Файл: Бизнес-МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ (Классификация разновидностей бизнес-моделей (по способу взаимодействия субъектов) ).pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
Введение
Данное исследование я провожу с целью показать необходимость использования бизнес-моделей в своём деле и при необходимости изменять их.
Для начала разберёмся в том, что же такое бизнес-моделирование, а что - предпринимательство. Данное словосочетание состоит из 2 слов: бизнес и моделирование. Бизнес - вид организационной деятельности, нацеленный, в первую очередь, на получение дохода от заключённой сделки/сделок. А моделирование - процесс построения моделей. Следовательно, бизнес-моделирование - процесс построения(использования) особых(известных) моделей для эффективного функционирования бизнеса.
В таком случае, что же такое бизнес-модель? Существует несколько определений. Бизнес-модель – это компактное представление бизнеса в виде схемы, необходимое для оценки ключевых факторов успеха компании (высокий уровень лояльности клиентов, инновационность продукта на рынке большой процент конверсии за счёт успешно выбранных каналов привлечения), а также для анализа деятельности всей системы взаимосвязанных бизнес-процессов. Кроме того, бизнес-модель – этап стратегического планирования развития компании. И, наконец, бизнес-модель – упрощённый способ решения определённой проблемы внутри организации.
Остаётся ещё один термин - предпринимательство. Что же это такое и чем он отличается от бизнеса? По моему мнению, предпринимательство — это русская дефиниция английского слова "business", обозначающая любые действия человека(предпринимателя), направленные на получение дохода.
Основными проблемами, вследствие которых появляется необходимость в создании или внедрении существующих бизнес-моделей, следует отметить излишнюю сосредоточенность предпринимателя на решении оперативных вопросов, отсутствие либо нехватка структурированной системы монетизации, а также отсутствие координации между подразделениями компании.
Также для наглядности и в теоретической, и в практической частях будут приведены примеры различных бизнес-моделей. Это поможет понять, в какой сфере, в какой период применить ту или иную модель.
Информацию для изучения данного вопроса я собирал и структурировал из книг по бизнесу, различных статей из интернета, практического опыта предпринимателей, у которых я брал интервью для этого.
Поскольку любой бизнес – это система, то в своей работе я использовал аналогии с животным миром. От общих примеров известных компаний я делал выводы по частным соответственно. Классификацию я применил на примере разновидностей бизнес-моделей, чтобы упростить понимание данной темы. Обобщение мне пригодилось в практической части при разборе иркутских компаний и ИП. Такой метод исследования, как формализация поможет понять воронку продаж и её применение на практике в бизнесе. Это всё из теории.
Когда я общался лично с каждым бизнесменом, я, естественно, обратился к практическому методу – интервью, который лучше всего подходит к моему исследованию. Сравнение и измерение позволили обратиться к конкретным цифрам по оборотам компаний.
Теоретические аспекты бизнес-моделей
Разновидность бизнес-модели |
Описание |
Пример использования |
B2B (от бизнеса к бизнесу) |
Одна компания(поставщик/производитель) поставляет товары и услуги другой компании. |
Юридическая контора оказывает свои услуги компании-заказчику |
Франчайзинг |
Приобретение покупателем франшизы(франчайзи) права использовать бизнес-модель владельца этой франшизы |
Покупка франшизы компании «Top gun»: 2 млн.руб. |
Прямые продажи |
Непосредственная сделка между продавцом и покупателем |
Городские продуктовые рынки, международная косметическая компания Avon |
B2C (бизнес для покупателя) |
Компании продают товары или услуги конечному потребителю |
интернет-магазин «IKEA» |
С2С (буквально от потребителя к потребителю |
Разновидность электронной торговли между двумя физическими лицами (покупателем и продавцом) |
Интернет-платформы «Avito», «Юла» и «Дром» |
B2G и G2B |
Коммерческие коммуникации между компанией и государством и наоборот. |
Госзакупки |
1.1 Классификация разновидностей бизнес-моделей (по способу взаимодействия субъектов)[1]
Чтобы лучше понять, какие существуют бизнес-модели по способу взаимодействия потребителя, продавца, организации и правительства, следует обратиться к таблице номер 1.
Таблица номер 1
1.2 Классификация бизнес-моделей (по способу монетизации)
Существует множество различных классификаций бизнес-моделей. Таблица номер 1 является ярким примером.
Кроме того, бизнес-модели можно классифицировать по российским и зарубежным компаниям, то есть в данном случае бизнес-модель именована по названию компании. К ним можно отнести лидера продаж среди интернет-магазинов Amazon, американский сервис коллективных скидок Groupon, и самую известная краудфандинговая (в переводе с англ. Crowdfunding – народное финансирование) платформа в мире Kickstarter. Эти компании стали узнаваемыми по всему миру благодаря собственным успешно реализованным бизнес-моделям.
Данные бизнес-модели стали настолько известны и успешны, что, спустя некоторое время в России появились их аналоги: это компании Ozone, Biglion и Boomstarter.
Бизнес-модели в онлайн и оффлайн.
Более детально следует отметить классификацию, которая весьма актуальна для предпринимателей. Она описывает способ монетизации через конкретную бизнес-модель. Данная классификация описана в таблице номер 2. В ней представлены наиболее известные и используемые бизнес-модели на сегодня.
NN |
Название модели |
Описание |
Примеры |
1 |
2 |
3 |
4 |
Рекламная |
Подразумевает показ рекламы на сайте или в приложении в разных формах: текстовая, контекстная, видео- и аудиореклама |
Выделение объявлений среди других на Авито, таргетированная реклама Вконтакте, отказ от рекламы большенств приложений в Appstore |
|
Контентно-сервисная |
В данной модели подписчики вносят абонентскую плату за использование контента или сервиса |
Покупка доп.памяти в I-cloud, просмотр фильмов на Ivi.ru, покупка онлайн-журналов на iOS в приложении Forbes |
|
Лицензирование |
Бизнес-модель продажи и использования ПО, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение, программу и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчику доступ к программному обеспечению |
Покупка лицензионного ключа Microsoft Office, покупка новой версии Adobe Photoshop, покупка ряда сервисов на сайте Бизнес Молодости |
Таблица номер 2
Таблица номер 2(продолжение)
Название модели |
Описание |
Примеры |
Партнёрская программа |
Чаще всего в партнерской модели используются ссылки (они встраиваются в контент), а не визуальные рекламные объявления, которые легко идентифицируются. |
Если вы запустите сайт, посвященный обзору книг, вы сможете вставлять партнерские ссылки на Ozon или другие книжные интернет-магазины в свои обзоры. Если посетитель, перейдя по ссылке, купить книгу, партнер заплатит вам небольшую комиссию за продажу. |
Краудфандинг |
это частный случай фандрайзинга (общественного финансирования). Его ключевым отличием от фандрайзинга, является то, что в краудфандинге спонсор получает что-то в ответ на свои вложения – какую-либо награду. |
Американская краудфандинговая платформа Kickstarter, её российский аналог Boomstarter, Planeta.ru. |
Геймификация |
Геймификация — это использование игровых подходов для неигровых процессов, что позволяет повысить вовлечённость участников в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг, усилить лояльность клиентов. |
Испытания и достижения по скорости и дистанции в iOS-приложении “Run keeper, соответствующее приложение с начислением баллов за покупку блюд в сети кафе «Му-му». |
Комиссионная |
Посреднические бизнесы связывают покупателей и продавцов, тем самым упрощая сделку. Они взимают плату за каждую транзакцию либо с покупателем, либо с продавцом, а иногда с обоими |
Услуги нотариальных агентств и юридических контор; агенты по недвижимости, получающие свои комиссионные отчисления за успешную сделку. |
Краудсорсинг |
Контент сайтов, использующих данную бизнес-модель, наполняется исключительно пользователями данных сайтов. |
Крупнейшая Видео контентная платформа «You-Tube», онлайн-энциклопедия «Википедия», фото контентная платформа «Инстаграм». |
Freemium |
Эта бизнес-модель предполагает, что вы бесплатно предоставляете часть своего продукта или услуги и взимаете плату за дополнительные опции. |
Обычная и бизнес-версия Skypе; хранилище I-cloud с разными объёмами памяти(5гб-2тб); Evernote с разными объёмами загружаемых файлов и с разным возможным количеством создаваемых заметок. |
Low-touch |
Благодаря бизнес-модели с невысокой долей обслуживания (либо отсутствие таковой) компании снижают свои цены за счет предоставления меньшего количества услуг. Иначе говоря, бизнес-модель low-touch означает, что клиентам необходимо либо приобретать дополнительные услуги, либо делать что-то самостоятельно, чтобы снизить затраты. |
Одни из лучших примеров такого типа бизнес-модели — бюджетные авиалинии «Победа» и Ryan air; продавцы мебели вроде IKEA. |
Marketplace |
Торговые площадки позволяют продавцам выставлять товары для продажи и предоставлять клиентам простые инструменты для контакта с продавцами. Эта бизнес-модель позволяет получать доход из различных источников, включая сборы с покупателя или продавца за успешную сделку, дополнительные услуги, помогающие рекламировать товары продавца и т.д. Модель может использоваться как для продуктов, так и для услуг. |
Avito; E-bay; Drom. |
Многоуровневый маркетинг (MLM) |
Схематически представляет собой пирамидальную иерархию, где посредником между производителем и клиентом является дистрибьютор. |
Транснациональные компании Amway и Oriflamme; Академия победителей Владимира Довганя, предоставляющая курсы обучения |
1.3 Технология построения бизнес-моделей
Чтобы понять один из способов создания бизнес-моделей, обратимся к шаблону «бизнес-модели Ю.Б.Рубина».
Бизнес-модель известного российского учёного, доктора э.н. и профессора Юрия Борисовича Рубина представляет собой усовершенствованный шаблон другой бизнес-модели, придуманной швейцарским предпринимателем Александром Остервальдером и бельгийским писателем Ивом Пинье.
Данный шаблон представлен в следующих 15 пунктах:
После представления всех составляющих шаблона построения бизнес-модели следует дать краткое описание каждой из них:
- Структура издержек. В данный пункте описываются основные расходы при внедрении соответствующей бизнес-модели. Здесь должна быть также принята во внимание политика издержек.
- Ключевые виды деятельности. Основные направления деятельности в бизнесе, с помощью которых компания планирует достичь намеченных бизнес-результатов, реализовать ценности для общества и рынка и проч.
- Формирование ценностных предложений – способ удовлетворения потребностей и решения проблем. Клиентов. Важно, чтобы впоследствии производимый товар создавал реальную ценность для потребителя. Тогда будет маловероятно, что клиенты пожалеют о приобретённой в такой компании продукции.
- Ключевые ресурсы – те виды ресурсов, которые позволяют наиболее эффективно реализовать ценностные предложения компании.
- Взаимоотношения с клиентами. Определение типа отношений фирмы с потребителями в соответствие с ожиданиями самой фирмы.
- Каналы сбыта – точки соприкосновения с клиентом. Различают информационные, дистрибьютерские и торговые каналы сбыта.
- Потребительские сегменты. Целевая аудитория фирмы. То есть в данном пункте описывается портрет клиента. Здесь важны его возраст, социальное положение, финансовая состоятельность, интересы.
- Потоки поступления доходов. Описывает то, за что клиенты платят компании и, в какой форме они это делают.
- Ключевые обязательства перед государством и обществом. Здесь должно быть описано позиционирование компании перед государством и обществом, в т.ч., необходимо ответить на вопрос, почему данный бизнес является социально ответственным.
- Ключевые партнёры. Один в поле не воин. Любой успешная компания состоит из команды персонала, партнёров, поставщиков (если это компании-ритейлеры). Персонал позволяет увеличить результативность компании на рынке, партнёры – снизить риски владельца, поставщики – обеспечить фирму необходимыми качественными ресурсами.
- Ключевые конкуренты. Здесь формируется список основных конкурентов, а также конкурентных действий и преимуществ в отношении них.
- Инвестиции в дальнейшее расширение и развитие бизнеса. Подразумеваются внутренние и внешние привлекаемые инвестиции. Размер инвестиций, их исходящие и входящие направления, то есть откуда они должны быть привлечены и, на какие направления развития сфокусированы – всё это составляющие данного пункта.
- Репутация бизнеса, фирмы и владельцев бизнеса. Бизнес-процессы, необходимые для формирования и поддержания желаемой репутации компании и её владельцев(а).
- Организационная структура бизнеса. В данном блоке необходимо указать, каналы взаимодействия совладельцев фирмы, работников и других лиц, участвующих в управлении бизнесом.
- Инфраструктура собственного бизнеса и предпринимательский климат. Инфраструктура бизнеса представляет собой совокупность государственных и негосударственных организаций (фонды поддержки предпринимательства, инвестиционные фонды, коворкинг-центры и т.д.), которые на началах партнёрства готовы содействовать развитию компании. А предпринимательский климат отражает отношение общества, госорганов власти к предпринимательству в определённом регионе. Следовательно, в данном разделе для адекватной оценки действительности на рынке бизнеса должны быть указаны способы эффективного взаимодействия кампании с инфраструктурой и должен быть учтён предприн. климат.
В приведённой ранее блок-схеме каждый пункт имеет равноценное значение для любого бизнеса, взаимодополняет один другой и не может существовать один без другого. Например, ключевые виды деятельности – направления деятельности по применению ключевых ресурсов. Ключевые ресурсы необходимы для подключения каналов сбыта к бизнесу. А каналы сбыта – место поступления ценностных предложений к клиентам через торговые, информационные и дистрибьютерские сети.
1.4 Аналогия с муравейником
Любая организация, в нашем случае, коммерческая фирма, похоже на муравейник. Муравьи, как нам известно, коллективно по своей природе, поэтому за счёт совместной работы они строят эти огромные природные сооружения, которые иногда достигают 2 метров высотой. И, что интересно, в каждом муравейнике есть несколько отделов: «хлебный амбар», где муравьи хранят найденные зерна, "коровник", где муравьи содержат добытых тлей, «Царская камера», где живет матка. За ней ухаживают рабочие муравьи и прочие отделы. Вам это ничего не напоминает? Подразделения муравейника и организационная структура компании (отдел продаж, кадровый отдел, отдел управления). Матка у муравьёв и генеральный директор у персонала. Муравейник и фирма. Ключевое различие между ними, возможно то, что вряд ли в природе мы встретим «муравья-люмпена». Абсолютно все муравьи по природе своей - трудоголики.
«Конкурентное преимущество создается за счет отказа от конкуренции. Успех определяется способностью быть другим. А также способностью быть постоянно готовым к изменениям»[2]. Так, где, изменения и уникальность, там и бизнес-модели. Принимая во внимание данную цитату, можно с уверенность сказать, что создание и внедрение компанией собственной, совершенно новой продуманной и проверенной бизнес-модели, принесёт компании успех в продажах.
1.5 Разница между бизнес-моделью и стратегией компании.
Термин «бизнес-модель» появился, когда использование персональных компьютеров и электронных таблиц вышло на массовый рынок. С помощью этих двух инструментов менеджеры того времени строили специальные модели, которые показывали, как разные решения влияют на финансовые показатели в компаниях. Впоследствии такие модели стали называть бизнес-моделями, поскольку их основное назначение было увеличение продаж в организации. Примерами успешного создания и внедрения новой бизнес-модели могут послужить известные дискаунтеры “Kmart” и “Walmart”. Чтобы лучше проследить успешность создания, внедрения, а затем копирования бизнес-модели, необходимо обратится к кратким описаниям данных компаний.