ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2019

Просмотров: 4349

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

126 

Таблица 19 

Элементы процедуры внутренних аудитов систем 

 менеджмента качества и экологического менеджмента   

Позиция элементов 

в структуре  

стандарта  

ISO 19011:2002 

Название элементов 

4.Управление 

 программой  

аудитов 

Определение цели программы аудитов (п. 4.2) 
Определение объема программы аудитов (п. 4.3) 
Ответственность, ресурсы и процедуры программы аудита (п. 
4.4) 
Внедрение программы аудитов (п. 4.5): 

 

Информирование заинтересованных сторон 

 

Координация и подготовка графика аудита 

 

Квалификация аудиторов  и выбор аудиторских групп 

 

Предоставление необходимых ресурсов 

 

Проведение аудитов 

 

Поддержание протоколов аудитов 

Мониторинг и анализ программы аудитов (п. 4.6) 

5. Проведение 

 аудитов 

Инициализация аудита (п. 5.2): 

 

Назначение ведущего аудитора группы 

 

Определение целей, критериев и объема аудита 

 

Оценка осуществимости аудита 

 

Выбор аудиторской группы и установление начальных кон-
тактов 

Подготовка к аудиту (п. 5.3): 

 

Предварительный анализ документации 

 

Подготовка плана аудита и распределение обязанностей в 
группе 

 

Подготовка рабочих документов 

Проведение аудита на месте (п. 5.4): 

 

Вступительное совещание 

 

Общение в ходе аудита 

 

Сопровождающие и наблюдатели 

 

Сбор и проверка информации 

 

Выработка наблюдений аудита 

 

Подготовка заключений по результатам аудита 

 

Заключительное совещание 

Подготовка, утверждение и распространение отчета по аудиту. 
Завершение аудита (п. 5.5) 
Проведение последующих действий (п. 5.6) 


background image

 

127 

Если по результатам анализа аудитор выявил незавершенные несо-

ответствия,  он  должен  включить  проверку  завершения  этих  действий  в 
план  аудита,  если  объем  и  цели  аудита  позволяют  это  сделать.  В  плане 
аудита
 должны быть были отражены следующие аспекты: 

 

цели, объем, критерии аудита;  

 

дату и место, где должны осуществляться действия по аудиту;  

 

ожидаемое время и продолжительность действий по аудиту на мес-

тах, включая совещания с руководством проверяемой организации и со-
вещания аудиторской группы;  

 

роли и обязанности членов аудиторской группы; 

Вступительное  совещание  предварительно  готовит  и  проводит  ве-

дущий аудитор. К основным вопросам на вступительном совещании от-
носятся:  подтверждение  плана  аудита,  краткое  изложение  последова-
тельности  действий  при  аудите,  ответы  на  вопросы  проверяемых,  обя-
занности сторон, которые принимают участие в аудите, определение не-
обходимости, дату,  времени и  места  проведения  заключительного  сове-
щания. 

В ходе аудита на местах информация собирается с помощью ана-

лиза документации, собеседования с персоналом, непосредственного на-
блюдения  за  осуществляемой  деятельностью.  Полученная  информация 
регистрируется аудитором в опросных листах фрагмент которых приве-
ден на рис. 16. Опросный лист является рабочим документом аудитора, 
поэтому в нем предусмотрены поля для рукописного заполнения. 

 
Аудитор:  

 

 

 

 

 

Всего листов:  

 

 

 

Объекты аудита 

 

Контакты 

 

№ п/п 

Вопрос 

Критерий оценки 

Категория 

Свидетельство 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 16. Фрагмент формы опросного листа аудитора 

 

Полученные  сведения  регистрируются  аудитором  и  должны  быть 

проверяемые,  так  как  только  такая  информация  может  быть  свидетель-
ством
  аудита.  Для  выработки  наблюдений  аудитор  оценивает  получен-
ные  свидетельства  с  точки  зрения  критериев  аудита.  Наблюдения  клас-
сифицируются по трем категориям: А – соответствует критерию аудита; 
Б  –  не  соответствует  критерию  аудита,  но  проблема  является  незначи-


background image

 

128 

тельной  и  легко  устраняется;  В  –  не  соответствует  критерию  аудита, 
проблема  является  существенной  и  требует  особого  внимания  руково-
дства, 

выявления 

причин 

и 

применения 

корректирую-

щих/предупреждающих  действий.  Наблюдения  аудита  категорий  Б  и  В 
оформляются в виде отчетов о несоответствии, в которых также опреде-
ляются  последующие  действия  по  результатам  аудита.  Форма  отчета 
приведена в приложении 4. Все отчеты о несоответствии регистрируются 
в специальном журнале.  

После  проведения  аудита  на  местах  аудиторская  группа  вырабаты-

вает заключение по результатам аудита и готовит проекты отчетов о не-
соответствии  и проект отчета об аудите. На заключительном совещании, 
обязательно  в  присутствии  руководителя  проверяемого  подразделения, 
рассматривают вопросы:  

 

оглашение результатов аудита; 

 

согласование оценок ситуации; 

 

рассмотрение предложений по исправительным, корректирующим и 

предупреждающим действиям. 

По  результатам  совещания  ведущий  аудитор  готовит  отчет,  копии 

которого  направляются  заинтересованным  сторонам.  После  рассылки 
копий  утвержденного  отчета  аудит  считается  завершенным.  Последую-
щие  корректирующие  действия,  принятые  по  результатам  аудита,  вы-
полняются  проверяемыми  по  согласованным  срокам  и  не  рассматрива-
ются как часть данного аудита.  

Результаты внутреннего аудита являются неотъемлемой частью до-

кументации  СЭМ,  которую  анализирует  высшее  руководство.  Входные 
данные  для  анализа  со  стороны  руководства  должны  включать 
(ISO14001:2004, п. 4.6): 

 

результаты внутренних аудитов и оценок соответствия требованиям 

законов и другим принятым организацией требованиям; 

 

сообщения, поступившие в организацию от внешних заинтересован-

ных сторон;  

 

данные по экологической результативности организации; 

 

данные по достижению целевых и плановых экологических показа-

телей; 

 

статус корректирующих и предупреждающих действий; 

 

действия по реагированию на результаты  предыдущих анализов со 

стороны руководства; 

 

изменившиеся обстоятельства, включая требования законодательст-

ва, связанные с экологическими аспектами деятельности организации; 


background image

 

129 

 

рекомендации по улучшению. 

Выходные  данные  анализа  со  стороны  руководства  должны  вклю-

чать  решения  или  действия,  связанные  с  возможными  изменениями  в 
экологической  политике,  целях,  задачах  и  прочих  элементах  системы 
экологического  менеджмента  организации,  согласующиеся  с  еe  привер-
женностью непрерывному улучшению. Непрерывное улучшение являет-
ся главной характеристикой результативной СЭМ и достигается методом 
установления и непрерывного улучшения целевых и плановых экологи-
ческих  показателей.  При  внедренной  системе  экологического  менедж-
мента организация находится в постоянном поиске по наращиванию по-
тенциала экологической результативности.  

Для оценивания экологической эффективности организации исполь-

зуют показатели:  

 

эффективности  управления,  обеспечивающие  информацию  об  уси-

лиях,  предпринимаемых  руководством  с  целью  обеспечения  экологиче-
ской эффективности деятельности;  

 

показатели  эффективности  функционирования,  обеспечивающие 

информацию об экологической эффективности функционирования орга-
низации;  

 

показатели  состояния окружающей среды.  

Отчеты  и  распространение  информации  об  экологической  эффек-

тивности организации помогают персоналу выполнять свои обязанности, 
содействуя тем самым достижению соответствия установленным крите-
риям СЭМ.  

Организация  должна  быть  уверена  в  работоспособности  системы 

экологического  менеджмента  в  будущем.  Эти  положения  тестируются 
при  проведении  аудита  по  сертификации,  в  результате  которой  может 
быть  выдан  Сертификат,  подтверждающий  соответствие  СЭМ  нацио-
нальным  или  международным  стандартам  серии  ИСО  14000.  Организа-
ции  с  работоспособной  системой  экологического  менеджмента  могут 
быть сертифицированы с выполнением условий: 

 

элементы  системы  экологического  менеджмента  должны  быть  вне-

дрены в соответствии с нормативами сертификации; 

 

при использовании системы экологического менеджмента организа-

ция  получает  возможность  осуществлять  деятельность  в  соответствии с 
механизмом экологического регулирования; 

 

экологическая  политика  должна  содержать  обязательные  цели    не-

прерывного  улучшения  системы  экологического  менеджмента,  умень-
шение загрязнения окружающей среды и рисков.  


background image

 

130 

Организация  объявляет  государственным  органам  о  процессе  сер-

тификации.  Она  подаёт  заявку  в  центральный  орган  по  экологической 
сертификации,  в  которой  сообщаются  сведения  о  наличии  внедренной 
системы  экологического  менеджмента  и  содержится  просьба  подтвер-
дить соответствие системы требованиям стандарта СТБ ИСО 14001-2005. 
Организация  берет  на  себя  ответственность  по  соблюдению  процедуры 
проведения аудиторской проверки и обязуется взять на себя расходы по 
ее проведению.  

Центральный орган определяет аккредитованный орган по экологи-

ческой сертификации и адресует ему заявку. На этой стадии осуществля-
ется предварительная оценка системы экологического менеджмента. Ак-
кредитованный  орган  определяет  готовность  организации  к  сертифика-
ции и разрабатывает план проведения сертификационного аудита. У зая-
вителя  запрашиваются  документальные  свидетельства  функционирова-
ния системы экологического менеджмента: руководство по разработке и 
внедрению  системы  экологического  менеджмента,  экологический  пас-
порт,  данные  об  аудитах,  корректирующих  действиях,  предлагается  за-
полнить анкету-вопросник 

(О. И. Родькин, Ч.А. Романовский и др., 2008)

.  

Последующие действия аудиторской группы осуществляются в са-

мой организации. Элементы системы экологического менеджмента срав-
ниваются  с  сертификационными  нормативами  СТБ  ИСО  14001.  Следуя 
требованиям  сертификации,  составляется  отчет  по  проверке.  Получен-
ные  в  ходе  аудита  результаты  рассматриваются  на  управлении  Совета 
органа  по  сертификации,  где  принимается решение о  выдаче или невы-
даче  экологического  сертификата.  Материалы  по  результатам  рассмот-
рения  направляются  в  центральный орган по  экологической сертифика-
ции,  который  оформляет  и  выдает  организации-заявителю  сертификат. 
Срок  действия  сертификата  устанавливается  не  более  чем  на  три  года, 
после чего процедура аудита повторяется.  

Организацией заключается соглашение с центральным органом эко-

логической  сертификации,  в  котором  устанавливаются  обязательства 
сторон.  Заявитель должен  информировать  об изменениях СЭМ,  претен-
зиях  третьих  сторон.  Организация  получает  право  использовать  серти-
фикат с логотипом сертифицирующей организации, а центральный орган 
берет  на  себя  обязательства  по  проведению  планового  и  внепланового 
инспекционного  контроля  за  сертифицированной  СЭМ.  Плановый  кон-
троль проводится не реже одного раза в год, внеплановые проверки – при 
поступлении  претензий  со  стороны  третьих  лиц,  внесении  изменений  в 
СЭМ.  По  результатам  инспекционных  проверок  действие  сертификата 
может быть приостановлено или прекращено.