ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.05.2019
Просмотров: 4335
Скачиваний: 11
16
ответствии с применимой национальной процедурой. В законодательстве
Республики Беларусь это понятие более конкретизировано:
Планируемая хозяйственная и иная деятельность – деятель-
ность по строительству, реконструкции объектов, их эксплуатация,
другая деятельность, которая связана с использованием природных ре-
сурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду
Процедура экологической экспертизы по отношению к ее объектам
выстраивается на ряде принципов, как правило, четко оговоренных в на-
циональных законодательствах стран, при этом к основным из них сле-
дует отнести:
•
Превентивность, означающую, что экологическая экспертиза долж-
на проводиться до принятия решений и утверждения проектной доку-
ментации хозяйственной деятельности.
•
Презумпцию потенциальной экологической опасности, определяю-
щую необходимость доказать экологическую безопасность планируемой
деятельности.
•
Альтернативность, обязывающую выполнять анализ различных ва-
риантов достижения цели и задач планируемой деятельности.
•
Комплексность в учете воздействий на окружающую среду, а также
прямых, косвенных, синергетических последствий.
•
Научная обоснованность и объективность, учитывающие как дос-
товерность и полноту информации, содержащейся в документации,
представляемой на экологическую экспертизу, так и законность и бес-
пристрастность экспертной деятельности.
•
Демократичность процедуры, выстраиваемой на основе гласности и
учета общественного мнения.
Одним из ключевых моментов и наиболее прогрессивной формой
управления экологически ориентированной деятельностью уже функ-
ционирующих хозяйственных объектов является система экологического
менеджмента, а также экологический аудит с независимой оценкой со-
блюдения предприятием нормативно-правовых требований в области ох-
раны окружающей среды.
Формирование концепции экологического менеджмента основыва-
лось на теоретических положениях и методологии научного менеджмен-
та, а также учитывало идеи устойчивого развития, сложившуюся практи-
ку и результаты научных исследований в области природоохранной дея-
тельности и рационального природопользования. Ключевым моментом в
современной методологии экологического менеджмента является поня-
тие системы экологического менеджмента (СЭМ), которая определяется
как подход к учету приоритетов охраны окружающей среды при плани-
17
ровании и осуществлении деятельности организации и неотъемлемая со-
ставная часть современной системы управления. В Международном
стандарте ISO 14001:2004 дается следующее определение СЭМ:
Система экологического менеджмента – часть общей системы
менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения ее
экологической политики и управления ее экологическими аспектами.
Универсальная модель системы экологического менеджмента по-
строена на принципе постоянного улучшения и включает цикл выпол-
няемых видов действий (цикл Деминга или PDCA), построенных на по-
следовательном применении таких универсальных функций управления
как планирование, организация, контроль и ряда других.
Ключевым моментом в системе экологического менеджмента явля-
ется то, что она применяется в целях оказания помощи организации в
разработке и внедрении ее экологической политики и целей, в том числе
и на основе законодательных требований, по отношению к тем экологи-
ческим аспектам, которые определены самой организацией как контро-
лируемые и управляемые.
Экологическая политика включает общие намерения и направле-
ния организации, относящиеся к ее экологической результативности, в
официальном изложении высшего руководства.
Вся система планирования СЭМ построена на результатах выявле-
ния экологических аспектов, оценки их значимости и идентификации
видов деятельности, создающих экологические аспекты.
Экологический аспект – это элемент деятельности организации,
или ее продукции, или ее услуг, который может взаимодействовать с
окружающей средой.
Неотъемлемым элементом экологического менеджмента является
обязательная процедура внутреннего экологического аудита, а также при
необходимости внешнего аудита (связанного с экологической сертифи-
кацией), которые выполняют контролирующую и организационно-
управленческую функции, направленные на реализацию принципа по-
стоянного улучшения. В стандарте ISO 14001:2004 внутренний экологи-
ческий аудит СЭМ определяется как:
Внутренний аудит СЭМ – это систематический, независимый и
документированный процесс получения свидетельств аудита и их объ-
ективного оценивания с целью установления степени выполнения крите-
риев аудита системы экологического менеджмента, установленных ор-
ганизацией.
Отличительной особенностью экологического менеджмента являет-
ся представление организации (предприятия) как сложной социально-
18
технической системы, обладающей свойствами целостности, целена-
правленности, структурированности и упорядоченности, организованно-
сти, эффективности и рядом других.
На современном этапе развития экологического менеджмент акту-
альным является применение его процедур по отношению к объектам
самого различного территориального ранга и функционального назначе-
ния. В «широкой» трактовке экологический менеджмент рассматривает-
ся как система отношений и одновременно совокупность методов,
управляющих решением многообразных природно-ресурсных и экологи-
ческих проблем, возникающих на различных уровнях экономической
иерархии от предприятия и муниципалитета до общенациональной и
глобальной экономики
(О. И. Родькин, Ч. А. Романовский и др., 2008).
Методология всех рассматриваемых процедур – экологической экс-
пертизы, экологического менеджмента и аудита, основана на интеграции
системного и других научных подходов, которые реализуются на прак-
тике через функции управления, включающие определенным образом
сложившуюся систему применяемых методов, технологий, аналитиче-
ских инструментов. Системный подход является универсальным науч-
ным инструментом изучения и преобразования окружающей действи-
тельности на основе моделирования сложных объектов и процессов в ви-
де взаимодействующих элементов, подсистем и систем, выявления зако-
номерностей их развития, определения целей и факторов, влияющих на
эффективность.
Для эффективного решения разнообразных природоохранных задач
методология и практика экологической экспертизы, экологического ме-
неджмента и аудита должна опираться и на возможности геоэкологиче-
ского научного подхода, который позволяет внедрять научно обоснован-
ные принципы рационального природопользования, направленные на
создание благоприятной среды для жизнедеятельности человека с учетом
разумных экологических ограничений.
Геоэкологическая направленность при проведении эколого-
экспертной деятельности выражена в комплексном подходе, который
учитывает закономерности взаимосвязи компонентов и взаимосвязи ме-
жду природными и социально-экономическими факторами. В настоящее
время геоэкологический подход наибольшее применение нашел в облас-
ти экологической экспертизы. Как подчеркивал Н. Ф. Реймерс
(Н. Ф. Реймерс,
1990),
общие правила научной эколого-социально-
экономической экспертизы проектов сводятся к учету принципов опти-
мальности, достаточности, размерности природно-ресурсного потенциа-
ла, правил интегрального ресурса и взаимодействия экологических ком-
19
понентов, законов природных и социальных ограничений, общеэкономи-
ческих законов общественного развития (табл. 1).
Таблица 1
Общенаучные, системные и психологические принципы экспертизы
(по Н. Ф. Реймерсу, 1990)
Группа
законов
Содержание
О
пт
има
льн
ос
ти
§ Правило интегрального ресурса
−
ущерб, наносимый ресур-
су одним из видов деятельности, наносит ущерб и другим ви-
дам, совместно его эксплуатирующим
§ Меры экологически безопасного преобразования экосистем
−
существуют пределы самоорганизации и саморегулирования
природных систем
§ Необходимого разнообразия элементов в природно-
антропогенных системах и правило их оптимального размера
– наиболее эффективно система функционирует только в не-
которых пространственно-временных пределах
О
гр
ани
чи
ва
ю
щ
их
фа
кт
оров
§ Правило необходимого соответствия развития производи-
тельных сил природно-ресурсному потенциалу территории
§ Правило взаимодействия природных компонентов – изме-
нение одного компонента в ПТК приводит к изменению ос-
тальных
§ Закон сукцессионного замедления развития насыщающихся
природных систем и старения любого технического устрой-
ства
§ Правило цепных реакций и обратной связи взаимодействия
компонентов
§ Принцип разумной достаточности – размер и количество
объектов хозяйствования должно быть не больше способности
природной системы обеспечить свою сохранность и маневра в
случае изменения условий
И
нф
ор
ма
цио
н-
ных
и
п
си
хол
о-
ги
чес
ких
огр
а-
ни
че
ний
§ Принцип удаленности события – событие, которое произой-
дет в отдаленном будущем, кажется менее значительным, чем
происходящее в настоящее время
§ Принцип существования регулярных ошибок моделирова-
ния
§ Учет неполноты информации о состоянии природного ком-
плекса и последствиях антропогенного воздействия
Это определяет широкий круг задач, которые могут быть решены в
рамках рассматриваемых процедур геоэкологами, в первую очередь это:
•
анализ вида, структуры, объема, интенсивности антропогенных воз-
действий на природную среду;
20
•
оценка устойчивости природных комплексов и компонентов к есте-
ственным и антропогенным нагрузкам;
•
оценка природоохранной ценности и уникальности природных ком-
плексов, подвергающихся воздействию;
•
определения ландшафтных и покомпонентных границ воздействий,
эффекта близости и пограничного влияния природных и хозяйственных
объектов;
•
участие в выработке предложений по рациональной территориаль-
ной организации объектов, определение их геоэкологического состояния.
1.2.
Правовое обеспечение экологической экспертизы,
менеджмента и аудита
Системы экологической экспертизы и экологической оценки сего-
дня используются во многих странах и международных организациях как
важный инструмент экологической политики. В настоящее время мето-
дология экологической экспертизы закреплена в ряде международных
соглашений и национальных правовых актах, позволяющих странам
осуществлять в определенной мере скоординированную политику в об-
ласти предотвращения негативных последствий воздействия на окру-
жающую среду.
Принцип предупреждения негативного воздействия и разрешения
трансграничных экологических конфликтов изложен в ряде междуна-
родных документов, среди которых следует назвать решения Генераль-
ной Ассамблеи ООН, Стокгольмской конференции по окружающей сре-
де (1972 г.), Всемирной хартии природы (1982 г.), Конвенции о транс-
граничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенции по
охране и использованию трансграничных водотоков и международных
озер (1992 г.)
(Правовые рекомендации…, 2010).
Важность процедуры эколо-
гической оценки была признана на Конференции Организации Объеди-
ненных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в
1992 году. Согласно принципу 17 Рио-де-Жанейро экологическая оценка,
как национальный инструмент, должна предприниматься для тех предла-
гаемых проектов, планов и программ, которые могут оказать существен-
ное неблагоприятное воздействие на окружающую среду, и должны быть
предметом решения уполномоченных национальных властей.
Международным соглашением, играющим значимую роль и в раз-
витии экологической экспертизы в Беларуси, стала Конвенция об оценке
воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, на-
званная Конвенцией Эспо (город Эспоо, Финляндия, где она была откры-