ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.05.2019
Просмотров: 4338
Скачиваний: 11
11
Правовое обеспечение проведения общественной экологической экспер-
тизы. Принципы и формы участия общественности.
3.2. Проведение государственной экологической экспертизы
Основные положения Закона Республики Беларусь «О государст-
венной экологической экспертизе». Принципы государственной экологи-
ческой экспертизы. Субъекты отношений в области проведения государ-
ственной экологической экспертизы, их полномочия, права и обязанно-
сти. Проектная и иная документация, относящаяся к объектам государст-
венной экологической экспертизы. Сроки проведения и действия поло-
жительного заключения. Причины прекращения действия положитель-
ного заключения.
Организация и порядок проведения государственной экологической
экспертизы. Компетенции уполномоченных должностных лиц по прове-
дению экспертизы. Учет экспертами критериев оценки соответствия про-
ектной документации природоохранному законодательству. Требования
к составлению и содержание заключения государственной экологиче-
ской экспертизы. Особые условия реализации проектных решений. По-
рядок приемки законченных строительством объектов в эксплуатацию.
3.3. Природоохранные требования к проектной,
градостроительной и иной документации, представляемой
на государственную экологическую экспертизу
Требования к составу проектной документации по обоснованию ин-
вестирования в строительство, архитектурного, строительного проектов,
предоставляемых на государственную экологическую экспертизу. Тре-
бования к составу градостроительных проектов, проектов территориаль-
ных комплексных схем рационального использования природных ресур-
сов и охраны окружающей среды, проектов водоохранных зон и при-
брежных полос водных объектов.
Специфика учета природно-экологического, природно-ресурсного и
хозяйственного потенциалов при обосновании размещения объектов на-
мечаемой хозяйственной деятельности. Порядок выбора площадки и
экологические требования к его размещению. Разработка раздела «Охра-
на окружающей среды» в проектной документации. Требования к со-
ставлению экологического паспорта проекта, структура и содержание его
разделов. Сведения о площадке размещения объекта, охране и рацио-
нальном использовании водных ресурсов, объемах образования и на-
правлениях использования животноводческих стоков, охране атмосфер-
ного воздуха, образовании, использовании, обезвреживании, хранении и
12
захоронении отходов, охране животного мира, охране озонового слоя и
воздействия на климат.
3.4. Порядок проведения оценки воздействия на окружающую
среду планируемой хозяйственной деятельности
Перечень экологически опасных видов деятельности, для которых
проводится оценка воздействия на окружающую среду. Учитываемые
параметры воздействия для объектов промышленности, энергетики, ин-
фраструктуры, сельского хозяйства. Цели и результаты проведения
оценки воздействия. Этапы выполнения оценки воздействия. Структура
и содержание отчета об оценке воздействия на окружающую среду и
обязательных приложений. Процедура проведения общественных обсу-
ждений.
Практика разработки материалов оценки воздействия. Описание це-
лей планируемой деятельности, оценка существующего состояния при-
родных и социально-экономических условий, определение видов воздей-
ствий; прогноз и оценка изменений состояния окружающей среды, рас-
смотрение альтернатив. Описаний мер по снижению и компенсации воз-
действий, прогноз возникновения аварийных ситуаций, обоснование вы-
бора приоритетного варианта проекта, описание программ локального
мониторинга, основные выводы по результатам оценки воздействия, оп-
ределение степени достоверности прогнозируемых последствий. Осо-
бенности проведения процедуры оценки воздействия для проектов, кото-
рые могут оказать значительное трансграничное влияние.
4. Экологический менеджмент и аудит как системы контроля и
эффективного управления окружающей средой
4.1. Методология экологического менеджмента
Роль универсальных функций менеджмента в системе экологиче-
ского управления организаций и предприятий. Основные требования к
системе экологического управления и контроля. Обеспечение экологи-
ческой безопасности производственных процессов и структура экологи-
ческой службы. Методология цикла Деминга в построении системы эко-
логического менеджмента. Анализ причин внедрения и значение эколо-
гического менеджмента для развития предприятия. Требования между-
народного и национального стандартов к принципам построения систе-
мы экологического менеджмента, целям и области ее применения. Этапы
разработки и внедрения системы экологического менеджмента.
13
4.2. Система экологического менеджмента
Основные элементы системы экологического менеджмента. Прове-
дение предварительного экологического анализа деятельности предпри-
ятия. Требования к содержанию и принципам построения экологической
политики предприятия. Процесс планирования экологического менедж-
мента. Направления идентификации видов деятельности, процессов, ис-
точников загрязнения, продукции и услуг организации. Выявление и
оценка значимости экологических аспектов, составление реестра эколо-
гических аспектов. Целевые, плановые экологические показатели и про-
граммы.
Требования к оформлению и управлению документацией системы
экологического менеджмента. Программа реагирования на аварийные
ситуации. Разработка процедур мониторинга и измерения показателей.
Критерии оценки соответствия показателей заявленным целям и задачам.
Идентификация и коррекция несоответствий, правила ведения записей
по результатам предпринятого корректирующего и предупреждающего
действий. Современные тенденции в развитии экологического менедж-
мента и его интеграции с системами, менеджмента качества, менедж-
мента охраны труда.
4.3. Аудит системы экологического менеджмента
Поддержка эффективности деятельности системы экологического
менеджмента. Цели аудита системы экологического менеджмента. Зада-
чи внутреннего аудита и процедура его проведения. Планирование ауди-
та. Проведение анализа экологического менеджмента организации со
стороны руководства. Оценка экологической эффективности организа-
ции. Требования к проведению сертификации системы экологического
менеджмента. Подача заявки, предварительная оценка системы экологи-
ческого менеджмента, окончательная проверка, рассмотрение результа-
тов, контроль за сертифицированной системой.
14
КУРС ЛЕКЦИЙ
Г Л А В А 1.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА,
МЕНЕДЖМЕНТ И АУДИТ КАК ИНСТРУМЕНТЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1.
Цели и задачи экологической экспертизы,
менеджмента и аудита в природоохранной деятельности
К настоящему времени в мировой и отечественной практике сфор-
мирована методология и накоплен значительный опыт проведения про-
цедуры экологической экспертизы по отношению к проектируемым объ-
ектам хозяйственной и иной деятельности. В географии и геоэкологии
вопросы, связанные с обоснованием принципов и методов рационально-
го природопользования, охраны окружающей среды разрабатываются в
рамках ряда научных направлений. Наиболее востребованы эти наработ-
ки при проведении комплексной оценки воздействия намечаемой хозяй-
ственной деятельности на окружающую среду, которая рассматривается
как неотъемлемая часть экологической экспертизы.
Именно этот аспект учтен в определении, данном R. Munn, который
подчеркивал, что оценка воздействия означает деятельность, направлен-
ную на выявление и прогнозирование ожидаемого влияния на среду оби-
тания, на здоровье и благосостояние людей со стороны различных меро-
приятий и проектов, а также на последующую интерпретацию получен-
ной информации
(Вторжение в природную среду. Оценка воздействия, 1983)
.
Эволюция ключевого в эколого-экспертной деятельности понятия
«воздействие» отражена в определении, принятом в международной
Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансгранич-
ном контексте
(Конвенция Эспо, 1991)
. Согласно Конвенции под воздейст-
вием понимают любые последствия планируемой деятельности для ок-
ружающей среды, включая здоровье и безопасность людей, флору, фау-
ну, почву, воздух, воду, климат, ландшафт, исторические памятники и
другие материальные объекты или взаимосвязь между этими факторами;
оно охватывает также последствия для культурного наследия или соци-
ально-экономических условий, являющихся результатом изменения этих
факторов.
Правовые требования к проведению эколого-экспертных процедур в
каждой стране определяют особенности и некоторые различия в трактов-
ках основного понятийного аппарата. Например, в Республике Беларусь
15
оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) определяется сле-
дующим образом
(Закон о государственной экологической экспертизе, 2009)
:
Оценка воздействия на окружающую среду – определение при раз-
работке проектной документации возможного воздействия на окру-
жающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых из-
менений окружающей среды, а также прогнозирование ее состояния в
будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности
реализации проектных решений.
В современной «широкой» трактовке эколого-экспертной деятель-
ности говорят также об экологической оценке, подчеркивая неразрыв-
ность и единство процедур оценки воздействия на окружающую среду и
экологической экспертизы
(О. М. Черп, В. Н. Виниченко и др., 2000).
Экологическая оценка – это процесс систематического анализа и
оценки экологических последствий намечаемой деятельности, консуль-
таций с заинтересованными сторонами, участниками процесса, а так-
же учет результатов этого анализа и консультаций в планировании,
проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности.
Понятие экологической экспертизы применяется в более узкой трак-
товке, подчеркивающей, что это процедура с выраженной контрольно-
экспертной функцией, проводимая после выполнения ОВОС. Второй
значимый аспект связан с ее строгой правовой регламентацией, что оп-
ределяет важность организационно-управленческой функции. В таком
понимании экологическая экспертиза рассматривается в ряде стран.
Экологическая экспертиза – это установление соответствия на-
мечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требова-
ниям, определение допустимости реализации объекта экологической
экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воз-
действий этой деятельности на окружающую природную среду и свя-
занных и ними социальных, экономических и иных последствий.
Экологическая экспертиза проводится в целях установления соот-
ветствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям
в области охраны окружающей среды. Намечаемая планируемая или
проектируемая хозяйственная или иная деятельность, являющаяся объ-
ектом экологической экспертизы, определяется рядом международных
соглашений и конкретизируется национальным законодательством
стран.
Согласно международной Конвенции Эспо, под планируемой дея-
тельностью понимается любая деятельность или любое существенное ее
изменение, требующее принятия решения компетентным органом в со-