ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2019

Просмотров: 4334

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

21 

та для подписания 25 февраля 1991 г.), и вступившая в силу 10 сентября 
1997  г.  К  концу  2005  года  участниками  конвенции  стали  41  страна, 
включая  Канаду,  страны  Европейского  Союза,  СНГ  (Азербайджан,  Ар-
мения, Беларусь, Молдова, Украина, Казахстан, Кыргызстан). Республи-
кой  Беларусь конвенция была подписана 26 февраля 1991 г., принята со-
гласно  Указу  Президента  Республики  Беларусь  от  20  октября  2005  г. 
№ 487 и вступила в силу с 8 февраля 2006 г.  

Принятие Конвенции Эспо основано на новой возможности исполь-

зовать  результаты  оценки  в  качестве  средства  смягчения  негативного 
воздействия  проектируемых  или  планируемых  видов  деятельности. 
Оценка воздействия на окружающую среду предусмотрена в националь-
ном законодательстве большинства ее сторон, поэтому технически стало 
возможно расширить ее географический охват за пределы национальных 
границ.  Конвенция  также  обеспечивает  объективную  информирован-
ность населения об  особенностях  планируемой  деятельности,  позволяет 
общественности  высказывать  свои  замечания  и  предложения,  представ-
лять их компетентному органу, который может учесть их в окончатель-
ном решении. Применение конвенции должно вписываться в общую сис-
тему международных правил в сфере охраны окружающей среды, что на 
практике  означает  необходимость  документального  оформления  всех 
процедурных шагов на всех этапах ее применения.  

Европейская  Экономическая  комиссия  ООН  для  полноценного  ме-

тодического  обеспечения  применения  Конвенции  Эспо  разработала  ряд 
руководств по ее практическому применению 

(ES, № 8, 2006)

, участию об-

щественности 

(ES,  №  7,  2006)

, разработке уведомления о намечаемой дея-

тельности 

(ES, № 10, 2008),

 подвела итоги наработанной практики  осуще-

ствления Конвенции Эспо в ряде стран 

(ES,  №  9, 2008).

 Принятие конвен-

ции повлекло за собой обновление понятийного аппарата и введение ря-
да  новых,  признанных  на  международном  уровне,    процедур  в  области 
экологической экспертизы в Республике Беларусь. 

Конвенция  Эспо  была  дополнена  Протоколом  по  стратегической 

экологической оценке (СЭО), принятым 21 мая 2003 года в г. Киеве. На 
конец 2005 г. протокол ратифицировали Албания, Финляндия и Чешская 
Республика, в настоящее время этот документ применяется в 38 странах, 
в число которых Республика Беларусь не входит. Согласно пункту 7 ста-
тьи  2  Конвенции  Эспо,  сторонам  предлагается  по  возможности  приме-
нять  принципы  ОВОС  к  планам,  программам,  законодательным  актам, 
которые  могут  вызывать  существенные  экологические  последствия  на 
территории другой страны. Протокол СЭО детализирует принципы Кон-
венции Эспо по отношению к этим объектам. Статья 10 протокола тре-


background image

 

22 

бует проведения трансграничных консультаций в том случае, когда про-
грамма или план, осуществляемые в одной стране могут вызвать сущест-
венные экологические, в том числе и связанные со здоровьем населения 
последствия для другой страны. Согласно протоколу мнения заинтересо-
ванной  общественности,  природоохранных  органов  и  органов  здраво-
охранения  затрагиваемой  стороны  должны  быть  учтены,  включая  их 
своевременную информированность об оценке вероятных экологических 
последствий плана или программы, возможности высказать свое мнение  
и того, каким образом при принятии решения, были учтены высказанные 
замечания. 

Важнейшим  международным  соглашением,  направленным  на  пра-

вовое  обеспечение  реализации  принципа  демократичности  экологиче-
ской оценки и экологической экспертизы, является Конвенция о доступе 
к информации, участию общественности в процессе принятия решений 
и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды

кратко называемая Орхусской, по месту ее открытия для подписания (г. 
Орхус, Дания) 25 июня 1998 года. Согласно этой конвенции каждая сто-
рона обязана принять меры, направленные на обеспечение в националь-
ном законодательстве участия общественности в принятии экологически 
значимых  решений,  предусмотреть  соответствующие  положения  в  рам-
ках  подготовки  и  обсуждения  планов  и  программ,  связанных  с  окру-
жающей  средой,  предоставляя  общественности  всю  необходимую  ин-
формацию.  

С  целью  гармонизации  своего  национального  законодательства  с 

подписанными международными соглашениями, в Республике Беларусь 
внесены изменения и принят ряд новых нормативных правовых актов. В 
2009  году  был  принят  новый  Закон  Республики  Беларусь  «О  государст-
венной экологической экспертизе» (ГЭЭ), 
подписанный 9 ноября 2009 г. 
и вступивший в силу 21 мая 2010 г. В нем изменены понятия «воздейст-
вие на окружающую среду», «изменение окружающей среды», «государ-
ственная экологическая экспертиза», даны новые понятия «трансгранич-
ное воздействие», «затрагиваемая сторона» и ряд других. В статье 2 вве-
дена  ссылка  на  обязательное  применение  международных  норм  в  спор-
ных  вопросах  в  области  экологической  экспертизы,  если  эти  нормы  не 
установлены законом.  

В  развитие  нормативного  обеспечения реализации Закона  «О  госу-

дарственной  экологической  экспертизе»  19  мая  2010  года  были  утвер-
ждены  постановлением  Совета  Министров  Республики  Беларусь  №  755 
«Положение   о  порядке проведения  государственной экологической экс-
пертизы»
  и    «Положение  о  порядке  проведения  оценки  воздействия  на 


background image

 

23 

окружающую среду», детально поясняющих все процедурные вопросы, а 
также требования к составу и содержанию соответствующей документа-
ции. Положение о порядке проведения общественной экологической экс-
пертизы 
принято 29 октября 2010 г. 

На  развитие  систем  экологического  менеджмента  и  аудита  значи-

тельное  влияние  оказала  сформулированная  в  1987  году  концепция  ус-
тойчивого развития. Осознание возможностей и ответственности делово-
го сообщества в обеспечении устойчивого развития и поиск механизмов 
его  реализации  отражено  в  Хартии  Международной  торгово-
промышленной  палаты  «Бизнес  и  устойчивое  развитие»,  
принятой  в 
1991  году.  Согласно  Хартии,  в  число  корпоративных  приоритетов  выс-
шего  порядка  был  введен  экологический  менеджмент,  включающий  
экологически  значимые  цели  в  стратегию  бизнеса  и  обеспечивающий 
систематизацию  подходов  по  вопросам,  связанным  с  состоянием  окру-
жающей среды.  

На  этапе  становления  концепции  экологического  менеджмента  в 

первой половине 90-х г.г. ХХ века было сформировано направление, свя-
занное  с  разработкой  международных  стандартов  серии  ISO.  В  1991  г.  
Международная организация по стандартизации создало Группу страте-
гии по окружающей среде (SAGE), в 1993 г. – Технический комитет-207 
по  экологическому менеджменту
,  действующий  в настоящее  время под 
эгидой Совета стандартизации Канады. Комитет разрабатывал стандарты 
новой серии  ISO 14000 в области экологического менеджмента с учетом 
процедур международных стандартов по системам менеджмента качест-
ва ISO 9000.  

В  1996  г.  были  опубликованы  первые  шесть  стандартов  серии  ISO 

14000,  во  второй  половине  90-х  г.г.  разработано  еще  14  документов, 
включающих  стандарты  (ISO),  технические  отчеты  (TR),  руководства 
(Guide), завершивших создание общей  методологии системы экологиче-
ского менеджмента. Эти разработки включают унифицированный поня-
тийно-терминологический аппарат  и  системы оценок  экологических  ха-
рактеристик, в том числе экологических аспектов, требований к экологи-
ческой маркировке, оценку жизненного цикла. В начале ХХI века разра-
ботано  новое  поколение  стандартов  в  области  экологического  менедж-
мента, которые включают руководящие принципы аудита в системе эко-
логического  менеджмента,  терминологию,  требования  по  применению, 
принципам, системам и средствам обеспечения функционирования СЭМ.  
Разработанная в Республике Беларусь система национальных стандартов 
(СТБ ИСО серии 14000) положила начало внедрению с 2000 года проце-
дур экологического менеджмента на предприятиях страны.  


background image

 

24 

 
 

Г Л А В А  2.    

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ,  

ПРОГРАММ, СТРАТЕГИЙ. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА 

2.1. 

Этапы формирования международной  

системы экологической оценки 

Этап становления экологической оценки. Впервые законодатель-

но  оформленная  экологическая  оценка  была  введена  в  США  в  1969  г. 
федеральным законом о Национальной политике в области окружающей 
среды (NEPA). Закон требовал от федеральных ведомств крупные реше-
ния  намечаемой  хозяйственной  деятельности  предварять  составлением 
Environmental  Impact  Statement  (EIS),  что  в  русскоязычной  литературе 
переводится  как  «Заявление  (декларация)  об  оценке  воздействия  на  ок-
ружающую  среду  (ЗВОС)»
.  Документация  ЗВОС  должна  быть  открыта 
для  всех  заинтересованных  сторон,  включая  общественность  и  различ-
ные организации, а выводы учитываться ведомствами в их собственной 
процедуре  принятия  решений.  Информационная  доступность  и  откры-
тость ЗВОС дала возможность общественности активно контролировать 
процесс экологической оценки, прежде всего через судебные органы.  

На основании практики применения NEPA в 1973 году была приня-

та специальная инструкция, а в 1978 году «Положение о NEPA Совета 
по качеству окружающей среды (СКОС)». 
Положение заложило основы 
современной процедуры  экологической  оценки,  в  частности  требования 
к  составлению  ЗВОС  включали  всесторонние  исследования  и  описание 
ожидаемых  экологических  последствий  планируемой  деятельности; 
сравнение  экологических  последствий  для  альтернативных  вариантов 
предлагаемой  деятельности;  краткость  и  доступность  изложения  мате-
риала в ЗВОС, открытость ЗВОС для  высказывания мнений и возраже-
ний общественности и других заинтересованных сторон. В первой поло-
вине  70-х  годов  процедуры,  подобные  NEPA,  были  введены  в  Канаде, 
Австралии, Новой Зеландии, в экспериментальном порядке в ряде евро-
пейских стран (табл. 2). Методология экологической оценки этого этапа 
и опыт проведения первых экологических оценок, обобщенный СКОС, в 
русскоязычном варианте изложены в монографии «Вторжение в природ-
ную среду. Оценка воздействия». 

Методологической  посылкой  развития  экологической  оценки  яви-

лось  стремление  использовать  систематический  междисциплинарный 


background image

 

25 

подход, при котором обеспечивается интеграция естественных и общест-
венных наук при проектировании среды обитания, планировании и при-
нятии решений.  

Таблица 2 

Первый опыт внедрения экологической оценки на национальном уровне 

(по О. М. Черпу, В. Н. Виниченко и др., 2000) 

Страна 

Год 

Название закона 

США 

1969 

Закон о национальной политике в области окру-
жающей среды 

Канада 

1973 

Решение правительства о введении Федерального 
процесса экологической оценки  

Австралия 

1974 

Закон Содружества об охране окружающей среды  

Новая Зеландия 

1974 

Приказ министерства о введении процедур по за-
щите и улучшению окружающей среды 

Франция 

1976 

Закон об охране окружающей среды 

Великобритания 

1973 

Начало разработки первых процедур экологиче-
ской оценки в Шотландии 

Нидерланды 

1979 

Проводятся пробные экологические оценки  

 

С развитием процедуры экологической оценки усложнялся ее поня-

тийный аппарат. Было введено понятие Environmental Impact Assessment 
(EIA),  которое  используется  как  для  оценки  всех  направлений  хозяйст-
венной  деятельности,  так  и  только  по  отношению  к  проектам  конкрет-
ных  хозяйственных  объектов,  а  оценка  планов  и  программ  территори-
ального и отраслевого развития обозначается как Strategic Environmental 
Assessment
  (SEA).  Распространение  получило  понятие  Environmental  As-
sessment
 (EA), переводящееся как экологическая оценка и включающая в 
себя оценку конкретных проектов (EIA) и стратегическую оценку (SEA). 
В  русскоязычной  литературе,  в  том  числе  и  при  переводе  международ-
ных  правовых  документов,  понятие  Environmental  Impact  Assessment 
(EIA)  переводится  как  оценка  воздействия  на  окружающую  среду 
(ОВОС). 

Этап расширения и совершенствования системы экологической 

оценки.  Успешный  опыт  применения  экологической  оценки  послужил 
основанием для ее дальнейшего совершенствования и активного внедре-
ния не только в законодательство отдельных стран, но и на уровне меж-
государственного  взаимодействия.  В  1980  г.  была  принята  резолюция  
Генеральной  Ассамблеи  ООН  «О  международном  сотрудничестве  в  об-
ласти оценки воздействия на окружающую среду  при затрагивании ин-
тересов других государств», которая положила начало процессу  унифи-
кации  процедур  экологической  оценки.  Усовершенствованная  на  этом