ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2019

Просмотров: 4293

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

131 

 
 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УМК 

Учебная  дисциплина  «Экологическая  экспертиза  менеджмент  и  ау-

дит» изучается студентами специальности 1-33 01 02 Геоэкология днев-
ного отделения на 5 курсе в 9 семестре и заочного отделения – на 6 курсе 
в 11 семестре.  

Учебно-методический комплекс дисциплины включает:  

 

Типовую учебную программу.  

 

Курс лекций.  

 

Практикум.  

 

Блок диагностики знаний. 

 

Глоссарий.  

 

Рекомендуемую основную и дополнительную литературу.  

 

Приложения. 

Изучение дисциплины предполагает усвоение теоретического мате-

риала,  на  который  отводится  40  лекционных  часов.  Для  формирования 
практических  приемов  и  навыков  необходимо  выполнить  все  практиче-
ские задания в объеме 28 часов.  

В  целях  самоконтроля  студентам  рекомендуется  ответить  на  во-

просы и выполнить тестовые задания, которые приведены в блоке диаг-
ностики знаний данного УМК. Приведенные материалы являются лишь 
примерами  тех  заданий,  которые  студенты  должны  будут  выполнить  в 
процессе изучения разделов дисциплины. 

Раздел  1.  Экологическая  экспертиза,  менеджмент  и  аудит  как 

инструменты  экологической  политики  государства.  При  изучении 
раздела студенты должны ответить на контрольные вопросы, выполнить 
предложенные примеры тестовых заданий, пройти тест модуля 1 в сис-
теме СОП e-University. 

Раздел 2. Экологическая оценка проектов, программ, стратегий. 

Международная  практика.  При  изучении  раздела  студенты  должны 
выполнить практические работы:  

1)  Сравнительный  анализ  процедур  проведения  экологической 

оценки  в  международных  конвенциях  и  соглашениях,  национальных 
системах, международных финансовых учреждениях.  

2)  Изучение  опыта  проведения  экологической  оценки  проектов,  в 

том числе имеющих трансграничное влияние. Разработка Уведомления о 
планируемой деятельности.  


background image

 

132 

3) Изучение опыта проведения стратегической экологической оцен-

ки. Анализ результатов с применением экспертных методов оценки. 

Нужно ответить на контрольные вопросы, выполнить примеры тес-

товых заданий, пройти тест модуля 2 в системе СОП e-University. 

Раздел  3.  Экологическая  экспертиза  в  Республике  Беларусь.  При 

изучении раздела студенты должны выполнить практические работы на 
темы:  

1)  Изучение  опыта  проведения  государственной  и  общественной 

экологических  экспертиз  проектной  и  иной  документации.  Анализ  за-
ключений.  

2)  Экспертиза  учебной  проектной  документации  и  подготовка  за-

ключения государственной экологической экспертизы.  

3) Подготовка отчета об оценке воздействия на окружающую среду 

по учебной проектной документации и проведение общественных обсу-
ждений. 

При изучении раздела студентам необходимо ответить на контроль-

ные вопросы, выполнить предложенные в учебном пособии тестовые за-
дания, пройти тест модуля 3 в системе СОП e-University. 

Раздел  4.  Экологический  менеджмент  и  аудит  как  системы 

контроля и эффективного управления окружающей средой. При изу-
чении раздела студенты должны выполнить практические работы на те-
мы:  

1)  Идентификация экологических  аспектов  процессов,  продукции  и 

услуг при внедрении системы управления окружающей средой на пред-
приятии.  

2)  Оценка  значимых  экологических  аспектов  при  внедрении  систе-

мы управления окружающей средой на предприятии.  

3) Оценка экологической эффективности внедрения системы управ-

ления окружающей средой на предприятии.  

4)  Выполнение  внутреннего  аудита  системы  управления  окружаю-

щей средой на предприятии.  

Студентам  необходимо  ответить  на  контрольные  вопросы,  выпол-

нить  предложенные  в  учебном  пособии  тестовые  задания,  пройти  тест 
модуля 4 в системе СОП e-University. 
 
 
 
 
 
 


background image

 

133 

 
 

П Р А К Т И К У М 

 

Тема практического занятия. Сравнительный анализ процедур 

проведения экологической оценки в международных конвенциях и 
соглашениях, национальных системах, международных финансовых 
учреждениях
 – 2 ч. 

Цель:  сформировать  теоретические  представления  о  содержании  и 

последовательности  выполнения  этапов  экологической  оценки  согласно 
международным и национальным требованиям.  

Форма проведения: индивидуальная письменная работа.  
Последовательность выполнения работ:  
1.  Изучить  информационные  материалы  с  описанием  процедуры 

экологической оценки в одной из стран или международном финансовом 
учреждении. 

2.  Дать  характеристику  рассматриваемой  системы  экологической 

оценки по плану: 

 законодательная база проведения экологической оценки; 

 участники экологической оценки их функции. 

3.  Составить  структурно-логическую  схему  этапов  экологической 

оценки. 

4. Сделать выводы о сходстве и различиях  изученной процедуры с 

общей  схемой  экологической  оценки  проектного  или  стратегического 
уровней. 

Исходные данные:  

  описание  национальных  процедур  экологической  оценки  стран, 

являющихся сторонами Конвенции Эспо;  

 описание процедуры экологической оценки в международном фи-

нансовом учреждении (на примере документа Международной финансо-
вой  корпорации  «Операционная  политика.  Экологическая  экспертиза. 
ОП 4.01, октябрь, 1998 г.»). 

Источники информации: 

Вторжение  в  природную  среду.  Оценка  воздействия  /  пер.  с  англ.;  под  ред. 

А. Ю. Ретеюма. М.: Мысль, 1983. 192 с. 

Рассмотрение  осуществления  Конвенции  Эспо  //  Серия  публикаций  по  окру-

жающей среде. ЕЭК ООН: Нью-Йорк и Женева. 2008.  № 9. С. 93-144. 

http://www.ifc.org/ifcext/enviro.nsf/AttachmentsByTitle/pol_EnvAssessment_Russia

n/$FILE/OP401_Russian.pdf

 (дата обращения 24.09.2011). 

http://www.unece.org/env//documents/2008/eia/ece.mp.eia.11.pdf

  (дата  обращения 

24.09.2011). 


background image

 

134 

Тема  практического  занятия.  Изучение  опыта  проведения  

экологической    оценки  проектов,  в  том  числе  имеющих  трансгра-
ничное  влияние.  Разработка  Уведомления  о  планируемой  деятель-
ности 
– 4 ч. 

Цель:  сформировать  теоретические  знания  в  области  международ-

ных требований к процедуре экологической оценки проектов с возмож-
ным трансграничным воздействием и практические навыки уведомления 
о планируемой деятельности. 

Форма проведения: работа в малых группах. 
Последовательность выполнения работ:  
1.  Определить  права  и  обязанности  участников,  выявить  особенно-

сти выполнения экологической оценки проектов с возможным трансгра-
ничным влиянием (по требованиям Конвенции Эспо).  

2.  Рассмотреть  методы,  используемые  для  эффективного  информи-

рования общественности. 

3.  Изучить  структуру  Уведомления  о  планируемой  деятельности, 

направляемого затрагиваемой стороне. 

4.  Проанализировать  опубликованные  информационные  материалы 

по  проекту,  имеющему  трансграничное  влияние,  на  примере  одной  из 
стран – сторон Конвенции Эспо. 

3.  Составить  План  участия  общественности  затрагиваемой  стороны 

в трансграничной экологической оценке. 

4.  Разработать  Уведомление  о  планируемой  деятельности,  направ-

ляемое затрагиваемой стороне. 

Исходные данные:  
–  описание  процедуры  трансграничной  экологической  оценки  со-

гласно Конвенции Эспо;  

– структура Уведомления о планируемой деятельности; 
–  информационные  материалы  по  проекту  с  возможным  трансгра-

ничным влиянием. 

Источники информации: 

Конвенция  об  оценке  воздействия  на  окружающую  среду  в  трансграничном 

контексте (Эспо). 1991. 

Руководство по практическому применению принятой в Эспо Конвенции // 

Серия публикаций по окружающей среде. ЕЭК ООН: Нью-Йорк и Женева. 2006. № 8. 
С. 47-72.  

Руководство по участию общественности в Эспо Конвенции // Серия публика-

ций по окружающей среде. ЕЭК ООН: Нью-Йорк и Женева 2006. № 7. С. 87-131.  

Руководство по уведомлению согласно Конвенции Эспо  // Серия публикаций 

по окружающей среде. ЕЭК ООН: Нью-Йорк и Женева. 2009. № 10. С. 43-63.  

Интернет-ресурсы. 


background image

 

135 

Тема практического занятия. Изучение опыта проведения стра-

тегической экологической оценки. Анализ результатов с применени-
ем экспертных методов оценки
 – 4 ч. 

Цель: сформировать теоретические знания в области  международ-

ных требований к стратегической экологической оценке и

 

сформировать 

практические  навыки  применения  экспертных  методов  при  оценке  пла-
нов/программ в области охраны окружающей среды. 

Форма проведения: работа в малых группах.  
Последовательность выполнения работ:  
1.  Рассмотреть  возможности  применения  экспертных  методов  на 

разных этапах стратегической экологической оценки.  

2.  Изучить  опубликованные  информационные  материалы  одной  из 

выполненных СЭО плана/программы. 

3.  Выполнить  анализ  целей  плана/программы,  определить  его  ос-

новные секторальные характеристики. 

4.  Дать  краткую  характеристику  исходного  состояния  окружающей 

среды, включая здоровье населения. 

5.  Выполнить  анализ  сильных,  слабых  сторон  программы,  потен-

циала развития и экологических угроз, включая здоровье населения. Ре-
зультаты представить в виде таблицы по форме SWOT-анализа. 

6.  Разработать  шкалу  экологического  ранжирования  и  построить 

матрицу оценки экологических угроз реализации плана/программы. 

Исходные данные:  
–  отчеты  и  другие  информационные  материалы  по  стратегической 

экологической оценке проектов.  

Источники информации: 

Протокол по стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воз-

действия на окружающую среду в трансграничном контексте. 2003.  

Информационное  руководство  по  стратегической  экологической  оценке  / 

И. П. Усова, В. С. Ложечко, О. Н. Лопачук и др. Минск: ООО «Белсэнс», 2010. 63 с. 

Интернет-ресурсы. 
 

Тема практического занятия. Изучение опыта проведения госу-

дарственной  и  общественной  экологических  экспертиз  проектной  и 
иной документации.  Анализ заключений
 – 4 ч. 

Цель:  сформировать  теоретические  представления  о  содержании  и 

процедурах  экологических  экспертиз  в  Республике  Беларусь  и  странах 
СНГ.  

Форма проведения: работа в малых группах.  
Последовательность выполнения работ: