ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.05.2019
Просмотров: 4339
Скачиваний: 11
136
1. Подобрать информационные материалы по проведению экологи-
ческой экспертизы (государственной или общественной) по одному из
крупных проектов, оказывающих значимое воздействие на окружающую
среду.
2. Выполнить анализ заключения государственной или обществен-
ной экологической экспертизы.
3. Представить полученные результаты в виде компьютерной пре-
зентации, с отражением следующих позиций:
−
национальная законодательная база проведения экологической
экспертизы;
−
время проведения экспертизы и состав экспертной комиссии;
−
характеристика намечаемой деятельности;
−
ключевые виды воздействия на окружающую среду;
−
существующее состояние и прогнозируемое значительное измене-
ние компонентов окружающей среды в результате реализации намечае-
мой деятельности;
−
полнота предлагаемых мер по предотвращению, минимизации или
компенсации воздействия;
−
оценка полноты и объективности выводов, сделанных в Заключе-
нии экологической экспертизы;
−
особенности реализации проекта в текущий период.
Исходные данные:
−
заключения государственной или общественной экологической
экспертиз проекта хозяйственной или иной деятельности в Республике
Беларусь или одной из стран СНГ.
Источники информации:
Дончева, А. В. Экологическое проектирование и экспертиза: Практика / А. В.
Дончева. М.: АспектПресс, 2002. 286 с.
Дьяконов, К. Н. Экологическое проектирование и экспертиза / К. Н. Дьяконов,
А. В. Дончева. М.: АспектПресс, 2002. 384 с.
Интернет-ресурсы.
Тема практического занятия. Экспертиза учебной проектной
документации и подготовка заключения государственной экологи-
ческой экспертизы – 2 ч.
Цель: сформировать практические навыки анализа проектной доку-
ментации и подготовить заключение государственной экологической
экспертизы по учебной проектной документации.
Форма проведения: индивидуальная письменная работа.
Последовательность выполнения работ:
137
1. Изучить требования нормативных правовых актов Республики
Беларусь к составлению заключения государственной экологической
экспертизы.
2. Изучить материалы учебной проектной документации на примере
экологического паспорта проекта, раздела «Охрана окружающей среды»,
предоставляемых на государственную экологическую экспертизу в Рес-
публике Беларусь.
3. Подготовить в письменной форме экспертное заключение в соот-
ветствии с требованиями природоохранного законодательства Республи-
ки Беларусь.
4. Сделать вывод о соответствии или несоответствии намечаемой
деятельности действующему законодательству, а также особых условиях
реализации проектных решений.
Исходные данные:
– учебные материалы по проектной документации (экологический
паспорт проекта, раздел «Охрана окружающей среды»).
Источники информации:
Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе»,
от 9.11.2009.
Положение Совета Министров Республики Беларусь о порядке проведения го-
сударственной экологической экспертизы, от 10.05.2010.
Экологическая экспертиза / сост. В. М. Мисюченко, Л. С. Ивашечкина, К. М.
Мукина. Минск: МГЭУ им. А.Д.Сахарова, 2011. 68 с.
Тема практического занятия. Подготовка отчета об оценке воз-
действия на окружающую среду по учебной проектной документа-
ции и проведение общественных обсуждений – 4 ч.
Цель: сформировать теоретические представления о содержании и
последовательности выполнения этапов ОВОС и практические навыки в
составлении документации ОВОС.
Форма проведения: работа в малых группах и ролевая игра.
Последовательность выполнения работ:
1. Изучить требования нормативных правовых актов Республики
Беларусь к процедуре проведения общественных слушаний.
2. Изучить информационные материалы отчета об ОВОС по одному
из проектов намечаемой хозяйственной деятельности в Республике Бела-
русь.
3. Подготовить по проектной документации компьютерную презен-
тацию отчета об ОВОС для его рассмотрения на общественных слуша-
ниях.
4. Провести учебные общественные слушания, включая:
138
−
выступление заказчика;
−
выступление проектной организации;
−
поступление вопросов от общественности, ответы заказчика и
проектной организации.
5. По результатам общественных слушаний заказчику и проектной
организации сформировать согласованное предложение о возможности и
целесообразности реализации планируемой деятельности исходя из эко-
логических и связанных с ними социально-экономических и иных по-
следствий.
Исходные данные:
−
материалы отчетов об ОВОС по проектной документации.
Источники информации:
Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе»,
от 9.11.2009.
Положение Совета Министров Республики Беларусь о порядке проведения
оценки воздействия на окружающую среду, от 10.05.2010.
Марцуль, В. Н. Оценка воздействия на окружающую среду / В. Н. Марцуль.
Минск: БГТУ, 2006. 284 с.
Правовые рекомендации и проект двустороннего соглашения между Республи-
кой Беларусь и Республикой Польша по реализации Конвенции Эспо/ С. А. Балашен-
ко, А. А. Жлоба, А. Андрусевич. Минск: ООО «Белсэнс», 2010. 75 с.
Интернет-ресурсы.
Тема практического занятия. Идентификация экологических
аспектов процессов, продукции и услуг при внедрении системы
управления окружающей средой на предприятии – 2 ч.
Цель: сформировать практические навыки эколого-экономического
анализа деятельности предприятия и выявления его экологических ас-
пектов, связанных с процессами, продукцией и услугами.
Форма проведения: индивидуальная письменная работа.
Последовательность выполнения работ:
1. Изучить требования международного стандарта ISO 14001:2004 к
внедрению и функционированию системы экологического менеджмента
на предприятии.
2. Проанализировать учебные материалы по деятельности одного из
предприятий и/или его отдельных подразделений, включающие:
– общие сведения о предприятии;
– местоположение;
– трудовые ресурсы;
– сырьевая база;
– топливно-энергетическая база;
139
– водопользование;
– выпускаемая продукция;
– технологические процессы;
– территориальная структура.
3. Провести поэтапную идентификацию экологических аспектов
предприятия, включающую:
−
идентификацию видов основной производственной и вспомога-
тельной деятельности предприятия;
−
идентификацию источников воздействия на окружающую среду
по каждому виду деятельности;
−
идентификацию экологических аспектов, связанных с выявленны-
ми источниками воздействия;
4. Результаты представить в виде таблицы, содержащей: перечень
экологических аспектов, количественную величину аспекта и единицы
измерения, источник образования (цех, технологический процесс), ха-
рактеристику фактического и потенциально возможного воздействия на
окружающую среду.
Исходные данные:
– учебные материалы по деятельности одного из предприятий и/или
его отдельных подразделений в области воздействия на окружающую
среду.
Источники информации:
СТБ ISO 14001:2004. Системы экологического менеджмента. Требования и
руководство по использованию (Международный стандарт). Мн., 2004.
Дайман, С. Ю. Системы экологического менеджмента для практиков / С. Ю.
Дайман, Т. В. Островкова, Е. А. Заика, Т. В. Сокорнова; под. ред. С.Ю. Даймана. М.:
Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004. 248 с.
Родькин, О.И. Экологический менеджмент / О. И. Родькин, Ч. А. Романовский,
С. С. Позняк. Минск: РИВШ, 2008. 254 с.
Интернет-ресурсы.
Тема практического занятия. Оценка значимых экологических
аспектов при внедрении системы управления окружающей средой
на предприятии – 2 ч.
Цель: сформировать практические навыки применения методиче-
ских подходов к оценке значимости экологических аспектов предпри-
ятия.
Форма проведения: индивидуальная письменная работа.
Последовательность выполнения работ:
1. Изучить опыт и методические подходы к оценке значимости эко-
логических аспектов, применяемые в различных организациях.
140
2. Разработать вариант методики балльной оценки значимости эко-
логических аспектов, с учетом:
– масштаба и характера воздействия;
– периодичности и регулируемости воздействия;
– вероятности возникновения рисков и аварийных ситуаций;
– срочности снижения уровня воздействия и др.
3. Провести оценку значимости экологических аспектов предпри-
ятия, используя результаты ранее выполненной практической работы.
3. Составить реестр значимых экологических аспектов и предложить
на его основе целевые экологические показатели предприятия.
Исходные данные:
– результаты выполненной практической работы по идентификации
экологических аспектов процессов, продукции и услуг на предприятии;
– учебные материалы по деятельности одного из предприятий и/или
его отдельных подразделений.
Источники информации:
СТБ ISO 14001:2004. Системы экологического менеджмента. Требования и
руководство по использованию (Международный стандарт). Мн., 2004.
Дайман, С. Ю. Системы экологического менеджмента для практиков / С. Ю.
Дайман, Т. В. Островкова, Е. А. Заика, Т. В. Сокорнова; под. ред. С.Ю. Даймана. М.:
Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004. 248 с.
Родькин, О.И. Экологический менеджмент / О. И. Родькин, Ч. А. Романовский,
С. С. Позняк. Минск: РИВШ, 2008. 254 с.
Интернет-ресурсы.
Тема практического занятия. Оценка экологической эффектив-
ности внедрения системы управления окружающей средой на пред-
приятии – 2 ч.
Цель: сформировать теоретические знания и практические навыки
оценки эффективности экологической деятельности предприятия.
Форма проведения: работа в малых группах.
Последовательность выполнения работ:
1. Изучить требования международного стандарта ISO 14031:1999
по оценке экологической эффективности организации.
2. Проанализировать учебные материалы по деятельности одного из
предприятий, результаты идентификации и оценки значимости его эко-
логических аспектов.
3. Провести оценку экологической эффективности управления на
предприятии, используя информацию о:
– достигнутых целевых и плановых экологических показателях;