Файл: Нормирование. Ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.05.2019

Просмотров: 1619

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- земельный;

- недр;

- водный;

- атмосферного воздуха;

- лесной;

- растительного мира;

- животного мира;

- климатический;

- торфяного фонда;

- отходов.

С целью учета воздействий на окружающую среду с 2006 г. ведется государственный кадастр антропогенных выбросов из источников и кадастр парниковых газов.

В соответствии со ст. 71. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» юридические лица и частные предприниматели при осуществлении хозяйственной деятельности обязаны вести учет природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а так же учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду. Эти данные учитываются в экологическом паспорте предприятия. Под экологическим паспортом предприятия понимают нормативно-технический документ, включающий данные о потребляемых и используемых ресурсах всех видов (природных, вторичных), а также определяющий полный спектр прямого воздействия на окружающую среду. Экологический паспорт представляет систему данных, выраженных через группу стандартизованных показателей, которые отражают уровень использования природных ресурсов и степень воздействия на основные компоненты природной среды — атмосферу, гидросферу, литосферу. В соответствии со ст. 37 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» порядок ведения экологического паспорта предприятия определяется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Форма паспорта и отражаемые в нем данные определены в ГОСТ 17.0.0.04 – 90 «Система стандартов в области охраны окружающей среды и улучшения использования природных ресурсов. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения» и «Инструкции по ведению экологического паспорта предприятия» (2008). Следует отметить, что паспортизация является инструментом регламентирования вредных воздействий в системе нормирования.


6. Организационно-правовые механизмы осуществления экологической политики. Лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В Республике Беларусь выделяют два инструмента реализации экологической политики: организационно-правовой и экономический.

Основными организационно-правовыми механизмами осуществления экологической политики являются:

1. планирование в области ООС и природопользования;

2. нормирование и стандартизация в сфере ООС;

3. мониторинг окружающей среды;

4. учет в области окружающей среды;

5. лицензирование в области использования природных ресурсов и ООС;

6. оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной деятельности;

7. экологическая экспертиза;

8. контроль в области охраны окружающей среды;

9. экологическая сертификация;

10. экологический аудит.


5. Лицензирование – это совокупность мероприятий, связанных с выдачей лицензий (разрешений) на осуществление деятельности в области использования природных ресурсов и ООС, а также контролем над порядком осуществления этой деятельности. Лицензия – это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное природопользователю лицензирующим органом.

Необходимость лицензирования заключается в том, чтобы регламентировать осуществление тех видов деятельности, реализация которых может повлечь за собой нанесение вреда правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, безопасности государства и, таким образом, повлечь за собой нанесение ущерба окружающей природной среде, рациональному природопользованию и ухудшить условия жизни людей. Осуществление деятельности, связанной с промышленным производством, использованием ресурсов и обращением отходов производства и потребления, в соответствии с лицензией должно отвечать строго обозначенным нормам и правилам. Лицензирование упорядочивает процесс эксплуатации ресурсов, регламентируя экологические требования к их охране и воспроизводству, ставит использование ресурсов под контроль государства. Именно поэтому процесс лицензирования следует отнести к одному из механизмов нормирования, выполняющему, во-первых, превентивную функцию посредством установления в лицензии норм использования природных ресурсов, пределов химических, физических и биологических воздействий, других экологически значимых условий осуществления деятельности на основе данных о масштабах и видах деятельности. Во-вторых, контрольную функцию, которая выражается в осуществлении контроля деятельности природопользователя-лицензиата государственным уполномоченным органом. Лицензирование деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляется на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003г. № 1371 с последующими изменениями и дополнениями. Лицензируемая деятельность в области охраны природы представлена следующими работами и услугами: обращение с озоноразрушающими веществами (производство, купля (продажа), хранение, утилизация, рециклинг, обезвреживание и т.п.); геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых; строительство буровых скважин на воду глубиной более 20 метров; использование отходов 1 - 3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов; экологический аудит.




7. Организационно-правовые механизмы осуществления экологической политики. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной деятельности.

В Республике Беларусь выделяют два инструмента реализации экологической политики: организационно-правовой и экономический.

Основными организационно-правовыми механизмами осуществления экологической политики являются:

1. планирование в области ООС и природопользования;

2. нормирование и стандартизация в сфере ООС;

3. мониторинг окружающей среды;

4. учет в области окружающей среды;

5. лицензирование в области использования природных ресурсов и ООС;

6. оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной деятельности;

7. экологическая экспертиза;

8. контроль в области охраны окружающей среды;

9. экологическая сертификация;

10. экологический аудит.


6. ОВОС - это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной или иной деятельности в целях принятия решения о возможности ее осуществления. ОВОС направлена на определение видов воздействия на окружающую среду в результате осуществления планируемой хозяйственной или иной деятельности, а также соответствующих изменений в окружающей среде и прогнозировании ее состояния.

ОВОС проводится в целях:

- всестороннего рассмотрения всех предлагаемых экологических и связанных с ними социально-экономических преимуществ и последствий планируемой деятельности;

- поиска оптимальных предпроектных и проектных решений, способствующих предотвращению неблагоприятного воздействия на окружающую среду;

- обеспечение эколого-экономической сбалансированности планируемой деятельности;

- разработки системы эффективных мер, направленных на снижение возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду до незначительного или приемлемого уровня;

- улучшения состояния окружающей среды на территории в случае реализации проектной планируемой деятельности.

ОВОС организуется заказчиком – инициатором планируемой хозяйственной деятельности, а проводится разработчиком – проектной или научно-исследовательской организацией по поручению заказчика при наличии проектной документации.

Процедура ОВОС включает:

- подготовку заявки о реализации планируемой деятельности и составление технического задания на ее проведение;

- определение видов и значимости воздействия на окружающую среду и прогнозирование их последствий;

- наличие заявления о возможном воздействии на окружающую среду;

- проведение общественных слушаний;

- подготовку и представление отчета по ОВОС для проведения государственной экологической экспертизы.

Перечень видов и объектов хозяйственной деятельности, для которых ОВОС проводится в обязательном порядке, утвержден Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. К объектам хозяйственной деятельности относят: объекты атомной промышленности, автомагистрали, скоростные дороги и др.