Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 476
Скачиваний: 2
Из сравнительной таблицы 1 можно сделать вывод, что если требуется более быстрое внедрение КСУП, то компании рекомендуется нанять профессионалов и экспертов с опытом, используя стратегию 1 или 2. Если же не хватает финансирования на заказ у внешней компании, и нет ограничения по срокам, то рекомендуется привлечь только руководителя проекта, пользуясь стратегией 3, или выполнить работу по внедрению полностью своими силами, согласно стратегии 4.
Итак, корпоративная система управления проектами (КСУП) - набор инструментов, методов, методологий, ресурсов и процедур, используемых для управления проектом.
Можно сказать, что КСУП – это организационный механизм, обеспечивающий принятие эффективных решений в рамках проектной деятельности организации.
КСУП обеспечивает взаимодействие субъектов управления и объектов управления посредством процессов управления в соответствии с ролями и организационной структурой, определенными в регламентной базе КСУП.
Субъекты управления в КСУП – активные участники проекта, взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений, объект управления КСУП – проект, его элементы и характеристики.
Процессы управления проектом рассматриваются в двух аспектах: по функциям управления проектом и по фазам жизненного цикла проекта.
Функции (объекты) управления проектом включают управление содержанием и объемами работ, временем, стоимостью, качеством, закупками и поставками, человеческими ресурсами, рисками, интеграционное управление, управление информацией и коммуникациями.
Процессы управления проектом рассматриваются в двух аспектах: по функциям управления проектом и по фазам жизненного цикла проекта (концепция, разработка, освоение, реализация, завершение).
Таким образом, КСУП основывается на одной из базовых методологий управления проектами и включает в себя следующие элементы:
• собственная методология, учитывающая специфику организации;
• бизнес-процессы;
• регламентную базу;
• организационную структуру и роли;
• ИТ-составляющую (программное обеспечение).
Глава 2. Анализ практики внедрения программного обеспечения управления проектами в российских компаниях
2.1. Опыт внедрения программ в компаниях ПАО «ГМК «Норильский никель» и ООО «Газпром Трансгаз Томск»
В России реализация инновационных проектов связана с высоким уровнем рисков, прежде всего, из-за отсутствия в России собственного стандарта управления инновационными проектами, несмотря на то, что в компаниях сейчас «модно» внедрять инновационное развитие. Несмотря на поддержку со стороны государства, зачастую в фирмах инновационное развитие не использует весь потенциал данного направления, управление неэффективно, проекты не окупаются [11]. Также звучит утверждение, что внедрение КСУП в компании возможно, только если компания уже проектно-ориентирована, то есть, проектная деятельность уже существовала в том или ином виде. Таким образом, на 2016 год внедрение системы управления проектами был возможно только в 12% российских компаний.
Механизмы, которые повышают эффективность таких проектов следующие:
- Непрерывное инновационное развитие
- Внешняя внутренняя интеграция производства
- Консолидация и рост инновационных проектов [9].
Основное внимание следует уделить последовательным этапам внедрения КСУП в дочерней компании Газпрома. Полная система управления проектами базируется на 4-х основных элементах: инфраструктура управления проектами, информационная система управления проектами, комплекс стандартов, регламентирующих проектный процесс, кадровый потенциал.
Также можно выделить 10 этапов внедрения управления проектами в ООО «Газпром Трансгаз Томск»:
- Анализ текущего состояния системы управления проектами
- Разработка и утверждение будущей модели КСУП
- Согласование плана процесса внедрения КСУП
- Подготовка и обучение кадров
- Изучение опыта внедрения КСУП ПАО «Газпром» и дочерних предприятий
- Создание внутреннего стандарта СТО ГТТ по управлению проектами
- Создание проектной инфраструктуры (проектный комитет, проектный офис)
- Внедрение информационной системы управления проектами MS Project
- Тестирование внедренной системы на пилотных проектах
- Доработка и корректировка ведренных инструментов по результатам пилота (по необходимости).
В качестве критериев эффективности рассмотрим бюджет, который после внедрения КСУП сократился на 32% от плановых показателей, но деятельность продолжила приносить положительные денежные потоки [4]. Также внедрение КСУП отразилось на верхнем стратегическом уровне: рост инвестиционной привлекательности, готовность к изменениям, конкурентоспособность, повышение капитализации, снижение трудозатрат и увеличение стоимости бренда.
На основе анализа ситуации в компании после внедрения КСУП сделаем вывод, что разработанная система управления положительно влияет на общее состояние компании.
Основным отличием проектного процесса IT проектов и проектов в компании сотовой связи заключается в невозможности тестировать функционал на разных стадиях. Поставщик готовит программу для нового продукта полностью, и только потом заказчик сможет провести полное тестирование. Это обусловлено сложностью внедрения функционала в биллинговую систему компании, на это тратится значительное количество ресурсов и несколько раз переустанавливать ПО в биллинг является неэффективным. Однако, в последствии обнаружение ошибки в функционале вынуждает обращаться за доработками к поставщику: в данном случае эффективное управление проектом проявляется в оперативности передачи ошибки поставщику и контроль процесса исправления.
2.2. Анализ проектного процесса в компании сотовой связи ООО «МТС»
Компания «МТС», проектные процессы которой мы будем анализировать, является федеральным оператором сотовой связи, чем обусловлено ее макрорегиональное строение: 9 макрорегионов, которые подчиняются непосредственно Центральной функции:
- Москва
- Центр
- Северо-Запад
- Черноземье
- Волга
- Юг
- Урал
- Сибирь
- Байкал и Дальний Восток.
В свою очередь каждому макрорегиональному представительству подчиняется несколько регионов. В общей сложности компания ведет деятельность в 65 регионах РФ.
Основным источником выручки для компании являются продуктовые проекты. Необходимо дать определение понятию «продукт» в рамках компании сотовой связи.
Продукт – это тарифы и услуги, направленные на удовлетворение потребностей абонента в связи (голосовая, передача данных, SMS). Таким образом, основными коммерческими проектами являются продуктовые проекты, которые запускаются сотрудниками Продуктовой функции.
Также следует привести состав компании с точки зрения рода деятельности отдельных внешних единиц, без которых функционирование компании как оператора с полным спектром услуг было бы невозможно (рис. 1).
Управляющие офисы
Внутренние
Внешние
Рис. 1. Внешние и внутренние единицы взаимодействия
Внутренние единицы. Центральный биллинг – это технический центр, ответственный за сбор информации об использовании услуг сотовой связи, тарификации абонентов, выставлении им счетов, обработку платежей. По сути это прикладное программное обеспечение для поддержки бизнес-процессов.
Однако биллинг очень сложно настраивать на гибкую тарификацию интернет-трафика (например, обнулять тарификацию социальных сетей или отдельных приложений в рамках тарифов или специальных предложений), поэтому существуют различные платформы, которые позволяют проводить трафик более гибко, но обработка платежей продолжает проходить через биллинг.
Коммутация – техническая служба, отвечающая за транзитные узлы, маршрутизирующие вызовы абонентов. Другими словами, коммутаторы направляют звонок именно туда, куда запросил абонент.
Контактный (звонковый) центр – обслуживающая функция, целью которой является вести прямую коммуникацию с абонентами, отвечать на вопросы и помогать решать проблемы, связанные со связью.
Внешние единицы. Вендоры – это поставщики самих технических устройств. В случае нашей компании ими являются Nokia, Ericsson, Huawei.
Основной поставщик функционала – это компания, разрабатывающая программное обеспечение непосредственно для запуска новых тарифов и услуг. После так называемой «отгрузки» функционала, его необходимо установить на центральный биллинг или на одну из платформ гибкой тарификации.
Партнеры-поставщики контента. Помимо обычных тарифов и услуг, касающихся непосредственно связи с другими абонентами, компания предлагает абонентам развлекательный сектор: музыка, телевидение, игры и тому подобное. Однако самостоятельно компания не производит контент, а покупает его у внешних партнеров, действуя по схеме revenue sharing.
Описание структуры продуктовой функции. Для лучшего понимания проектного процесса, помимо общей организационной структуры нужно рассказать непосредственно о структуре Продуктовой функции – основного генератора выручки (Приложение 1).
Каждое направление реализует проекты по своему профилю, кроме службы имплементации. Служба имплементации – это полутехническое подразделение, передающее на исполнение заявки от центрального продукта на настройку в биллинг, в зависимости от нужд продукта, для запуска новых продуктов, корректировки и увода в архив старых.
Отметим, что одной из спецификаций работы в телеком-компании является невозможность единовременного удаления устаревших продуктов, например, тарифов. В таком случае абонент остался бы без связи. Поэтому тарифы и услуги последовательно переводят в раздел архивных (они существуют по своим правилам, но подключиться к ним уже нельзя), а затем абонентов постепенно переводят на скорректированные новые тарифы (либо автоматически, либо абоненты сами переходят на более выгодные условия внутри оператора).
Таким образом, прежде чем попасть в биллинг к исполнителям, заявка проходит через службу имплементации.
Помимо остальных сопутствующих функций, в компании существует Технический Проектный офис. Причем он существовал еще до начала внедрения корпоративной системы управления проектами в фирме. Возникает логичный вопрос: в компании был один из основных инструментов системы управления проектами, почему тогда утверждается, что в компании не была внедрена КСУП?
Исследуемая компания сотовой связи оставалась проектно-ориентированной. Однако Технический проектный офис выполнял контролирующую функцию только при взаимодействии продуктового департамента и технического, выполняя функцию «переводчика», переводя запросы Продукта на технический язык и наоборот. Весь процесс запуска продукта оставался без контроля.
Классификация проектов в компании
До внедрения КСУП в компании установилось понятие, что 1 проект, зачастую, это 1 продукт, будь то тариф, услуга или сервис. Мы продолжим использовать такое допущение, и проведем классификацию проектов в компании.
Классификация продуктовых проектов по эффекту
- Проекты с денежным эффектом. Проекты, которые приносят компании непосредственную выручку компании
- Проекты экономии. Проекты, обеспечивающие снижение OPEX
- Проекты, направленные на сокращение плохой дебиторской задолженности
- Проекты, направленные на увеличение притока абонентской базы
- Проекты лояльности.
Классификация проектов по значимости
Проекты по притоку абонентской базы и проекты лояльности не поддаются классификации в денежном эквиваленте, соответственно, по данному признаку мы разделим только первые три типа проектов:
- Проекты с денежным эффектом:
- Крупные (более 100 000 000 рублей выручки за 12 месяцев)
- Средние (от 30 000 000 до 100 000 000 рублей выручки за 12 месяцев)
- Небольшие (менее 30 000 000 рублей за 12 месяцев)
- Проекты экономии:
- Крупные (экономия OPEX более 50 000 000 рублей за 12 месяцев)
- Средние (экономия OPEX от 10 000 000 до 50 000 000 рублей за 12 месяцев)
- Небольшие (экономия OPEX менее 10 000 000 рублей за 12 месяцев)
Классификация по партнерам.
- Проекты с основным поставщиком функционала по постоянному контракту
- Проекты с прочими поставщиками функционала по разовому контракту
- Проекты с партнерами-поставщиками контента по разовому контракту
- Проекты с партнерами-поставщиками контента по упрощенному контракту CPA (cost per action)