Файл: Эффективность менеджмента организации (Стратегическое управление как база для эффективного менеджмента организации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность эффективности управления
1.1 Понятие эффективности управления
1.2. Рыночная и внутренняя эффективность
1.3 Стратегическое управление как база для эффективного менеджмента организации
2. Методы оценки эффективности управления
3. Результативность управления на российских предприятиях
3.1. Возможности российских предприятий
3.2. Альтернатива российской модели
3.3. Методы повышения эффективности управления на российских предприятиях
Введение
Актуальность исследования. При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления предприятием.
Все большее число предприятий для достижения поставленных целей, в том числе и в долгосрочной перспективе, прибегают к инструментарию эффективного управления, которое предполагает разработку стратегий, определяющих базовые направления развития компании, опирающихся на оценку видения их состояния в будущем, исходя из сложившихся условий внешней и внутренней среды. Выбор, сделанный в пользу той или иной стратегии, определяет развитие компании по некоторому сценарию на определенный временной интервал.
Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).
Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
- рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений;
- миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что приводит к необходимости гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без ориентации на человеческий фактор, высокого профессионализма, творчества менеджера.
Объект исследования: результативность управления.
Предмет исследования: результативность методов оценки управления.
Целью исследования: является рассмотрение методов оценки эффективности управления на российских предприятиях.
Задачи исследования:
- рассмотреть результативность введения инноваций.
- рассмотреть и проанализировать современные методы оценки эффективности управления.
- рассмотреть результативность управления на российских предприятиях.
1. Понятие и сущность эффективности управления
1.1 Понятие эффективности управления
В различной литературе специалисты в сфере экономики различают следующие аспекты эффективности управления:
1. Внутренняя результативность- это результативностьс точки зрения использования внутренних возможностей организации или с точки зрения управления внутренними ресурсами (затратами и капиталом).
2. Результативность- это соотношение затрат и результатов. Чем выше результат, тем лучше работает предприятие его работники, менеджеры.
3. Результативность- это система показателей.
4. Внешняя результативность- это результативностьс точки зрения использования внешних возможностей организации.
5. Общая результативность- это результативностьв качестве композиции двух ее составляющих: внутренней и внешней эффективности.
6. Рыночная результативность- насколько полно удовлетворяются запросы потребителя по сравнению с альтернативными способами их удовлетворения.
7. Идеальная результативность- вопреки усилиям управления по оптимизации организационной структуры такая результативность недостижима, ни при каких обстоятельствах.
8. Целевая, или стратегическая результативность отражает меру достижения целей организации.
9. Затратная, или тактическая результативность отражает экономичность способов преобразования ресурсов в результате производственной деятельности организации.
10. Глобальная результативностьэкономики - это последствие способов функционирования экономической системы (в том числе международной) на организации микроуровня (фирмы).[1]
Теперь рассмотрим некоторые из данных видов эффективности управления организации более подробно.
В данной работе вводится понятие «двойственная природа» некоторых базовых понятий теории управления, без которого невозможно раскрыть сущность этих понятий (добиться их однозначного толкования), а значит, построить модель эффективно функционирующей организации. В этом плане, чтобы раскрыть сущность понятия «общая эффективность», воспользуемся условной формулой общего вида: X = Х*Х2, которая и позволит однозначно толковать столь сложное и неоднозначное понятие, сделав это толкование в достаточной степени наглядным.
Зависимость уровня общей эффективности организации от того или иного уровня обеих ее составляющих можно условно представить следующим образом: Э = Э1*Э2,
где Э - это уровень общей эффективности; Э1 - это уровень внешней эффективности (степень использования рыночных возможностей); Э2 - это уровень внутренней эффективности (степень использования внутренних возможностей).
Говоря об общей эффективности Э как о комбинации двух ее составляющих Э1 и Э2, тем самым подчеркивается ее двойственная природа. Очевидно, что высокий уровень составляющей Э1 обеспечивает повышение эффективности Э в целом. Вместе с тем, даже при достаточно высоком уровне внутренней эффективности Э2 организация не будет иметь высокий уровень общей эффективности Э, если не будет обеспечена ее результативностьс точки зрения использования рыночных возможностей (Э1).[2]
Отсюда следует, что для получения организацией максимально высоких результатов необходимо наиболее полно реализовать ее рыночные возможности и достаточно обеспечить максимально высокий уровень ее внутренней эффективности.
Производство товаров, не имеющих спроса на рынке, делает бессмысленными всякие усилия по повышению эффективности этого производства. С другой стороны, производство пользующегося спросом товара при низком уровне его эффективности (высокие производственные затраты, высокая себестоимость) может привести к снижению спроса на него и уменьшению доли рынка. И в том, и в другом случае уровень общей эффективности остается значительно ниже максимально возможного уровня.
Согласно формуле общей эффективности ясно, что все усилия руководителя по увеличению сбыта продукции в целях достижения предприятием успеха всегда будут сводиться на нет, если его усилия на административном поприще не приведут к обеспечению высокой внутренней эффективности организации.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ= * 100 %; Эмах = Э1*Э2
Пусть Э1 = 1, то есть «потенциал организации и выработанная руководством стратегия деятельности организации на рынке позволяют добиться наивысшего успеха. Пусть при этом Э2 = 0,5, то есть уровень внутренней эффективности организации составляет 50 % от максимально возможного.
Получается:Э = 1*0,5 = 0,5, то есть общая результативностьорганизации в этом случае будет в два раза ниже максимально возможной.[3]
С другой стороны, высокий уровень внутренней эффективности организации отнюдь не застраховывает ее от низких результатов и даже банкротства, если работа по изучению потребительского спроса, разработке и внедрению на рынке новых видов продукции, проведению рекламных кампаний и т.д. строится в ней безграмотно и некомпетентно. Так же глубокие кризисные явления на уровне макроэкономики, непосредственно влияющие на снижение внешней эффективности организации, способны свести на нет все усилия управления в деле повышения ее внутренней эффективности. Но низкая внутренняя результативностьнамного усложняет для организации возможность преодолевать внешние трудности. Из формулы общей эффективности видно, что если обе составляющие Э1, Э2 будут ниже максимально возможного уровня, то общая результативностьорганизации снижается в геометрической прогрессии.[4]
Например: 0,5*0,5 = 0,25.
Безусловно, внутренняя результативность организации влияет на ее конкурентоспособность, на рынке. Допустим, некая организация занимает доминирующее положение на рынке по той простой причине, что является монополистом. Ее лидерство само по себе не будет являться залогом того, что организация получит от своей деятельности максимально высокие результаты, если уровень ее внутренней эффективности остается низким. С появлением же на рынке конкурирующих организаций, которые начинают функционировать эффективнее лидера, последний неизбежно уступает им свои позиции, а его общая результативность снизится в еще большей степени по сравнению с ранее имевшимся ее уровнем. В реальной ситуации качественно изменившегося рынка это может выглядеть следующим образом:
- пусть одна из двух конкурирующих организаций находится в более выгодном стратегическом положении по отношению к другой;
- пусть рынок сбыта и рынок сырья одного из конкурентов географически находится значительно ближе к его производственной базе, нежели в случае с другим;
- пусть с точки зрения использования благоприятных внешних возможностей потенциал первой организации может быть реализован на 100 %, то есть Э1 = 1, а потенциал второй, в силу именно невыгодного стратегического положения, будет реализовываться лишь на 60 % (Э2 = 0,6);
- пусть при этом уровень внутренней эффективности первой организации составляет 30 % от максимально возможного (Э1 = 0,3), а второй - 70 % (Э2 = 0,7).[5]
Легко рассчитать уровень общей эффективности обеих организаций:
организация № 1: Э = 1,0*0,3 = 0,30;
организация № 2: Э = 0,6*0,7 = 0,42.
В данном примере цифры наглядно демонстрируют, что вторая организация в сложившейся ситуации всегда будет иметь более высокие результаты, нежели первая. А это приведет, в конечном счете, к потере значительной доли рынка для одной и существенному увеличению этого показателя для другой.
Данная ситуация характерна, в частности, для американского автомобильного рынка, на котором чрезвычайно вольготно себя чувствуют японские компании. Вот почему о повышении внутренней эффективности можно говорить как о насущной задаче всякой организации, стремящейся быть высоко результативной.
Внутренне эффективная организация всегда будет значительно опережать своих конкурентов в завоевании сердец покупателей, а, значит, победа в конкурентной борьбе (борьбе цивилизованными методами) будет оставаться за ней.
Следовательно, задача управления - это выявить основную причину, препятствующую повышению внутренней эффективности организации, и найти пути ее устранения.
1.2. Рыночная и внутренняя эффективность
Любая организационная деятельность нуждается в рынке, то есть совокупности потребителей. Для удовлетворения имеющихся потребностей создается организация, состоящая из лидеров и «ведомых» и имеющая капитал в различных формах. Неумение приспособить организацию, людей, технологию к изменениям в структуре спроса - это важнейшая причина трудностей, возникающих у компаний, и поиска обновленной идеологической основы (видение; концепция бизнеса или деятельности; стратегия; цель и уровень амбиций; отношение к людям).
Когда потребитель воспринимается абстрактно, например как сегмент рынка, трудно поставить себя на его место. В этом случае стремление предоставить качественную услугу обращено внутрь организации, к людям в ближайшем окружении.[6] Их присутствие рассматривается как нечто должное, и деятельность внутри организации процветает, поскольку охватывает сотрудников той же компании.
Когда речь идет о рыночной (внешней), эффективности, имеется в виду, насколько полно удовлетворяются запросы потребителей по сравнению с альтернативными способами их удовлетворения. Потребители могут, например, выбрать предлагаемый конкурентом аналогичный товар, то есть иной товар, удовлетворяющий ту же потребность.