ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.05.2019
Просмотров: 1616
Скачиваний: 1
3. Организационно-правовые механизмы осуществления экологической политики. Нормирование и стандартизация в сфере охраны окружающей среды.
В Республике Беларусь выделяют два инструмента реализации экологической политики: организационно-правовой и экономический.
Основными организационно-правовыми механизмами осуществления экологической политики являются:
1. планирование в области ООС и природопользования;
2. нормирование и стандартизация в сфере ООС;
3. мониторинг окружающей среды;
4. учет в области окружающей среды;
5. лицензирование в области использования природных ресурсов и ООС;
6. оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной деятельности;
7. экологическая экспертиза;
8. контроль в области охраны окружающей среды;
9. экологическая сертификация;
10. экологический аудит.
2. Среди организационно-правовых механизмов особое место принадлежит нормированию и стандартизации.
Нормирование осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среде и обеспечение экологической безопасности.
Стандартизация - это разработка и установление государственных стандартов (нормативов) или иных технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, для технологических процессов и соответствующих методов контроля.
Общую правовую основу нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды составляют: Закон «Об охране окружающей среды» (1992), «О техническом нормировании и стандартизации» (2004), «Об оценке соответствия требованиям технических правовых актов в области нормирования и стандартизации» (2004).
Объектами нормирования являются:
• нормативы качества окружающей среды,
• нормативов допустимого воздействия на окружающую среду,
• лимиты на природопользование,
• иные нормативы в области ООС.
Нормированию подлежат показатели качества атмосферного воздуха, вод, почв и пищевых продуктов, а так же нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, которые являются едиными для всей территории Республики Беларусь.
Функции нормирования качества окружающей среды возложены на Министерство здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и иными государственными органами.
4. Организационно-правовые механизмы осуществления экологической политики. Мониторинг окружающей среды.
В Республике Беларусь выделяют два инструмента реализации экологической политики: организационно-правовой и экономический.
Основными организационно-правовыми механизмами осуществления экологической политики являются:
1. планирование в области ООС и природопользования;
2. нормирование и стандартизация в сфере ООС;
3. мониторинг окружающей среды;
4. учет в области окружающей среды;
5. лицензирование в области использования природных ресурсов и ООС;
6. оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной деятельности;
7. экологическая экспертиза;
8. контроль в области охраны окружающей среды;
9. экологическая сертификация;
10. экологический аудит.
3. Мониторинг окружающей среды – это информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.
Целью мониторинга является сбор, систематизация и анализ экологической информации: о состоянии окружающей среды, об источниках воздействия, о допустимости изменений и нагрузках на среду в целом и ее отдельных компонентах и существующих резервах биосферы. К задачам экологического мониторинга относятся:
- наблюдения за компонентами и явлениями окружающей среды;
- выявление источников антропогенных воздействий на окружающую среду;
- анализ и оценка состояния окружающей среды;
- прогноз состояния окружающей среды и ее компонентов, обусловленных антропогенным воздействием человека.
Объектами экологического мониторинга окружающей среды являются: природная среда, отдельные ее компоненты и их реакция на антропогенные и природные воздействия, источники воздействия и факторы природноантропогенных воздействий.
Оценка предполагает определение как возможного ущерба от антропогенного и естественного воздействия, так и природных резервов для их использования в интересах человека и разработки оптимальных способов антропогенной деятельности. Механизм проведения оценки опирается на сопоставление результатов наблюдений и нормативов качества окружающей среды, установленных в ходе нормирования. На основе результатов такой оценки делается анализ и составляется прогноз. Прогнозируется изменение интенсивности источников и факторов воздействия на природную среду, возможные изменения в биосфере. Кроме того, по результатам прогноза разрабатываются меры, направленные как на минимизацию имеющихся вредных воздействий, но и профилактического характера.
В соответствии со ст.69 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» мониторинг окружающей среды производится для обеспечения государственных органов, юридических лиц и граждан полной и достоверной информацией для управления и контроля в области ООС и природопользования.
В основу классификации видов мониторинга окружающей среды положена ее дифференциация на отдельные компоненты, представляющие собой элементы природной среды, обладающие устойчивыми признаками. В связи с этим, структура мониторинга окружающей среды состоит из:
- земельного;
- поверхностных вод;
- подземных вод;
- атмосферного воздуха;
- озонового слоя;
- растительного мира;
- лесов;
- животного мира.
В качестве самостоятельного вида мониторинга выделяют наблюдение за отдельными природными явлениями. В Республике Беларусь в их составе проводят геофизический и радиационный виды мониторинга. Объектами наблюдения геофизического мониторинга являются сейсмические события природного и техногенного происхождения, геомагнитные и гравитационные поля. Объектами радиационного мониторинга являются атмосферный воздух, почва, поверхностные и подземные воды.
Радиационный мониторинг проводится в целях наблюдения за естественным радиационным фоном; радиационным фоном в зоне воздействия потенциальных источников радиоактивного загрязнения, в том числе для оценки трансграничного переноса радиоактивных веществ; радиоактивным загрязнением основных компонентов природной среды на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В качестве самостоятельного вида мониторинга выделяют локальный, целью которого является наблюдение за состоянием окружающей среды в районе расположения источников вредного воздействия для определения их влияния на окружающую среду.
Особым видом мониторинга является базовый, выполняющим функцию определения состояния окружающей среды в отсутствии регионального антропогенного воздействия. Целью базового мониторинга является получение данных, служащих эталоном для сравнения результатов, полученных по другим видам мониторинга.
Мониторинг окружающей среды Республики Беларусь осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и другими специально уполномоченными на то государственными органами при участии министерств, государственных комитетов, объединений, предприятий, организаций, других юридических лиц. Министерства и иные республиканские органы государственного управления, юридические лица бесплатно передают указанным государственным органам аналитические материалы своих наблюдений.
В целях обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды в 1993 г. в Республике Беларусь была создана Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС). Ее структура определена Программой НСМОС в Республике Беларусь, одобренной постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 20.07.1995 г. № 311 «О Программе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» и представлена:
- Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, его областными и районными комитетами – в части мониторинга качества атмосферного воздуха, поверхностных вод, подземных вод, животного мира, радиационного мониторинга;
- Министерство образования Республики Беларусь в части мониторинга озонового слоя;
- Национальная академии наук Беларуси – в части мониторинга растительного мира;
- Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь – в части мониторинга лесов;
- Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь – в части мониторинга земель.
Данная система объединяет два взаимосвязанных самостоятельных процесса:
- сбор информации о состоянии окружающей среды;
- предоставление информации заинтересованным субъектам.
Организацию и координацию функционирования НСМОС осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
5. Организационно-правовые механизмы осуществления экологической политики. Учет в области охраны окружающей среды.
В Республике Беларусь выделяют два инструмента реализации экологической политики: организационно-правовой и экономический.
Основными организационно-правовыми механизмами осуществления экологической политики являются:
1. планирование в области ООС и природопользования;
2. нормирование и стандартизация в сфере ООС;
3. мониторинг окружающей среды;
4. учет в области окружающей среды;
5. лицензирование в области использования природных ресурсов и ООС;
6. оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной деятельности;
7. экологическая экспертиза;
8. контроль в области охраны окружающей среды;
9. экологическая сертификация;
10. экологический аудит.
4. Учету в области ООС подлежат вредные воздействия на окружающую среду и используемые природные ресурсы. Учет вредных воздействий на окружающую среду осуществляется в отношении объектов, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду; видов и количества выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; видов и величин вредных физических воздействий на окружающую среду.
Целью такого учета является регулирование природоохранной деятельности и перспективное планирование мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду.
В области ООС осуществляются два вида учета: государственный и учет, проводимый юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Государственный учет вредных воздействий на окружающую среду ведется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами посредством учета объектов юридических лиц и частных предпринимателей, хозяйственная деятельность которых может оказать или оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Государственный учет объектов природопользователей проводится на основе комплексной оценки величины вредных воздействий, оказываемых воздействиями на следующие компоненты природной среды как атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, земли, включая почвы, растительный и животный мир.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» государственный учет природных ресурсов ведется в форме государственного кадастра природных ресурсов (ГКПР). ГКПР – это систематизированный свод данных о количественных и качественных характеристиках природных ресурсов, их экономической оценке и использовании. Данные кадастров учитываются органами государственного управления в процессе принятия решений в отношении использования, прогнозирования изменений состояния природных ресурсов под влиянием деятельности человека, осуществления необходимых мер охраны. В соответствии со ст. 72 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в ней ведутся следующие виды кадастров: