ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.05.2019
Просмотров: 4342
Скачиваний: 11
131
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УМК
Учебная дисциплина «Экологическая экспертиза менеджмент и ау-
дит» изучается студентами специальности 1-33 01 02 Геоэкология днев-
ного отделения на 5 курсе в 9 семестре и заочного отделения – на 6 курсе
в 11 семестре.
Учебно-методический комплекс дисциплины включает:
•
Типовую учебную программу.
•
Курс лекций.
•
Практикум.
•
Блок диагностики знаний.
•
Глоссарий.
•
Рекомендуемую основную и дополнительную литературу.
•
Приложения.
Изучение дисциплины предполагает усвоение теоретического мате-
риала, на который отводится 40 лекционных часов. Для формирования
практических приемов и навыков необходимо выполнить все практиче-
ские задания в объеме 28 часов.
В целях самоконтроля студентам рекомендуется ответить на во-
просы и выполнить тестовые задания, которые приведены в блоке диаг-
ностики знаний данного УМК. Приведенные материалы являются лишь
примерами тех заданий, которые студенты должны будут выполнить в
процессе изучения разделов дисциплины.
Раздел 1. Экологическая экспертиза, менеджмент и аудит как
инструменты экологической политики государства. При изучении
раздела студенты должны ответить на контрольные вопросы, выполнить
предложенные примеры тестовых заданий, пройти тест модуля 1 в сис-
теме СОП e-University.
Раздел 2. Экологическая оценка проектов, программ, стратегий.
Международная практика. При изучении раздела студенты должны
выполнить практические работы:
1) Сравнительный анализ процедур проведения экологической
оценки в международных конвенциях и соглашениях, национальных
системах, международных финансовых учреждениях.
2) Изучение опыта проведения экологической оценки проектов, в
том числе имеющих трансграничное влияние. Разработка Уведомления о
планируемой деятельности.
132
3) Изучение опыта проведения стратегической экологической оцен-
ки. Анализ результатов с применением экспертных методов оценки.
Нужно ответить на контрольные вопросы, выполнить примеры тес-
товых заданий, пройти тест модуля 2 в системе СОП e-University.
Раздел 3. Экологическая экспертиза в Республике Беларусь. При
изучении раздела студенты должны выполнить практические работы на
темы:
1) Изучение опыта проведения государственной и общественной
экологических экспертиз проектной и иной документации. Анализ за-
ключений.
2) Экспертиза учебной проектной документации и подготовка за-
ключения государственной экологической экспертизы.
3) Подготовка отчета об оценке воздействия на окружающую среду
по учебной проектной документации и проведение общественных обсу-
ждений.
При изучении раздела студентам необходимо ответить на контроль-
ные вопросы, выполнить предложенные в учебном пособии тестовые за-
дания, пройти тест модуля 3 в системе СОП e-University.
Раздел 4. Экологический менеджмент и аудит как системы
контроля и эффективного управления окружающей средой. При изу-
чении раздела студенты должны выполнить практические работы на те-
мы:
1) Идентификация экологических аспектов процессов, продукции и
услуг при внедрении системы управления окружающей средой на пред-
приятии.
2) Оценка значимых экологических аспектов при внедрении систе-
мы управления окружающей средой на предприятии.
3) Оценка экологической эффективности внедрения системы управ-
ления окружающей средой на предприятии.
4) Выполнение внутреннего аудита системы управления окружаю-
щей средой на предприятии.
Студентам необходимо ответить на контрольные вопросы, выпол-
нить предложенные в учебном пособии тестовые задания, пройти тест
модуля 4 в системе СОП e-University.
133
П Р А К Т И К У М
Тема практического занятия. Сравнительный анализ процедур
проведения экологической оценки в международных конвенциях и
соглашениях, национальных системах, международных финансовых
учреждениях – 2 ч.
Цель: сформировать теоретические представления о содержании и
последовательности выполнения этапов экологической оценки согласно
международным и национальным требованиям.
Форма проведения: индивидуальная письменная работа.
Последовательность выполнения работ:
1. Изучить информационные материалы с описанием процедуры
экологической оценки в одной из стран или международном финансовом
учреждении.
2. Дать характеристику рассматриваемой системы экологической
оценки по плану:
−
законодательная база проведения экологической оценки;
−
участники экологической оценки их функции.
3. Составить структурно-логическую схему этапов экологической
оценки.
4. Сделать выводы о сходстве и различиях изученной процедуры с
общей схемой экологической оценки проектного или стратегического
уровней.
Исходные данные:
−
описание национальных процедур экологической оценки стран,
являющихся сторонами Конвенции Эспо;
−
описание процедуры экологической оценки в международном фи-
нансовом учреждении (на примере документа Международной финансо-
вой корпорации «Операционная политика. Экологическая экспертиза.
ОП 4.01, октябрь, 1998 г.»).
Источники информации:
Вторжение в природную среду. Оценка воздействия / пер. с англ.; под ред.
А. Ю. Ретеюма. М.: Мысль, 1983. 192 с.
Рассмотрение осуществления Конвенции Эспо // Серия публикаций по окру-
жающей среде. ЕЭК ООН: Нью-Йорк и Женева. 2008. № 9. С. 93-144.
http://www.ifc.org/ifcext/enviro.nsf/AttachmentsByTitle/pol_EnvAssessment_Russia
n/$FILE/OP401_Russian.pdf
(дата обращения 24.09.2011).
http://www.unece.org/env//documents/2008/eia/ece.mp.eia.11.pdf
24.09.2011).
134
Тема практического занятия. Изучение опыта проведения
экологической оценки проектов, в том числе имеющих трансгра-
ничное влияние. Разработка Уведомления о планируемой деятель-
ности – 4 ч.
Цель: сформировать теоретические знания в области международ-
ных требований к процедуре экологической оценки проектов с возмож-
ным трансграничным воздействием и практические навыки уведомления
о планируемой деятельности.
Форма проведения: работа в малых группах.
Последовательность выполнения работ:
1. Определить права и обязанности участников, выявить особенно-
сти выполнения экологической оценки проектов с возможным трансгра-
ничным влиянием (по требованиям Конвенции Эспо).
2. Рассмотреть методы, используемые для эффективного информи-
рования общественности.
3. Изучить структуру Уведомления о планируемой деятельности,
направляемого затрагиваемой стороне.
4. Проанализировать опубликованные информационные материалы
по проекту, имеющему трансграничное влияние, на примере одной из
стран – сторон Конвенции Эспо.
3. Составить План участия общественности затрагиваемой стороны
в трансграничной экологической оценке.
4. Разработать Уведомление о планируемой деятельности, направ-
ляемое затрагиваемой стороне.
Исходные данные:
– описание процедуры трансграничной экологической оценки со-
гласно Конвенции Эспо;
– структура Уведомления о планируемой деятельности;
– информационные материалы по проекту с возможным трансгра-
ничным влиянием.
Источники информации:
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном
контексте (Эспо). 1991.
Руководство по практическому применению принятой в Эспо Конвенции //
Серия публикаций по окружающей среде. ЕЭК ООН: Нью-Йорк и Женева. 2006. № 8.
С. 47-72.
Руководство по участию общественности в Эспо Конвенции // Серия публика-
ций по окружающей среде. ЕЭК ООН: Нью-Йорк и Женева 2006. № 7. С. 87-131.
Руководство по уведомлению согласно Конвенции Эспо // Серия публикаций
по окружающей среде. ЕЭК ООН: Нью-Йорк и Женева. 2009. № 10. С. 43-63.
Интернет-ресурсы.
135
Тема практического занятия. Изучение опыта проведения стра-
тегической экологической оценки. Анализ результатов с применени-
ем экспертных методов оценки – 4 ч.
Цель: сформировать теоретические знания в области международ-
ных требований к стратегической экологической оценке и
сформировать
практические навыки применения экспертных методов при оценке пла-
нов/программ в области охраны окружающей среды.
Форма проведения: работа в малых группах.
Последовательность выполнения работ:
1. Рассмотреть возможности применения экспертных методов на
разных этапах стратегической экологической оценки.
2. Изучить опубликованные информационные материалы одной из
выполненных СЭО плана/программы.
3. Выполнить анализ целей плана/программы, определить его ос-
новные секторальные характеристики.
4. Дать краткую характеристику исходного состояния окружающей
среды, включая здоровье населения.
5. Выполнить анализ сильных, слабых сторон программы, потен-
циала развития и экологических угроз, включая здоровье населения. Ре-
зультаты представить в виде таблицы по форме SWOT-анализа.
6. Разработать шкалу экологического ранжирования и построить
матрицу оценки экологических угроз реализации плана/программы.
Исходные данные:
– отчеты и другие информационные материалы по стратегической
экологической оценке проектов.
Источники информации:
Протокол по стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воз-
действия на окружающую среду в трансграничном контексте. 2003.
Информационное руководство по стратегической экологической оценке /
И. П. Усова, В. С. Ложечко, О. Н. Лопачук и др. Минск: ООО «Белсэнс», 2010. 63 с.
Интернет-ресурсы.
Тема практического занятия. Изучение опыта проведения госу-
дарственной и общественной экологических экспертиз проектной и
иной документации. Анализ заключений – 4 ч.
Цель: сформировать теоретические представления о содержании и
процедурах экологических экспертиз в Республике Беларусь и странах
СНГ.
Форма проведения: работа в малых группах.
Последовательность выполнения работ: