ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.05.2019
Просмотров: 4334
Скачиваний: 11
21
та для подписания 25 февраля 1991 г.), и вступившая в силу 10 сентября
1997 г. К концу 2005 года участниками конвенции стали 41 страна,
включая Канаду, страны Европейского Союза, СНГ (Азербайджан, Ар-
мения, Беларусь, Молдова, Украина, Казахстан, Кыргызстан). Республи-
кой Беларусь конвенция была подписана 26 февраля 1991 г., принята со-
гласно Указу Президента Республики Беларусь от 20 октября 2005 г.
№ 487 и вступила в силу с 8 февраля 2006 г.
Принятие Конвенции Эспо основано на новой возможности исполь-
зовать результаты оценки в качестве средства смягчения негативного
воздействия проектируемых или планируемых видов деятельности.
Оценка воздействия на окружающую среду предусмотрена в националь-
ном законодательстве большинства ее сторон, поэтому технически стало
возможно расширить ее географический охват за пределы национальных
границ. Конвенция также обеспечивает объективную информирован-
ность населения об особенностях планируемой деятельности, позволяет
общественности высказывать свои замечания и предложения, представ-
лять их компетентному органу, который может учесть их в окончатель-
ном решении. Применение конвенции должно вписываться в общую сис-
тему международных правил в сфере охраны окружающей среды, что на
практике означает необходимость документального оформления всех
процедурных шагов на всех этапах ее применения.
Европейская Экономическая комиссия ООН для полноценного ме-
тодического обеспечения применения Конвенции Эспо разработала ряд
руководств по ее практическому применению
(ES, № 8, 2006)
, участию об-
щественности
(ES, № 7, 2006)
, разработке уведомления о намечаемой дея-
тельности
(ES, № 10, 2008),
подвела итоги наработанной практики осуще-
ствления Конвенции Эспо в ряде стран
(ES, № 9, 2008).
Принятие конвен-
ции повлекло за собой обновление понятийного аппарата и введение ря-
да новых, признанных на международном уровне, процедур в области
экологической экспертизы в Республике Беларусь.
Конвенция Эспо была дополнена Протоколом по стратегической
экологической оценке (СЭО), принятым 21 мая 2003 года в г. Киеве. На
конец 2005 г. протокол ратифицировали Албания, Финляндия и Чешская
Республика, в настоящее время этот документ применяется в 38 странах,
в число которых Республика Беларусь не входит. Согласно пункту 7 ста-
тьи 2 Конвенции Эспо, сторонам предлагается по возможности приме-
нять принципы ОВОС к планам, программам, законодательным актам,
которые могут вызывать существенные экологические последствия на
территории другой страны. Протокол СЭО детализирует принципы Кон-
венции Эспо по отношению к этим объектам. Статья 10 протокола тре-
22
бует проведения трансграничных консультаций в том случае, когда про-
грамма или план, осуществляемые в одной стране могут вызвать сущест-
венные экологические, в том числе и связанные со здоровьем населения
последствия для другой страны. Согласно протоколу мнения заинтересо-
ванной общественности, природоохранных органов и органов здраво-
охранения затрагиваемой стороны должны быть учтены, включая их
своевременную информированность об оценке вероятных экологических
последствий плана или программы, возможности высказать свое мнение
и того, каким образом при принятии решения, были учтены высказанные
замечания.
Важнейшим международным соглашением, направленным на пра-
вовое обеспечение реализации принципа демократичности экологиче-
ской оценки и экологической экспертизы, является Конвенция о доступе
к информации, участию общественности в процессе принятия решений
и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды,
кратко называемая Орхусской, по месту ее открытия для подписания (г.
Орхус, Дания) 25 июня 1998 года. Согласно этой конвенции каждая сто-
рона обязана принять меры, направленные на обеспечение в националь-
ном законодательстве участия общественности в принятии экологически
значимых решений, предусмотреть соответствующие положения в рам-
ках подготовки и обсуждения планов и программ, связанных с окру-
жающей средой, предоставляя общественности всю необходимую ин-
формацию.
С целью гармонизации своего национального законодательства с
подписанными международными соглашениями, в Республике Беларусь
внесены изменения и принят ряд новых нормативных правовых актов. В
2009 году был принят новый Закон Республики Беларусь «О государст-
венной экологической экспертизе» (ГЭЭ), подписанный 9 ноября 2009 г.
и вступивший в силу 21 мая 2010 г. В нем изменены понятия «воздейст-
вие на окружающую среду», «изменение окружающей среды», «государ-
ственная экологическая экспертиза», даны новые понятия «трансгранич-
ное воздействие», «затрагиваемая сторона» и ряд других. В статье 2 вве-
дена ссылка на обязательное применение международных норм в спор-
ных вопросах в области экологической экспертизы, если эти нормы не
установлены законом.
В развитие нормативного обеспечения реализации Закона «О госу-
дарственной экологической экспертизе» 19 мая 2010 года были утвер-
ждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 755
«Положение о порядке проведения государственной экологической экс-
пертизы» и «Положение о порядке проведения оценки воздействия на
23
окружающую среду», детально поясняющих все процедурные вопросы, а
также требования к составу и содержанию соответствующей документа-
ции. Положение о порядке проведения общественной экологической экс-
пертизы принято 29 октября 2010 г.
На развитие систем экологического менеджмента и аудита значи-
тельное влияние оказала сформулированная в 1987 году концепция ус-
тойчивого развития. Осознание возможностей и ответственности делово-
го сообщества в обеспечении устойчивого развития и поиск механизмов
его реализации отражено в Хартии Международной торгово-
промышленной палаты «Бизнес и устойчивое развитие», принятой в
1991 году. Согласно Хартии, в число корпоративных приоритетов выс-
шего порядка был введен экологический менеджмент, включающий
экологически значимые цели в стратегию бизнеса и обеспечивающий
систематизацию подходов по вопросам, связанным с состоянием окру-
жающей среды.
На этапе становления концепции экологического менеджмента в
первой половине 90-х г.г. ХХ века было сформировано направление, свя-
занное с разработкой международных стандартов серии ISO. В 1991 г.
Международная организация по стандартизации создало Группу страте-
гии по окружающей среде (SAGE), в 1993 г. – Технический комитет-207
по экологическому менеджменту, действующий в настоящее время под
эгидой Совета стандартизации Канады. Комитет разрабатывал стандарты
новой серии ISO 14000 в области экологического менеджмента с учетом
процедур международных стандартов по системам менеджмента качест-
ва ISO 9000.
В 1996 г. были опубликованы первые шесть стандартов серии ISO
14000, во второй половине 90-х г.г. разработано еще 14 документов,
включающих стандарты (ISO), технические отчеты (TR), руководства
(Guide), завершивших создание общей методологии системы экологиче-
ского менеджмента. Эти разработки включают унифицированный поня-
тийно-терминологический аппарат и системы оценок экологических ха-
рактеристик, в том числе экологических аспектов, требований к экологи-
ческой маркировке, оценку жизненного цикла. В начале ХХI века разра-
ботано новое поколение стандартов в области экологического менедж-
мента, которые включают руководящие принципы аудита в системе эко-
логического менеджмента, терминологию, требования по применению,
принципам, системам и средствам обеспечения функционирования СЭМ.
Разработанная в Республике Беларусь система национальных стандартов
(СТБ ИСО серии 14000) положила начало внедрению с 2000 года проце-
дур экологического менеджмента на предприятиях страны.
24
Г Л А В А 2.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ,
ПРОГРАММ, СТРАТЕГИЙ. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА
2.1.
Этапы формирования международной
системы экологической оценки
Этап становления экологической оценки. Впервые законодатель-
но оформленная экологическая оценка была введена в США в 1969 г.
федеральным законом о Национальной политике в области окружающей
среды (NEPA). Закон требовал от федеральных ведомств крупные реше-
ния намечаемой хозяйственной деятельности предварять составлением
Environmental Impact Statement (EIS), что в русскоязычной литературе
переводится как «Заявление (декларация) об оценке воздействия на ок-
ружающую среду (ЗВОС)». Документация ЗВОС должна быть открыта
для всех заинтересованных сторон, включая общественность и различ-
ные организации, а выводы учитываться ведомствами в их собственной
процедуре принятия решений. Информационная доступность и откры-
тость ЗВОС дала возможность общественности активно контролировать
процесс экологической оценки, прежде всего через судебные органы.
На основании практики применения NEPA в 1973 году была приня-
та специальная инструкция, а в 1978 году «Положение о NEPA Совета
по качеству окружающей среды (СКОС)». Положение заложило основы
современной процедуры экологической оценки, в частности требования
к составлению ЗВОС включали всесторонние исследования и описание
ожидаемых экологических последствий планируемой деятельности;
сравнение экологических последствий для альтернативных вариантов
предлагаемой деятельности; краткость и доступность изложения мате-
риала в ЗВОС, открытость ЗВОС для высказывания мнений и возраже-
ний общественности и других заинтересованных сторон. В первой поло-
вине 70-х годов процедуры, подобные NEPA, были введены в Канаде,
Австралии, Новой Зеландии, в экспериментальном порядке в ряде евро-
пейских стран (табл. 2). Методология экологической оценки этого этапа
и опыт проведения первых экологических оценок, обобщенный СКОС, в
русскоязычном варианте изложены в монографии «Вторжение в природ-
ную среду. Оценка воздействия».
Методологической посылкой развития экологической оценки яви-
лось стремление использовать систематический междисциплинарный
25
подход, при котором обеспечивается интеграция естественных и общест-
венных наук при проектировании среды обитания, планировании и при-
нятии решений.
Таблица 2
Первый опыт внедрения экологической оценки на национальном уровне
(по О. М. Черпу, В. Н. Виниченко и др., 2000)
Страна
Год
Название закона
США
1969
Закон о национальной политике в области окру-
жающей среды
Канада
1973
Решение правительства о введении Федерального
процесса экологической оценки
Австралия
1974
Закон Содружества об охране окружающей среды
Новая Зеландия
1974
Приказ министерства о введении процедур по за-
щите и улучшению окружающей среды
Франция
1976
Закон об охране окружающей среды
Великобритания
1973
Начало разработки первых процедур экологиче-
ской оценки в Шотландии
Нидерланды
1979
Проводятся пробные экологические оценки
С развитием процедуры экологической оценки усложнялся ее поня-
тийный аппарат. Было введено понятие Environmental Impact Assessment
(EIA), которое используется как для оценки всех направлений хозяйст-
венной деятельности, так и только по отношению к проектам конкрет-
ных хозяйственных объектов, а оценка планов и программ территори-
ального и отраслевого развития обозначается как Strategic Environmental
Assessment (SEA). Распространение получило понятие Environmental As-
sessment (EA), переводящееся как экологическая оценка и включающая в
себя оценку конкретных проектов (EIA) и стратегическую оценку (SEA).
В русскоязычной литературе, в том числе и при переводе международ-
ных правовых документов, понятие Environmental Impact Assessment
(EIA) переводится как оценка воздействия на окружающую среду
(ОВОС).
Этап расширения и совершенствования системы экологической
оценки. Успешный опыт применения экологической оценки послужил
основанием для ее дальнейшего совершенствования и активного внедре-
ния не только в законодательство отдельных стран, но и на уровне меж-
государственного взаимодействия. В 1980 г. была принята резолюция
Генеральной Ассамблеи ООН «О международном сотрудничестве в об-
ласти оценки воздействия на окружающую среду при затрагивании ин-
тересов других государств», которая положила начало процессу унифи-
кации процедур экологической оценки. Усовершенствованная на этом