Файл: Теория человеческих потребностей Маслоу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow; 1 апреля 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) ,основатель и лидер гуманистического течения в послевоенной западной психологии. Он считается одной из самых интересных и крупных фигур в психологии XX столетия.

Маслоу – один из основателей гуманистической психологии. Всю свою психологическую работу Маслоу связывал с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию, как одно из средств, способствующих социальному и психологическому комфорту.

На сегодняшний день хорошо известна так называемая «Пирамида Маслоу» - диаграмма, в которой человеческие потребности размещены иерархически. Однако он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных потребностей каждого человека. Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Целью данной работы является изучение теории потребностей А. Маслоу.

Задачей работы является изучение понятий: «мотив», «потребность», рассмотрение иерархии потребностей, а так же выявление её достоинств и недостатков.

Теория человеческих потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации, в основу которой он поставил пирамиду потребностей. Эта теория объясняет, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы приводятся в действие, как осуществляется мотивация.

Не смотря на то, что, говоря о трудах психолога, мы часто используем слово «пирамида», ни в одной его публикации такой схемы нет. «Пирамида потребностей», введенная вероятно для упрощенного понимания идеи иерархии потребностей, впервые встречается в немецкоязычной литературе 1070-х годов, например, в первом издании учебника У.Стоппа (1975 год)

Человек мотивирован в своей жизнедеятельности потребностями. Если нет потребности в чем либо, то не будет и деятельности, направленной на её удовлетворение. И, чтобы понять, какие цели индивид ставит перед собой, нужно понять какие потребности он имеет или может иметь. Маслоу выделял несколько групп потребностей, итак они представлены ниже.

  1. Физиологические потребности
  2. Потребность в безопасности
  3. Потребность в любви
  4. Потребность в уважении
  5. Потребность в самоактуализации
  6. Потребность в познании
  7. Эстетические потребности

Согласно Маслоу появление новой потребности, объясняется удовлетворением другой, более насущной. «Удовлетворив потребность, особенно нижнею, акцент внимания человека смещается к желанию удовлетворить более высокую потребность, при этом к недавно удовлетворенной потребности сам человек может уже испытывать от апатии (равнодушия) до брезгливого отношения (отвращения).» -из книги А. Маслоу «Мотивация и личность»

Однако нижние потребности являются для человека более насущными и, если они не удовлетворены, то другие потребности в данный момент для него просто не существуют. Вся активность будет направлена на удовлетворение нижних потребностей. Когда физиологические потребности удовлетворены, они становятся для человека менее насущными, наступает очередь потребности в безопасности и т.д.

Мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые далеко не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда Маслоу сделал вывод о том, что по мере удовлетворения потребностей работников будет возрастать и производительность труда.

Так же Маслоу разделял иерархию потребностей еще на две группы это базовые и мета потребности (эстетические, потребность в самореализации и т.д.). Он описывал, что потребность можно считать базовой, если она удовлетворяет следующим условиям:

  1. Её отсутствие ведет к заболеванию.
  2. Её наличие предотвращает заболевание"1. Ее отсутствие ведет к заболеванию. 
  3. В ситуации свободного выбора субъект предпочитает удивление в первую очередь именно этой потребности
  4. У здорового человека она может быть пассивна (функционировать на низком уровне)

Люди могут даже не знать о своих базовых потребностях. «У среднего человека, они на много чаще не осознаются, чем осознаются …хотя подходящие методики и искушенные люди могут помочь осознать их.» - пишет Маслоу.

Иерархия потребностей

Теперь рассмотри иерархию потребностей более подробно.

Физиологические потребности. Самыми базовыми, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Субъект, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности. Маслоу пишет: «Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план. Для человека, который сильно и опасно голоден, не существует других интересов, кроме еды. Она ему снится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены его чувства: только ее он воспринимает и только ее хочет...»


Потребность в безопасности и защите. Безопасность в данном контексте понимается, как осознание человеком стабильности, защищенности, уверенности в завтрашнем дне. Эти потребности выражают заинтересованность в долговременном выживании. Зачастую люди не осознают наличие у себя данной потребности, однако она присуща каждому. Например, выбирая работу, мы скорее предпочтем ту на которой будет стабильная зарплата, так же у многих из нас есть сберегательные счета в банке, наличие страховки, это и многое другое можно рассматривать как процесс удовлетворения потребности в безопасности.

Таким образом под потребностью в безопасность необходима понимать заинтересованность в продлении своего существования. Иначе говоря, если человек в настоящий момент сыт и одет, но он осознает, что не имеет пропитания на завтра, то прежде всего он подумает о том, чем будет обеспечен завтра.

Детские психологи и учителя обнаружили, что дети нуждаются в предсказуемом мире. Иначе, он начинает испытывать беспокойство и неуверенность. Неуверенные или невротичные взрослые ведут себя во многом подобно неуверенным детям. Однако психологически здоровые люди так же ищут порядок и стабильность, но вместе с тем проявляют интерес к неизведанному и таинственному.

По мнению многих ученых, в значительной степени именно потребностями в безопасности объясняется наличие системы философских и религиозных убеждений. Вера в высшие силы, к которым можно обращаться за помощью.

Потребность в принадлежности и любви. Когда физиологические потребности и потребности в безопасности наконец удовлетворены наступает момент, когда человек будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми.

Любовь, как понимает её Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением (т.к. оно является физиологической потребностью). Так же он обнаружил, что психология удивительно мало способна рассказать о любви. «Можно было бы ожидать, — отмечает он, — что авторы серьезных трудов по проблемам семьи, брака и секса рассмотрят любовь как один из существенных и даже основных предметов изучения. Но я должен доложить, что ни в одном из посвященных этим проблемам томов, имеющихся в библиотеке, где я работаю, этот предмет серьезно не затрагивается. Чаще всего термин "любовь" пока отсутствует в предметном указателе».

А между тем отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие индивида. Дети, которые растут в условиях отсутствия любви зачастую замкнутые и плохо приспособлены к окружающему миру.


Согласно Маслоу любовь предполагает отношения людей, основанные на взаимном доверии. Он выделяет два вида любви у взрослых дефицитную Д-любовь и бытийную Б-любовь. Первая основана на стремлении получить то, чего нам не хватает (уважение, заботу, секс и т.д.). Это эгоистичная любовь, т.к. она настроена принимать, а не отдавать. Отсюда и постоянные ссоры, ревность, желание подчинить себе партнера. Вторая же наоборот основана на осознании человеческой ценности другого, без желания его изменить или использовать. Такая любовь, по мнению Маслоу, дает возможность человеку расти. Конечно бытийная любовь тоже удовлетворяет некоторые наши потребности, но в ней нет компонента собственничества.

Особенно ярко проявляются потребности в принадлежности и любви в подростковом возрасте. В данном возрасте люди подсознательно желают «быть как все», хоте под всеми каждый подразумевает нечто свое. Отсюда и такая распространенность различных субкультур среди подростков. Если ребенок увлекается каким-то музыкальным направлением, то мотивом такой любви зачастую является не любовь к музыке, а принадлежность к фанатам, осознание того, что он является частью какой-то группы. Если же ребенок занимается каким-то видом спорта (например, футболом) то опять же в центре интересов не сами занятия как таковые, а процесс общения со сверстниками.

Взрослея, человек уже начинает фокусироваться на более глубоких отношениях с людьми, это подталкивает его к созданию семьи. Более важным становится не количество связей, а их глубина. Этим и объясняется то, что у взрослых людей друзей гораздо меньше, чем у подростков.

Человеческая потребность в принадлежности очень активно используется создателями рекламы. Человек с перхотью, не свежим дыханием и прыщами, является отвергнут обществом, но стоит ему использовать некое «средство Х» для избавления от данных недостатков, как люди сразу же начинают к нему тянуться. Не даром многие рекламные слоганы звучат, как «вливайся», «присоединяйся». Так они «делают свои деньги» на человеческой потребности в принадлежности и любви.

Потребность в уважении. Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям в уважении. Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других. Субъект с адекватной самооценкой более уверен в себе и благодаря этому у него все удается лучше, Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям в уважении. 
Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других. Первая категория охватывает такие потребности, как желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы. Уважение со стороны других включает такие понятия, как престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка. Субъект с адекватной самооценкой более уверен в себе и благодаря этому более производителен. При заниженной самооценке индивид испытывает чувства приниженности и беспомощности, что может обескураживать его и даже вести к невротическому поведению. Как пишет Маслоу: "Наиболее устойчивая и, следовательно, наиболее здоровая самооценка основывается на заслуженном уважении со стороны других, а не на обусловленной внешними обстоятельствами известности и лести". [6; С. 237] 
Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается. ему проще на что-то решиться. При заниженной самооценке индивид испытывает чувства приниженности и беспомощности, что может вести к невротическому поведению. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается. 


Потребности самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоатуализацию , как потребность человека быть тем, кем он может быть. То есть желание максимально раскрыть свои таланты. Но также он считал, что самоатуализация очень редка так как зачастую человек просто не видит своих способностей, или ошибочно их воспринимает. К примеру, родители еще в детстве отдают ребенка в музыкальную школу, он там учится, развивается, посвящает большую часть своего времени музыки. Но в действительности никто не замечает, что у него нет таланта к музыке и ему никогда не стать гениальным музыкантом. Проблема правильного осознания своих способностей очень актуальна в наши дни, как среди детей, так и среди взрослых. Люди склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, а это является еще одним препятствием для самоактуализации.

Маслоу утверждал, что стремление максимально реализовать свои возможности в принципе присуще всем людям. Тем не менее так называемых самоактуализирующихся людей очень и очень немного (Согласно исследованиям Маслоу не более 1% от всего населения). Он указывал на три причины такого неблагоприятного положения:

  1. Незнание собственных возможностей и сомнение
  2. Давление социальных и культурных стереотипов
  3. Противодействие потребности в безопасности (процесс самоатуализации, часто подразумевает под собой совершение рискованных поступков)

Маслоу предостерегает против слишком строгого взгляда на иерархию потребностей. Не следует полагать, что потребность в безопасности не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в пище, или что потребность в любви не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в безопасности. У большинства людей в нашем обществе частично удовлетворено большинство их базовых потребностей, но остаются и какие-то неудовлетворенные базовые потребности. Именно они имеют наибольшее влияние на поведение. Когда потребность удовлетворена, она мало влияет на мотивацию. "Удовлетворенное желание, — говорит Маслоу, — больше уже не желание." 

Динамика потребностей

Если быть внимательным, то можно обнаружить еще одну особенность взаимодействия потребностей. Физиологические переменные функционируют относительно независимо друг от друга (дыхание независимо от голода или статуса), чего нельзя сказать о высших потребностях. Обычно человек не станет искать творческого самовыражения, если он голоден или остался без жилья. Ни одна из потребностей, кроме физических, никогда не удовлетворяется полностью, а социальные и духовные находятся в состоянии некоторой незаконченности, поскольку отражают стремление человека к лучшему и постоянно растут. Маслоу отмечает, что потребности не живут в человеке, а возникают и исчезают, развиваются и деформируются.