организации, порядка, методически обоснованного изучения и анализа формирующейся практики. Это имеет первостепенное значение в деятельности судов в процессе судебной реформы, реализуемой в рамках Федеральной целевой программы в России.

Совершенствованию судебной системы с точки зрения изменения конституционно-правовых норм и приведения их в соответствие с положениями международного права в настоящее время посвящено не мало работ. Однако только совершенствование только норм права не способно повысить эффективность деятельности судебной системы, поскольку организация ее работы также требует научного подхода, исследований и соответствующих реформ.


В настоящей работе было изучено становление и развитие судебной системы в России с момента появления древнейшего русского права до настоящего времени. Изучены понятие и особенности судебной системы России, нравственные требования, структура судебной власти. Судебная система России характеризуется как система судов, состоящая из федеральных органов судебной власти (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) и органов судебной власти субъектов Российской Федерации (конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ), судебные учреждения которых различаются между собой предметной компетенцией и объемом судебной власти, кругом полномочий к отдельным подразделениям самой системы.

Главный вопрос, чему было посвящено настоящее исследование, заключается в изучении существующих проблем в судебной системе Российской Федерации, а также поиску путей совершенствования деятельности судебной власти.

В процессе анализа деятельности судебной системы России был выявлен ряд проблем, снижающих эффективность работы судебных органов. Это высокая загруженность судей, отсутствие административного судопроизводства, низкая квалификация судебных органов, низкий уровень материально-технического обеспечения судебного аппарата, медленное отправление судопроизводства и ряд других проблем.

Анализ существующих ресурсов, возможностей и характера проводимых реформ позволил сформулировать и обосновать ряд практических рекомендаций, которые могут быть использованы для совершенствования повседневной управленческой и административной деятельности судебных органов. К ним относятся: снижение производственной нагрузки на судей за счет переквалифицирования деятельности и полномочий администраторов судебного аппарата, широкое использование автоматизированных систем и применение коммуникационных технологий, активное использование института досудебного урегулирования спора (медиации), создание специализированных судов (административных, интеллектуальных, ювенальных и др.), слияние Верховного и Высшего арбитражного судов, регулярное повышения квалификации судей и оценка их деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 // Российская газета - 2009 - № 7 – 21 января.
  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (в ред. 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ - 2014 - №13.
  3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. 06.12.2011) // Собрание законодательства — 2011 - №67
  4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. 05.02.2014) // Собрание законодательства РФ - 2014 - №13.
  5. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» (в ред. 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ - 2014 - №14.
  6. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. 25.11.2013) // Российская газета - 2013 - №170.
  7. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.11.1998) (ред. 04.03.2013) // Российская газета - 2013 - №242.
  8. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (ред. 01.09.2013) // Российская газета - 2010 - №168.
  9. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы». Концепция
    федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70230940/#ixzz2yMO6nl8w