Файл: Эффективность менеджмента организации (Стратегическое управление как база для эффективного менеджмента организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который используется как синоним управления предприятием.

Все большее число предприятий для достижения поставленных целей, в том числе и в долгосрочной перспективе, прибегают к инструментарию эффективного управления, которое предполагает разработку стратегий, определяющих базовые направления развития компании, опирающихся на оценку видения их состояния в будущем, исходя из сложившихся условий внешней и внутренней среды. Выбор, сделанный в пользу той или иной стратегии, определяет развитие компании по некоторому сценарию на определенный временной интервал.

Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

- рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений;

- миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что приводит к необходимости гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без ориентации на человеческий фактор, высокого профессионализма, творчества менеджера.

Объект исследования: результативность управления.

Предмет исследования: результативность методов оценки управления.

Целью исследования: является рассмотрение методов оценки эффективности управления на российских предприятиях.

Задачи исследования:

  • рассмотреть результативность введения инноваций.
  • рассмотреть и проанализировать современные методы оценки эффективности управления.
  • рассмотреть результативность управления на российских предприятиях.


1. Понятие и сущность эффективности управления

1.1 Понятие эффективности управления

В различной литературе специалисты в сфере экономики различают следующие аспекты эффективности управления:

1. Внутренняя результативность- это результативностьс точки зрения использования внутренних возможностей организации или с точки зрения управления внутренними ресурсами (затратами и капиталом).

2. Результативность- это соотношение затрат и результатов. Чем выше результат, тем лучше работает предприятие его работники, менеджеры.

3. Результативность- это система показателей.

4. Внешняя результативность- это результативностьс точки зрения использования внешних возможностей организации.

5. Общая результативность- это результативностьв качестве композиции двух ее составляющих: внутренней и внешней эффективности.

6. Рыночная результативность- насколько полно удовле­творяются запросы потребителя по сравнению с альтернатив­ными способами их удовлетворения.

7. Идеальная результативность- вопреки усилиям управления по оптимизации организационной структуры та­кая результативность недостижима, ни при каких обстоятельствах.

8. Целевая, или стратегическая результативность отра­жает меру достижения целей организации.

9. Затратная, или тактическая результативность отража­ет экономичность способов преобразования ресурсов в резуль­тате производственной деятельности организации.

10. Глобальная результативностьэкономики - это последст­вие способов функционирования экономической системы (в том числе международной) на организации микроуровня (фирмы).[1]

Теперь рассмотрим некоторые из данных видов эффективнос­ти управления организации более подробно.

В данной работе вводится понятие «двойственная природа» не­которых базовых понятий теории управления, без которого невозможно раскрыть сущность этих понятий (добиться их од­нозначного толкования), а значит, построить модель эффек­тивно функционирующей организации. В этом плане, чтобы раскрыть сущность понятия «общая эффективность», воспользуемся условной формулой общего вида: X = Х*Х2, ко­торая и позволит однозначно толковать столь сложное и неод­нозначное понятие, сделав это толкование в достаточной сте­пени наглядным.


Зависимость уровня общей эффективности организации от того или иного уровня обеих ее составляющих можно условно представить следующим образом: Э = Э12,

где Э - это уровень общей эффективности; Э1 - это уровень внеш­ней эффективности (степень использования рыночных возмож­ностей); Э2 - это уровень внутренней эффективности (степень использования внутренних возможностей).

Говоря об общей эффективности Э как о комбинации двух ее составляющих Э1 и Э2, тем самым подчеркивается ее двой­ственная природа. Очевидно, что высокий уровень составляю­щей Э1 обеспечивает повышение эффективности Э в целом. Вме­сте с тем, даже при достаточно высоком уровне внутренней эф­фективности Э2 организация не будет иметь высокий уровень общей эффективности Э, если не будет обеспечена ее результативностьс точки зрения использования рыночных возможнос­тей (Э1).[2]

Отсюда следует, что для получения организацией макси­мально высоких результатов необходимо наиболее полно реали­зовать ее рыночные возможности и достаточно обеспечить мак­симально высокий уровень ее внутренней эффективности.

Производство товаров, не имеющих спроса на рынке, делает бессмысленными всякие усилия по повышению эффективности этого производства. С другой стороны, произ­водство пользующегося спросом товара при низком уровне его эффективности (высокие производственные затраты, высокая себестоимость) может привести к снижению спроса на него и уменьшению доли рынка. И в том, и в другом слу­чае уровень общей эффективности остается значительно ниже максимально возможного уровня.

Согласно формуле общей эффективности ясно, что все уси­лия руководителя по увеличению сбыта продукции в целях до­стижения предприятием успеха всегда будут сводиться на нет, если его усилия на административном поприще не приведут к обеспечению высокой внутренней эффек­тивности организации.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ= * 100 %; Эмах = Э12

Пусть Э1 = 1, то есть «потенциал организации и выработан­ная руководством стратегия деятельности организации на рын­ке позволяют добиться наивысшего успеха. Пусть при этом Э2 = 0,5, то есть уровень внутренней эф­фективности организации составляет 50 % от максимально воз­можного.

Получается:Э = 1*0,5 = 0,5, то есть общая результативностьорганизации в этом случае бу­дет в два раза ниже максимально возможной.[3]


С другой стороны, высокий уровень внутренней эффектив­ности организации отнюдь не застраховывает ее от низких ре­зультатов и даже банкротства, если работа по изучению потре­бительского спроса, разработке и внедрению на рынке новых видов продукции, проведению рекламных кампаний и т.д. строится в ней безграмотно и некомпетентно. Так же глубокие кризисные явления на уровне макроэкономики, непо­средственно влияющие на снижение внешней эффективности организации, способны свести на нет все усилия управления в деле повышения ее внутренней эффективности. Но низкая внутренняя результативностьнамного усложняет для организации возможность преодолевать внешние трудности. Из формулы общей эффективности видно, что если обе составляющие Э1, Э2 будут ниже максимально возможного уровня, то общая результативностьорганизации снижается в геометрической прогрессии.[4]

Например: 0,5*0,5 = 0,25.

Безусловно, внутренняя результативность организации влия­ет на ее конкурентоспособность, на рынке. Допустим, некая организация занимает доминирующее положение на рынке по той простой причине, что является монополистом. Ее лидерст­во само по себе не будет являться залогом того, что организация получит от своей деятельности максимально вы­сокие результаты, если уровень ее внутренней эффективности остается низким. С появлением же на рынке конкурирующих организаций, которые начинают функционировать эффектив­нее лидера, последний неизбежно уступает им свои позиции, а его общая результативность снизится в еще большей степени по сравнению с ранее имевшимся ее уровнем. В реальной си­туации качественно изменившегося рынка это может выгля­деть следующим образом:

- пусть одна из двух конкурирующих организаций находится в более выгодном стратегическом положении по отношению к другой;

- пусть рынок сбыта и рынок сырья одного из конкурентов географически находится значительно ближе к его производственной базе, нежели в случае с другим;

- пусть с точки зрения использования благоприятных внешних возможностей потенциал первой организации может быть реализован на 100 %, то есть Э1 = 1, а потенциал второй, в силу именно невыгодного стратегического положения, будет реализовываться лишь на 60 % (Э2 = 0,6);

- пусть при этом уровень внутренней эффективности первой организации составляет 30 % от максимально возможного (Э1 = 0,3), а второй - 70 % (Э2 = 0,7).[5]


Легко рассчитать уровень общей эффективности обеих ор­ганизаций:

организация № 1: Э = 1,0*0,3 = 0,30;

организация № 2: Э = 0,6*0,7 = 0,42.

В данном примере цифры наглядно демонстрируют, что вто­рая организация в сложившейся ситуации всегда будет иметь более высокие результаты, нежели первая. А это приведет, в конечном счете, к потере значительной доли рынка для одной и существенному увеличению этого показателя для другой.

Данная ситуация характерна, в частности, для американского автомобильного рынка, на котором чрезвычайно вольготно се­бя чувствуют японские компании. Вот почему о повышении внутренней эффективности можно говорить как о насущной задаче всякой организации, стремящейся быть высоко результативной.

Внутренне эффективная организация всегда будет значительно опережать своих конкурентов в завоевании сер­дец покупателей, а, значит, победа в конкурентной борьбе (борьбе цивилизованными методами) будет оставать­ся за ней.

Следовательно, задача управления - это выявить основную причину, препятствующую повышению внутренней эффективности организации, и найти пути ее устранения.

1.2. Рыночная и внутренняя эффективность

Любая организационная деятельность нуждается в рынке, то есть совокупности потребителей. Для удовлетворения имеющихся по­требностей создается организация, состоящая из лидеров и «ве­домых» и имеющая капитал в различных формах. Неумение приспособить организацию, людей, технологию к изменениям в структуре спроса - это важнейшая причина трудностей, возни­кающих у компаний, и поиска обновленной идеологической основы (видение; концепция бизнеса или деятельности; страте­гия; цель и уровень амбиций; отношение к людям).

Когда потребитель воспринимается абстрактно, например как сегмент рынка, трудно поставить себя на его место. В этом случае стремление предоставить качественную услугу обра­щено внутрь организации, к людям в ближайшем окружении.[6] Их присутствие рассматривается как нечто должное, и дея­тельность внутри организации процветает, поскольку охватывает сотрудников той же компании.

Когда речь идет о рыноч­ной (внешней), эффективности, имеется в виду, насколько полно удовлетворяются запросы потреби­телей по сравнению с альтернативными способами их удовле­творения. Потребители могут, например, выбрать предлагае­мый конкурентом аналогичный товар, то есть иной товар, удов­летворяющий ту же потребность.