ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2019

Просмотров: 4341

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

16 

ответствии с применимой национальной процедурой. В законодательстве 
Республики Беларусь это понятие более конкретизировано: 

Планируемая  хозяйственная  и  иная  деятельность  –  деятель-

ность  по  строительству,  реконструкции  объектов,  их  эксплуатация, 
другая деятельность, которая связана с использованием природных ре-
сурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду  

Процедура экологической экспертизы по отношению к ее объектам 

выстраивается на ряде принципов, как правило, четко оговоренных в на-
циональных законодательствах стран, при этом  к основным из них сле-
дует отнести: 

 

Превентивность, означающую, что экологическая экспертиза долж-

на  проводиться  до  принятия  решений  и  утверждения  проектной  доку-
ментации хозяйственной деятельности. 

 

Презумпцию  потенциальной  экологической  опасности,  определяю-

щую необходимость доказать экологическую безопасность планируемой 
деятельности. 

 

Альтернативность, обязывающую выполнять анализ различных ва-

риантов достижения цели и задач планируемой деятельности. 

 

Комплексность в учете воздействий на окружающую среду, а также 

прямых, косвенных, синергетических последствий. 

 

Научная  обоснованность  и  объективность,  учитывающие  как  дос-

товерность  и  полноту  информации,  содержащейся  в  документации, 
представляемой  на  экологическую  экспертизу,  так  и  законность  и  бес-
пристрастность экспертной деятельности. 

 

Демократичность процедуры, выстраиваемой на основе гласности и 

учета общественного мнения. 

Одним  из  ключевых  моментов  и  наиболее  прогрессивной  формой 

управления  экологически  ориентированной  деятельностью  уже  функ-
ционирующих хозяйственных объектов является система экологического 
менеджмента,  а  также  экологический  аудит  с  независимой  оценкой  со-
блюдения предприятием нормативно-правовых требований в области ох-
раны окружающей среды.  

Формирование  концепции  экологического  менеджмента  основыва-

лось  на теоретических положениях и методологии научного менеджмен-
та, а также учитывало идеи устойчивого развития, сложившуюся практи-
ку и результаты научных исследований  в области природоохранной дея-
тельности и рационального природопользования. Ключевым моментом в 
современной методологии  экологического менеджмента является поня-
тие системы экологического менеджмента (СЭМ), которая определяется 
как  подход к учету  приоритетов охраны окружающей среды при плани-


background image

 

17 

ровании и осуществлении деятельности организации и неотъемлемая со-
ставная  часть  современной  системы  управления.  В  Международном 
стандарте ISO 14001:2004 дается следующее определение СЭМ: 

Система  экологического  менеджмента  –  часть  общей  системы 

менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения ее 
экологической политики и управления ее экологическими аспектами. 

Универсальная  модель  системы  экологического  менеджмента  по-

строена  на  принципе  постоянного  улучшения  и  включает      цикл  выпол-
няемых  видов действий (цикл Деминга или PDCA),  построенных на по-
следовательном применении таких универсальных  функций управления 
как планирование, организация, контроль и ряда других. 

Ключевым моментом  в системе экологического менеджмента явля-

ется    то,  что  она  применяется  в  целях  оказания  помощи  организации  в 
разработке и внедрении ее  экологической политики и целей, в том числе 
и на основе законодательных требований,  по отношению к  тем экологи-
ческим  аспектам,  которые  определены  самой  организацией  как  контро-
лируемые и управляемые.  

Экологическая  политика  включает  общие  намерения  и  направле-

ния организации, относящиеся к ее экологической результативности, в 
официальном изложении высшего руководства.  

Вся система планирования СЭМ построена на результатах  выявле-

ния  экологических  аспектов,  оценки  их  значимости  и  идентификации 
видов деятельности, создающих экологические аспекты. 

Экологический  аспект  –  это  элемент  деятельности  организации, 

или  ее  продукции,  или  ее  услуг,  который  может  взаимодействовать  с 
окружающей средой. 

Неотъемлемым  элементом  экологического  менеджмента  является 

обязательная процедура внутреннего экологического аудита, а также при 
необходимости  внешнего  аудита  (связанного  с  экологической  сертифи-
кацией),  которые  выполняют  контролирующую  и  организационно-
управленческую  функции,  направленные  на  реализацию  принципа  по-
стоянного улучшения. В стандарте ISO 14001:2004 внутренний экологи-
ческий аудит СЭМ определяется как: 

Внутренний  аудит  СЭМ  –  это  систематический,  независимый  и 

документированный  процесс  получения  свидетельств  аудита  и  их  объ-
ективного оценивания с целью установления степени выполнения крите-
риев аудита системы экологического менеджмента, установленных ор-
ганизацией. 

Отличительной особенностью экологического менеджмента являет-

ся  представление  организации  (предприятия)  как  сложной  социально-


background image

 

18 

технической  системы,  обладающей  свойствами  целостности,  целена-
правленности, структурированности и упорядоченности, организованно-
сти, эффективности и рядом других. 

На  современном  этапе  развития  экологического  менеджмент  акту-

альным  является  применение  его  процедур  по  отношению  к  объектам 
самого различного территориального ранга и функционального назначе-
ния. В «широкой» трактовке  экологический менеджмент рассматривает-
ся  как  система  отношений  и  одновременно  совокупность  методов, 
управляющих решением многообразных природно-ресурсных и экологи-
ческих  проблем,    возникающих  на  различных  уровнях  экономической 
иерархии  от  предприятия  и  муниципалитета  до  общенациональной  и 
глобальной экономики 

(О. И. Родькин, Ч. А. Романовский и др., 2008).

  

Методология всех рассматриваемых процедур – экологической экс-

пертизы, экологического менеджмента и аудита,  основана на интеграции 
системного и других научных подходов, которые реализуются  на прак-
тике  через  функции  управления,  включающие    определенным  образом 
сложившуюся  систему  применяемых  методов,  технологий,  аналитиче-
ских  инструментов.  Системный  подход  является  универсальным  науч-
ным  инструментом  изучения  и  преобразования  окружающей  действи-
тельности на основе моделирования сложных объектов и процессов в ви-
де взаимодействующих элементов, подсистем и систем, выявления зако-
номерностей их развития, определения целей и факторов, влияющих на 
эффективность. 

Для эффективного решения разнообразных природоохранных задач 

методология  и  практика  экологической  экспертизы,  экологического  ме-
неджмента  и  аудита  должна  опираться  и  на  возможности  геоэкологиче-
ского
 научного подхода, который позволяет внедрять научно обоснован-
ные  принципы  рационального  природопользования,  направленные  на 
создание благоприятной среды для жизнедеятельности человека с учетом 
разумных экологических ограничений.  

Геоэкологическая  направленность  при  проведении  эколого-

экспертной  деятельности  выражена  в  комплексном  подходе,  который 
учитывает закономерности взаимосвязи компонентов и взаимосвязи ме-
жду природными и социально-экономическими факторами. В настоящее 
время геоэкологический подход наибольшее применение нашел в облас-
ти  экологической  экспертизы.  Как  подчеркивал  Н.  Ф.  Реймерс 

(Н. Ф. Реймерс, 

1990),

  общие  правила  научной  эколого-социально-

экономической  экспертизы  проектов  сводятся  к  учету  принципов  опти-
мальности,  достаточности,  размерности  природно-ресурсного потенциа-
ла, правил интегрального ресурса и взаимодействия экологических ком-


background image

 

19 

понентов, законов природных и социальных ограничений, общеэкономи-
ческих законов общественного развития (табл. 1). 

Таблица 1 

Общенаучные, системные и психологические принципы экспертизы  

(по Н. Ф. Реймерсу, 1990) 

Группа 

законов 

Содержание 

 

 

 

О

пт

има

льн

ос

ти

 

§  Правило интегрального ресурса 

 ущерб, наносимый ресур-

су одним из видов деятельности, наносит ущерб и другим ви-
дам, совместно его эксплуатирующим 
§  Меры экологически безопасного преобразования экосистем 

 существуют пределы самоорганизации и саморегулирования 

природных систем  
§  Необходимого разнообразия элементов в природно-
антропогенных системах и правило их оптимального размера 
– наиболее эффективно система функционирует только в не-
которых пространственно-временных пределах 

 

 

О

гр

ани

чи

ва

ю

щ

их

 фа

кт

оров

 

§  Правило необходимого соответствия развития производи-
тельных сил природно-ресурсному потенциалу территории 
§  Правило взаимодействия природных компонентов – изме-
нение одного компонента в ПТК приводит к изменению ос-
тальных 
§  Закон сукцессионного замедления развития насыщающихся 
природных систем и старения любого технического устрой-
ства 
§  Правило цепных реакций и обратной связи взаимодействия 
компонентов 
§  Принцип разумной достаточности – размер и количество 
объектов хозяйствования должно быть не больше способности 
природной системы обеспечить свою сохранность и маневра в 
случае изменения условий 

И

нф

ор

ма

цио

н-

ных

 и

 п

си

хол

о-

ги

чес

ких

 огр

а-

ни

че

ний

 

§  Принцип удаленности события – событие, которое произой-
дет в отдаленном будущем, кажется менее значительным, чем 
происходящее в настоящее время 
§  Принцип существования регулярных ошибок моделирова-
ния 
§  Учет неполноты информации о состоянии природного ком-
плекса и последствиях антропогенного воздействия 

 

Это определяет широкий круг задач, которые могут быть решены в 

рамках рассматриваемых процедур геоэкологами, в первую очередь это: 

 

анализ вида, структуры, объема, интенсивности антропогенных воз-

действий на природную среду; 


background image

 

20 

 

оценка устойчивости природных комплексов и компонентов к есте-

ственным и антропогенным нагрузкам; 

 

оценка природоохранной ценности и уникальности природных ком-

плексов, подвергающихся воздействию; 

 

определения  ландшафтных  и  покомпонентных  границ  воздействий, 

эффекта близости и пограничного влияния природных и хозяйственных 
объектов; 

 

участие  в  выработке  предложений  по  рациональной  территориаль-

ной организации объектов, определение их геоэкологического состояния. 

1.2. 

Правовое обеспечение экологической экспертизы,  

менеджмента и аудита 

Системы  экологической  экспертизы  и  экологической  оценки  сего-

дня используются во многих странах и международных организациях как 
важный инструмент экологической политики.  В настоящее время мето-
дология  экологической  экспертизы  закреплена  в  ряде  международных 
соглашений  и  национальных  правовых  актах,  позволяющих  странам 
осуществлять  в  определенной  мере  скоординированную  политику  в  об-
ласти  предотвращения  негативных  последствий  воздействия  на  окру-
жающую среду.  

Принцип  предупреждения  негативного  воздействия  и  разрешения 

трансграничных  экологических  конфликтов  изложен  в  ряде  междуна-
родных  документов,  среди  которых  следует  назвать  решения  Генераль-
ной Ассамблеи ООН, Стокгольмской конференции по окружающей сре-
де  (1972  г.),  Всемирной  хартии  природы  (1982  г.),  Конвенции  о  транс-
граничном  воздействии  промышленных  аварий  (1992  г.),  Конвенции  по 
охране  и  использованию  трансграничных  водотоков  и  международных 
озер (1992 г.) 

(Правовые  рекомендации…,  2010).

 Важность процедуры эколо-

гической  оценки  была  признана  на  Конференции  Организации  Объеди-
ненных  Наций  по  окружающей  среде  и  развитию    в  Рио-де-Жанейро
  в 
1992 году. Согласно принципу 17 Рио-де-Жанейро экологическая оценка, 
как национальный инструмент, должна предприниматься для тех предла-
гаемых проектов, планов и программ, которые могут оказать существен-
ное неблагоприятное воздействие на окружающую среду, и должны быть 
предметом решения уполномоченных национальных властей.  

Международным  соглашением,  играющим  значимую  роль  и  в  раз-

витии экологической экспертизы в Беларуси, стала Конвенция об оценке 
воздействия  на  окружающую  среду  в  трансграничном  контексте
,  на-
званная Конвенцией Эспо (город Эспоо, Финляндия, где она была откры-