Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов Предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современный мир все чаще заставляет молодых людей задумываться о собственном деле (бизнесе). Но всегда возникает вопрос с чего начать, куда обращаться и с какими документами. Такое развитие российской экономики и политика, утверждающая сильное облегчение процедуры государственного контроля за юридическими лицами, обеспечили увеличение их числа. Так, на 1 января 2005 г. в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) было зарегистрировано немногим больше двух миллионов юридических лиц, то к 1 января 2011 г. их число подскочило до четырех с половиной миллионов, т.е. более чем в два раза. Но увеличение количества еще не говорит о качестве, часто фирмы в течение года ликвидируются, примерно половина. Это происходит по разным причинам. Данная работа рассматривает создание, реорганизацию и ликвидацию субъектов предпринимательского права с теоретической и практической точки зрения.

Цель: изучить создание, реорганизацию и ликвидацию субъектов предпринимательского права

Задачи:

  • Изучить порядок создания субъекта предпринимательского права;
  • Рассмотреть процесс реорганизации субъекта предпринимательского права;
  • Исследовать этап ликвидации субъекта предпринимательского права;

Методы:

  • Логические методы: метод анализа при изучении основных этапов деятельности субъекта предпринимательского права;
  • Общенаучные методы: сравнительный метод при сравнении ликвидации и реорганизации;
  • Социологические методы: сбор, обработка информации из документов;

Данная проблема поднималась рядом авторов. Учебники по предпринимательскому праву рассматривают вопросы создания, реорганизации, ликвидации субъекта предпринимательского права в общем. С теоретической точки зрения. Это И.А. Смагина, И.В. Ершов, В.К. Крутиков и др. При раскрытии понятий мы пользовались Юридическим словарем и Большим толковым словарем современного русского языка Д.Н.Ушакова. При рассмотрении вопроса создания предприятия, основное внимание направлено на учебник И.А. Смагиной, где рассмотрены основные этапы создания предприятия. Некоторые примеры взяты из учебника В.К. Крутикова. При раскрытии темы реорганизации основное внимание уделено книгам Е.В. Кафтаиловой, С.В. Мартышкина, где рассмотрены виды и стадии реорганизации. Если добровольная реорганизация более ясна с точки зрения закона, то принудительная имеет много спорных вопросов. Этим вопросам и посвящено исследование А.Н. Барановой, где подробно рассмотрены вопросы, связанные с кредиторами. Сравнение таких процессов как ликвидация и реорганизация проводится в книге К.Т.Трофимова.


Предмет: субъект предпринимательского права;

Объект: создание, реорганизации, ликвидация субъекта предпринимательского права;

ГЛАВА 1. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

Создание субъекта предпринимательского права - это процесс проведения юридически необходимых действий и подписание соответствующих актов, придающих лицу статус субъекта предпринимательского права. Главное, оформление документов юридически грамотно.

В науке принято выявлять четыре способа создания субъектов предпринимательского права[1].

  • Учредительно – распорядительный способ возникает, когда основанием для создания юридического лица становится распоряжение уполномоченного государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления). Такой способ используется при образовании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Задачи собственника по основанию подобных предприятий ложатся на определенные федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления[2].
  • Учредительный способ возникает при образовании коммерческих организаций с единственным участником (например, хозяйственных обществ), а также при соответствии закону индивидуальной предпринимательской деятельности.
  • Договорно – учредительный способ возникает при образовании коммерческих организаций с количеством учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).
  • Дозволительно – учредительный способ подразумевает под собой получение одобрения государственного органа на создание коммерческой организации (например, на основании ст. 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 (в ред. от 26.07.2006 г.) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» иногда нужно получить разрешение антимонопольного органа)[3].

Чтобы создать предприятие необходимо принять решения о его образовании на общем собрании учредителей или когда участник один, то решение принимается единолично.


У нас в основном присутствует именно учредительный способ, потому что большинство предприятий – малый бизнес, где всего один учредитель. Он выполняет различные функции: руководитель, бухгалтер, иногда и продавец[4].

Другие исследователи выделяют следующие способы образования юридических лиц — разрешительный, распорядительный (или явочный, как у некоторых исследователей) и явочно-нормативный. Способ образования предприятия в значительной мере зависит от статуса заявителя.

При разрешительном порядке для создания юридического лица нужна подпись соответствующего органа государственной власти, занимающегося вопросами о целесообразности образования нового субъекта права.

Явочно-нормативный порядок говорит о наличии общего нормативного акта, контролирующего порядок появления и деятельности какого-то юридического лица. Выполнение установленных в акте условий дает право на установление за объединением свойства юридического лица. Достоверность тому – факт регистрации. Инициатива создания предприятия должна исходить от планируемых членов организации. В отличие от разрешительного пути организации предприятия, здесь сначала нужно получить общее разрешение на создание предприятия до проявления такой инициативы.

При явочной системе для образования юридического лица необходимо согласие действовать для особого субъекта права. Это намерение обычно выводится из устава.

 Разрешительный порядок образования юридических лиц подразумевает непосредственное использование учреждения местного самоуправления или другого госоргана. Сначала члены юридического лица принимают решение о его создании, а затем после просят разрешения на подобное предприятие от компетентных служб. Установление такого порядка необходимо для проверки законности и целесообразности создания данного рода предприятий[5].

Разрешительным способом образуются юридические лица для банков или страховых предприятий, жилищно-строительные кооперативы или организации с иностранным капиталовложением. Здесь потребуется разрешение ЦБ России или Российский Страховой Надзор. Таким же образом создаются союзы или же ассоциации коммерческих юридических лиц — при их организации нужно заручиться согласием антимонопольного органа. Для создания тех коммерческих Юридических Лиц, чей объем вложений учредителей превышает 100 000 МРОТ, также необходимо разрешение федеральной антимонопольной службы. Сейчас область работы его ограничена. Во Франции в разрешительном порядке возникают торговые товарищества, учредителями которых являются иностранцы. В Германии в таком порядке образуются учреждения. Видна векторность данного порядка образования для контроля государства за работой юридических лиц.  


Работает он, только при отсутствии специального законодательства. Что касается торговых товариществ, то они в соответствии с нормами действующего специального законодательства возникают, за некоторыми исключениями, в явочно-нормативном порядке. В разрешительном порядке возникают, в основном, страховые, банковские предприятия.

 Наибольшее распространение во всех изучаемых странах получил явочно-нормативный порядок образования юридических лиц.

Положили начало в легализации этого порядка США, где данный закон был принят в штате Нью-Йорк в 1811 году и где в настоящее время явочно-нормативный порядок образования корпораций закреплен в конституциях ряда штатов. По-началу данный порядок использовался к юридическим лицам, работа которых была направлена на получение прибыли, а затем был распространен на объединения лиц, преследующие нехозяйственные цели[6].

  О стремлении максимально расширить свободу образования юридических лиц свидетельствует легализация явочного порядка, который законодательно закреплен во Франции, в Швейцарии. 

В явочном порядке во Франции возникают ассоциации. В соответствии с законом об ассоциациях 1901 года союз лиц становится юридическим лицом посредством заявления в префектуру с указанием наименования союза, предмета деятельности, имен лиц, на которых возложено управление делами объединения.

В США явочный порядок образования юридических лиц, деятельность которых направлена на извлечение прибыли, санкционирован судебной практикой, которая юридические лица (корпорации) разделяет на юридические лица de jure и на юридические лица de facto. Корпорация de jure имеет место в случае, когда в процессе ее создания были выполнены требования императивных норм закона, в том числе и требование о регистрации.

Но при наличии определенных условий даже при невыполнении предусмотренных законом требований объединение рассматривается как корпорация, но как корпорация de facto. Такими условиями являются: а) наличие в штате нормативного акта, на основании которого может быть создана корпорация; б) добросовестная попытка создать корпорацию в соответствии с требованиями закона; в) осуществление объединением предпринимательской деятельности в форме корпорации.

 При наличии таких условий ни само объединение, ни третьи лица не вправе оспаривать существование корпорации. Оспорить правомерность выступления объединения в качестве юридического лица может только штат, на территории которого оно возникло, путем возбуждения иска в суде. Теория корпорации de facto дополняется теорией процессуального ограничения права отрицать существование корпорации[7].


Если лица дают основание думать, что они ведут предпринимательскую деятельность как корпорация и побуждают третьих лиц вступать с ними в деловые отношения как с корпорацией, то они не могут в качестве возражения против исков третьих лиц ссылаться на то, что корпорация не существует. 

В Англии до настоящего времени проводится деление юридических лиц в зависимости от способа их образования на юридические лица, созданные специальными актами короля, и юридические лица, созданные на основе актов парламента.

Во время образования коммерческой организации отмечают ряд этапов.

1. Установление состава учредителей, проведение общего собрания учредителей. Закон определяет определенные нормы к численности и положению учредителей. Например, в хозяйственном обществе может быть один, или несколько учредителей (п. 1 ст. 66 ГК РФ), в хозяйственных товариществах - минимум два (ст. 81 ГК РФ), а в производственных кооперативах - минимум пять учредителей (ст. 4 Федерального закона «О производственных кооперативах»).

Однако, следует учесть, что учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее их одного лица. «Полными товарищами в товариществах могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере - граждане и юридические лица (ст. 66 ГК РФ). В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об акционерных обществах» число акционеров ЗАО не должно превышать 50, а число акционеров ОАО не ограничено»[8]. Законодательство определяет и границы на вовлечение других категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах (например, для государственных и муниципальных служащих).

2. Выбор организационно-правовой формы. Учредители имеют право сами избрать для себя организационно-правовую форму представления предпринимательской деятельности, за исключением границ, предъявляемых государством. Для примера, кредитная организация основывается на образе различной формы собственности: хозяйственное общество, а аудиторским фирмам позволено иметь всякую организационно-правовую форму, кроме ОАО[9].

3. Сбор учредительных документов. Требования, предъявляемые к учредительным документам юридических лиц, установлены нормами ГК РФ и прописаны в особом законодательстве (Федеральных законах "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "Об инвестиционных фондах" и др.).