ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2019

Просмотров: 4363

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

136 

1.  Подобрать  информационные  материалы  по  проведению  экологи-

ческой  экспертизы  (государственной  или  общественной)  по  одному  из 
крупных проектов, оказывающих значимое воздействие на окружающую 
среду. 

2.  Выполнить  анализ  заключения  государственной  или  обществен-

ной экологической экспертизы.  

3.  Представить  полученные  результаты  в  виде  компьютерной  пре-

зентации, с отражением следующих позиций: 

  национальная  законодательная  база  проведения  экологической 

экспертизы; 

 время проведения экспертизы и состав экспертной комиссии; 

 характеристика намечаемой деятельности; 

 ключевые виды воздействия на окружающую среду; 

 существующее состояние и прогнозируемое значительное измене-

ние  компонентов  окружающей  среды  в  результате  реализации  намечае-
мой деятельности; 

 полнота предлагаемых мер по предотвращению, минимизации или 

компенсации воздействия; 

 оценка полноты и объективности выводов, сделанных в Заключе-

нии экологической экспертизы; 

 особенности реализации проекта в текущий период. 

Исходные данные:  

  заключения  государственной  или  общественной  экологической 

экспертиз  проекта  хозяйственной  или  иной  деятельности  в  Республике 
Беларусь или одной из стран СНГ. 

Источники информации: 

Дончева,  А.  В.  Экологическое  проектирование  и  экспертиза:  Практика  /  А. В. 

Дончева. М.: АспектПресс, 2002. 286 с. 

Дьяконов, К. Н. Экологическое проектирование и экспертиза / К. Н. Дьяконов, 

А. В. Дончева. М.: АспектПресс, 2002. 384 с. 

Интернет-ресурсы. 

 

Тема  практического  занятия.  Экспертиза  учебной  проектной 

документации  и  подготовка  заключения  государственной  экологи-
ческой экспертизы
 – 2 ч.

 

Цель: сформировать практические навыки анализа проектной доку-

ментации  и  подготовить  заключение  государственной  экологической 
экспертизы по учебной проектной документации.  

Форма проведения: индивидуальная письменная работа.  
Последовательность выполнения работ:  


background image

 

137 

1.  Изучить  требования  нормативных  правовых  актов  Республики 

Беларусь  к  составлению  заключения  государственной  экологической 
экспертизы. 

2. Изучить материалы учебной проектной документации на примере 

экологического паспорта проекта, раздела «Охрана окружающей среды»,  
предоставляемых  на  государственную  экологическую  экспертизу  в  Рес-
публике Беларусь. 

3. Подготовить в письменной форме экспертное заключение в соот-

ветствии с требованиями природоохранного законодательства Республи-
ки Беларусь. 

4.  Сделать  вывод  о  соответствии  или  несоответствии  намечаемой 

деятельности действующему законодательству, а также особых условиях 
реализации проектных решений. 

Исходные данные:  
–  учебные  материалы  по  проектной  документации  (экологический 

паспорт проекта, раздел  «Охрана окружающей среды»). 

Источники информации: 

Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», 

от 9.11.2009.  

Положение Совета Министров Республики Беларусь о порядке проведения го-

сударственной экологической экспертизы, от 10.05.2010. 

Экологическая экспертиза / сост. В. М. Мисюченко, Л. С. Ивашечкина, К. М. 

Мукина. Минск: МГЭУ им. А.Д.Сахарова, 2011. 68 с. 

 

Тема практического занятия. Подготовка отчета об оценке воз-

действия  на  окружающую  среду  по  учебной  проектной  документа-
ции и проведение общественных обсуждений
 – 4 ч. 

Цель:  сформировать  теоретические  представления  о  содержании  и 

последовательности выполнения этапов ОВОС и практические навыки в 
составлении документации ОВОС.  

Форма проведения: работа в малых группах и ролевая игра.  
Последовательность выполнения работ:  
1.  Изучить  требования  нормативных  правовых  актов  Республики 

Беларусь к процедуре проведения общественных слушаний. 

2. Изучить информационные материалы отчета об ОВОС по одному 

из проектов намечаемой хозяйственной деятельности в Республике Бела-
русь. 

3. Подготовить по проектной документации компьютерную презен-

тацию  отчета  об  ОВОС  для  его  рассмотрения  на  общественных  слуша-
ниях. 

4. Провести учебные общественные слушания, включая: 


background image

 

138 

 выступление заказчика; 

 выступление проектной организации; 

  поступление  вопросов  от  общественности,  ответы  заказчика  и 

проектной организации. 

5.  По  результатам  общественных  слушаний  заказчику  и  проектной 

организации сформировать согласованное предложение о возможности и 
целесообразности реализации планируемой деятельности исходя из эко-
логических  и  связанных  с  ними  социально-экономических  и  иных  по-
следствий. 

Исходные данные:  

 материалы отчетов об ОВОС по проектной документации. 

Источники информации: 

Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», 

от 9.11.2009.  

Положение Совета Министров Республики Беларусь о порядке проведения 

оценки воздействия на окружающую среду, от 10.05.2010. 

Марцуль,  В.  Н.  Оценка  воздействия  на  окружающую  среду  /  В. Н.  Марцуль. 

Минск: БГТУ, 2006. 284 с. 

Правовые рекомендации и проект двустороннего соглашения между Республи-

кой Беларусь и Республикой Польша по реализации Конвенции Эспо/ С. А. Балашен-
ко, А. А. Жлоба, А. Андрусевич. Минск: ООО «Белсэнс», 2010. 75 с.

 

Интернет-ресурсы. 
 

Тема  практического  занятия.  Идентификация  экологических 

аспектов  процессов,  продукции  и  услуг  при  внедрении  системы 
управления окружающей средой на предприятии 
– 2 ч. 

Цель:  сформировать  практические навыки  эколого-экономического 

анализа  деятельности  предприятия  и  выявления  его  экологических  ас-
пектов, связанных с процессами, продукцией и услугами. 

Форма проведения: индивидуальная письменная работа.  
Последовательность выполнения работ:  
1. Изучить требования международного стандарта ISO 14001:2004 к 

внедрению и функционированию системы экологического менеджмента 
на предприятии. 

2. Проанализировать учебные материалы по деятельности одного из 

предприятий и/или его отдельных подразделений, включающие:  

– общие сведения о предприятии;  
– местоположение;  
– трудовые ресурсы;  
– сырьевая база;  
– топливно-энергетическая база;  


background image

 

139 

– водопользование;  
– выпускаемая продукция;  
– технологические процессы;  
– территориальная структура. 
3.  Провести  поэтапную  идентификацию  экологических  аспектов 

предприятия, включающую: 

  идентификацию  видов  основной  производственной  и  вспомога-

тельной деятельности предприятия; 

  идентификацию  источников  воздействия  на  окружающую  среду 

по каждому виду деятельности; 

 идентификацию экологических аспектов, связанных с выявленны-

ми источниками воздействия; 

4.  Результаты  представить  в  виде  таблицы,  содержащей:  перечень 

экологических  аспектов,  количественную  величину  аспекта  и  единицы 
измерения,  источник  образования  (цех,  технологический  процесс),  ха-
рактеристику  фактического  и  потенциально  возможного  воздействия на 
окружающую среду.  

Исходные данные:  
– учебные материалы по деятельности одного из предприятий и/или 

его  отдельных  подразделений  в  области  воздействия  на  окружающую 
среду. 

Источники информации: 

СТБ  ISO  14001:2004.  Системы  экологического  менеджмента.  Требования  и 

руководство по использованию (Международный стандарт). Мн., 2004. 

Дайман,  С.  Ю.  Системы  экологического  менеджмента  для  практиков  /  С.  Ю. 

Дайман, Т. В. Островкова, Е. А. Заика, Т. В. Сокорнова; под. ред. С.Ю. Даймана. М.: 
Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004. 248 с. 

Родькин, О.И. Экологический менеджмент / О. И. Родькин, Ч. А. Романовский, 

С. С. Позняк. Минск: РИВШ, 2008. 254 с. 

Интернет-ресурсы. 
 

Тема  практического  занятия.  Оценка  значимых  экологических 

аспектов  при  внедрении  системы  управления  окружающей  средой 
на предприятии 
– 2 ч.

 

Цель:  сформировать  практические  навыки  применения  методиче-

ских  подходов  к  оценке  значимости  экологических  аспектов  предпри-
ятия. 

Форма проведения: индивидуальная письменная работа.  
Последовательность выполнения работ:  
1. Изучить опыт и методические подходы к оценке значимости эко-

логических аспектов, применяемые в различных организациях. 


background image

 

140 

2.  Разработать  вариант  методики  балльной  оценки  значимости  эко-

логических аспектов, с учетом: 

– масштаба и характера воздействия; 
– периодичности и регулируемости воздействия; 
– вероятности возникновения рисков и аварийных ситуаций; 
– срочности снижения уровня воздействия и др. 
3.  Провести  оценку  значимости  экологических  аспектов  предпри-

ятия, используя результаты ранее выполненной практической работы.  

3. Составить реестр значимых экологических аспектов и предложить 

на его основе целевые экологические показатели предприятия.  

Исходные данные:  
– результаты выполненной практической работы по идентификации 

экологических аспектов процессов, продукции и услуг на предприятии;  

– учебные материалы по деятельности одного из предприятий и/или 

его отдельных подразделений. 

Источники информации: 

СТБ  ISO  14001:2004.  Системы  экологического  менеджмента.  Требования  и 

руководство по использованию (Международный стандарт). Мн., 2004.  

Дайман,  С.  Ю.  Системы  экологического  менеджмента  для  практиков  /  С.  Ю. 

Дайман, Т. В. Островкова, Е. А. Заика, Т. В. Сокорнова; под. ред. С.Ю. Даймана. М.: 
Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004. 248 с. 

Родькин, О.И. Экологический менеджмент / О. И. Родькин, Ч. А. Романовский, 

С. С. Позняк. Минск: РИВШ, 2008. 254 с. 

Интернет-ресурсы. 
 

Тема практического занятия. Оценка экологической эффектив-

ности внедрения системы управления окружающей средой на пред-
приятии 
– 2 ч. 

Цель:  сформировать  теоретические  знания  и  практические  навыки 

оценки эффективности экологической деятельности предприятия.  

Форма проведения: работа в малых группах.  
Последовательность выполнения работ:  
1.  Изучить  требования  международного  стандарта  ISO  14031:1999 

по оценке экологической эффективности организации. 

2. Проанализировать учебные материалы по деятельности одного из 

предприятий,  результаты  идентификации  и  оценки  значимости  его  эко-
логических аспектов. 

3.  Провести  оценку  экологической  эффективности  управления  на 

предприятии, используя информацию о: 

– достигнутых целевых и плановых экологических показателях;