ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.05.2019
Просмотров: 1621
Скачиваний: 1
8. Организационно-правовые механизмы осуществления экологической политики. Экологическая экспертиза.
В Республике Беларусь выделяют два инструмента реализации экологической политики: организационно-правовой и экономический.
Основными организационно-правовыми механизмами осуществления экологической политики являются:
1. планирование в области ООС и природопользования;
2. нормирование и стандартизация в сфере ООС;
3. мониторинг окружающей среды;
4. учет в области окружающей среды;
5. лицензирование в области использования природных ресурсов и ООС;
6. оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной деятельности;
7. экологическая экспертиза;
8. контроль в области охраны окружающей среды;
9. экологическая сертификация;
10. экологический аудит.
7. Экологическая экспертиза выступает средством реализации государственной экологической политики и регулируется, помимо Закона «Об охране окружающей среды», Законом Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» от 18 июня 1993г., в котором определены цели государственной экологической экспертизы, ее место в системе принятия решений, устанавливаются общий порядок организации и проведения экспертизы.
Закон «О государственной экологической экспертизе» определяет основные требования к проведению государственной экологической экспертизы и формированию на ее основе отчета о результатах оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной деятельности, требования об участии заинтересованных граждан в подготовке и обсуждении материалов оценки ОВОС. В Законе предусмотрены два варианта проведения экспертизы: государственной и общественной.
Государственная экологическая экспертиза является инструментом регулирования градостроительной и инвестиционной деятельности, обеспечивающим реализацию экономической, научно-технической, социальной и экологической политики государства. В рамках государственной экспертизы проводится экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации.
Государственными специально уполномоченными органами для проведения государственной экспертизы являются: Минприроды Республики Беларусь (государственная экологическая экспертиза), Министерство по чрезвычайным ситуациям (экспертиза промышленной безопасности) и другие республиканские органы.
Объектами государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды являются:
- концепции, программы и схемы отраслевого и территориального социально-экономического развития;
- схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов республиканского и межобластного значения;
- схемы водоснабжения, канализации и теплоснабжения;
- градостроительная документация для городов республиканского значения;
- обоснование инвестиций в строительство, проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и иных объектов;
- проекты мелиоративного и водохозяйственного строительства.
Объектами государственной экологической экспертизы областных и районных комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды являются вышеперечисленные объекты областного и районного статуса подчинения.
Продолжительность проведения государственной экологической экспертизы не должна превышать двух месяцев с момента предоставления комплекта документов.
При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик обязан учесть предложения государственной экологической экспертизы при доработке документации и представить ее на повторную экспертизу или отказаться от реализации проектного решения планируемой хозяйственной деятельности.
При подготовке сводного заключения учитывается заключение общественной экологической экспертизы, которая организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами. Однако их заключение носит рекомендательный характер.
9. Организационно-правовые механизмы осуществления экологической политики. Контроль в области охраны окружающей среды.
В Республике Беларусь выделяют два инструмента реализации экологической политики: организационно-правовой и экономический.
Основными организационно-правовыми механизмами осуществления экологической политики являются:
1. планирование в области ООС и природопользования;
2. нормирование и стандартизация в сфере ООС;
3. мониторинг окружающей среды;
4. учет в области окружающей среды;
5. лицензирование в области использования природных ресурсов и ООС;
6. оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной деятельности;
7. экологическая экспертиза;
8. контроль в области охраны окружающей среды;
9. экологическая сертификация;
10. экологический аудит.
8. Экологический контроль в области охраны окружающей среды - система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.86 Закона «Об охране окружающей среды» выделяют четыре вида экологического контроля:
- государственный;
- ведомственный;
- производственный;
- общественный.
Государственный экологический контроль в области охраны окружающей среды имеет своей задачей обеспечить соблюдение требований природоохранного законодательства, норм экологической безопасности, правил и стандартов в области охраны окружающей среды. При осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, важнейшим требованием является предупреждение и выявление нарушений природоохранного законодательства.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 963 от 21.07.2003 года «О некоторых вопросах государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами», определены организации, которые проводят государственный контроль в области охраны окружающей среды. В их числе система территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в составе областных, районных инспекций и Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Ведомственный контроль осуществляется органами государственного управления на подведомственных им объектах.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели в процессе своей хозяйственной деятельности в случае если она оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Общественный контроль в области охраны окружающей среды производят общественные инспектора охраны природы, общественные объединения, сферой деятельности которых является охрана окружающей среды.
Составной частью государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля в области охраны окружающей среды является аналитический контроль. Он проводится в целях оценки количественных и качественных характеристик выбросов в атмосферный воздух и сбросов в поверхностные и подземные воды, определения уровня загрязнения земель и состава отходов. Государственный аналитический контроль осуществляется Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами.
10. Организационно-правовые механизмы осуществления экологической политики. Экологическая сертификация.
В Республике Беларусь выделяют два инструмента реализации экологической политики: организационно-правовой и экономический.
Основными организационно-правовыми механизмами осуществления экологической политики являются:
1. планирование в области ООС и природопользования;
2. нормирование и стандартизация в сфере ООС;
3. мониторинг окружающей среды;
4. учет в области окружающей среды;
5. лицензирование в области использования природных ресурсов и ООС;
6. оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной деятельности;
7. экологическая экспертиза;
8. контроль в области охраны окружающей среды;
9. экологическая сертификация;
10. экологический аудит.
9. Экологическая сертификация - это деятельность по подтверждению соответствия, осуществляемая органом по сертификации, аккредитованным в Системе аккредитации Республики Беларусь, объектов оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды.
Экологическая сертификация регулируется Законами Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» и осуществляется в целях контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья населения. К числу ее задач относятся: установление требований и норм к сертифицируемой продукции и услугам с учетом достижений науки; внедрение экологически безопасных технологических процессов и оборудования; создание условий для организации производств, отвечающих современным экологическим требованиям.
Государственное регулирование в области экологической сертификации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Методическое руководство, организацию и координацию работ по экологической сертификации в Республике Беларусь после вступления в силу Закона «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации» (2004г.), направленного на совершенствование механизма оценки соответствия и аккредитации, выполняет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Органом по экологической сертификации является Национальная система оценки соответствия.
Национальная система оценки соответствия включает:
- формы (обязательную и добровольную),
- объекты (производства, продукция, услуги),