Файл: Оперативно-розыскная деятельность: гласно и негласно (СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
Оперативно-розыскную деятельность не следует смешивать с некоторыми схожими с ней видами правоохранительной деятельности: частной детективной, контрразведывательной и разведывательной.
В соответствии со ст. 2 Закона об ОРД задачами оперативно-розыскной деятельности являются: а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; б) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; в) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Задачи ОРД следует рассматривать как определенные этапы в достижении ее целей, указанных в ст. 1 Закона об ОРД. Здесь сформулирована совокупность задач оперативно-розыскной деятельности, которые в силу своей специфичности отличают ее от других видов правоохранительной деятельности государственных органов.
Перечисленные задачи ОРД носят весьма общий характер и конкретизируются в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность отдельных субъектов ОРД[19].
В тексте статьи законодатель все задачи ОРД делит на три основные группы, каждая из которых достаточно автономна и имеет свои способы решения.
Наибольшую сложность в уяснении и понимании представляет первая группа, которая включает в себя четыре самостоятельные задачи: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. Каждая из этих задач органично включают в себя необходимость выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления.
Выявление преступлений как самостоятельная задача ОРД предполагает установление фактов совершения латентных преступлений, информация о которых в правоохранительные органы по официальным каналам не поступает. По оценкам криминологов размеры латентной преступности в два раза превышают официально зарегистрированную. Весьма существенная доля преступлений остается скрытой по причине необращения потерпевших за помощью в правоохранительные органы.
Другой составляющей латентной преступности являются деяния, причиняющие ущерб не отдельным гражданам, а общественным или государственным интересам. К их числу, прежде всего, относятся незаконный оборот наркотиков, оружия, взрывчатых веществ, многие экономические преступления, отдельные виды мошенничества и некоторые другие. Латентная преступность является одним из условий формирования и длительного существования устойчивых преступных групп, увеличения количества преступников-профессионалов. В связи с этим задача выявления латентных преступлений в процессе ОРД приобретает особую актуальность.
Задача выявления преступлений включает в себя три составных элемента: обнаружение лиц, их совершивших, установление в их действиях признаков состава уголовного наказуемого деяния для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и установление потерпевшей стороны[20].
Задача выявления преступлений решается путем осуществления оперативного поиска – одной из организационно-тактических форм ОРД, в ходе которой проводится инициативный сбор первичной оперативно-розыскной информации о признаках преступной деятельности и причастных к ней лицах.
Предупредить преступление – значит недопустить его совершение. Задача предупреждения преступлений складывается из двух задач более частного уровня: общей профилактики и индивидуальной профилактики. Общая профилактика состоит в выявлении и устранении конкретных причин и условий, способствующих совершению преступлений. Индивидуальная профилактика – в выявлении лиц, замышляющих и подготавливающих противоправные деяния и склонение их к отказу от преступных намерений. Решение задачи предупреждения преступлений следует признать приоритетной по отношению к другим задачам ОРД, поскольку в случае ее решения отпадает необходимость в решении двух других: пресечении и раскрытии.
Система мер по решению задачи предупреждения преступлений выделяется в отдельную организационно-тактическую форму ОРД, получившую название оперативно-розыскной профилактики[21].
Пресечение преступлений означает лишение лица реальной возможности завершить начатое преступление, довести его до конца, не допустить вредных последствий. Решение задачи пресечения преступлений в ОРД, как правило, связано с задержанием лица с поличным в момент приготовления или покушения на противоправное деяние. Пресечению преступлений в большинстве случаев предшествует решение задачи по выявлению лица, его замышляющего или подготавливающего и она реализуется в том случае, если невозможно предупредить заранее планируемое деяние[22].
Под раскрытием преступлений понимается система мер по установлению лиц, совершивших преступления и обеспечение возможности их привлечения к уголовной ответственности путем сбора информации, имеющей доказательственное значение. Необходимость решения такой задачи возникает в случаях совершения неочевидных преступлений, при которых потерпевшей стороне и правоохранительным органам неизвестна личность виновного лица.
Задача раскрытия преступлений носит комплексный характер, поскольку ее решение невозможно без применения уголовно-процессуальных мер. По каждому факту выявленного преступления должно возбуждаться уголовное дело и оперативно-розыскные мероприятия по его раскрытию осуществляются параллельно со следственными действиями.
Система оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений выделяется в самостоятельную организационно-тактическую форму ОРД, получившую название оперативная разработка.
Важное значение для определения эффективности решения данной задачи имеет установление критерия раскрытого преступления. Существующая система статистической регистрации позволяет относить к числу раскрытых оконченные производством уголовные дела, которые направляются прокурору для утверждения обвинительного заключения в отношении виновных лиц.
Таким образом, оперативно-розыскная деятельность есть специфический вид правоохранительной деятельности. Целью оперативно-розыскной деятельности является защита от преступных посягательств трех основных ценностей: жизни, здоровья, прав и свобод личности; собственности, а также обеспечение безопасности общества и государства.
ГЛАВА 2.ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности
В теории оперативно-розыскной деятельности ее принципы определяются как руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и определяющие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД[23].
Как указывают специалисты, если задачи оперативно-розыскной деятельности фактически реализуют ее цель, то принципы определяют то, чем необходимо руководствоваться при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Принцип - это руководящая идея, основное правило поведения, некоторое понятие, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на всю совокупность познаваемых явлений и процессов реальной действительности. Принципы оперативно-розыскной деятельности - это вытекающие из природы правовой системы государства теоретически обоснованные и законодательно закрепленные основные правовые положения, обеспечивающие соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, определяющие построение институтов оперативно-розыскного законодательства и направляющие эту деятельность на достижение целей и задач, поставленных государством перед оперативно-розыскной деятельностью. Принципы являются результатом научного изучения теоретических основ оперативно-розыскной деятельности, ее правового регулирования, анализа практики оперативно-розыскной деятельности. Они отражают политические, экономические, социальные, правовые, организационные, психологические, нравственные аспекты оперативно-розыскной деятельности[24].
Отдельные составляющие приведенного определения нуждаются в уточнении. Так, одно из свойств института принципов ОРД состоит в выраженности в нормах законодательных актов. В связи с этим обращает на себя внимание то, что в действительности ряд принципов основывается и на соответствующих положениях ведомственных нормативных актов. Специалисты приведенного определения, обращаясь к системе принципов, отмечают, что ряд принципов вытекает и из «ведомственных нормативных правовых актов». Очевидно, что отмеченное не вызывает возражений. Таким образом, в определении сущности принципов оперативно-розыскной деятельности целесообразно было бы указанное свойство расширить, связав его не только с законодательными актами, но и с подзаконными (ведомственными) нормативными актами[25].
Учитывая изложенное, принципы оперативно-розыскной деятельности можно определить как руководящие идеи и основополагающие исходные начала, выработанные практикой оперативно-розыскной деятельности и выраженные в законах и подзаконных нормативных актах, определяющих сущность и основное содержание соответствующего вида правоохранительной деятельности, отражающие в себе политические, экономические и социальные закономерности развития общества, направленные на обеспечение цивилизованного решения задач оперативно-розыскной деятельности и борьбы с преступностью в целом[26].
Значение принципов состоит в том, что они отражают нравственные и правовые представления общества о тех «правилах поведения», которые выступают в качестве своеобразного мерила допустимости всех форм деятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности, направленных на решение поставленных перед ними задач. Следует также учитывать, что, как и в любой другой отрасли законодательства, нельзя исключать наличие пробелов или неточностей в правовой базе оперативно-розыскной деятельности. В этом случае правоприменитель, опираясь на принципы, сможет восполнить пробелы и устранить возможность неоднозначного толкования нормативных предписаний.
Итак, принципы оперативно-розыскной деятельности представляют собой первоначальные и главные правила, определяющие реализацию оперативно-розыскной деятельности специальных оперативно-розыскных служб и подразделений уголовно-исполнительной системы. На основе принципов оперативно-розыскной деятельности устанавливаются более конкретные правовые нормы, которые регулируют непосредственное проведение оперативно-розыскной деятельности. В этом состоит значение принципов оперативно-розыскной деятельности, которое проявляется в том, что они определяют правовое регулирование и конкретные действия сотрудников оперативно-розыскных подразделений.
Основные начала (принципы) оперативно-розыскной деятельности определяются в законодательстве и необходимы для определения конкретных правовых норм, регулирующих оперативно-розыскную деятельность.
В ст. 3 Закона об ОРД[27] определены принципы ОРД. Здесь указывается, что оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Первым двум из них законодатель дал определение конституционных, т. е. основанных на конституционных нормах, развивающих и конкретизирующих их.
2.2.Законность как принцип оперативно-розыскной деятельности
Законность является важнейшим принципом правовой системы. Как правило, принципы законности и конституционной законности понимают как общее и частное. Под требованием правомерного поведения от всех субъектов правовой системы понимается принцип законности. К наиболее существенным признакам законности обычно относят: обязательность соблюдения и исполнения законов; осуществление всех властных функций исключительно на основе закона при соблюдении прав и свобод человека и гражданина, гарантированности от необоснованного привлечения граждан к ответственности или незаконного лишения имущества; пресечение и предупреждение любых правонарушений, обеспечение неотвратимости наказания за нарушение законов.
Законность представляет собой категорическое по своему содержанию требование правомерного поведения всех субъектов правовой и политической систем, основанное на соблюдении правовых норм, прежде всего Конституции РФ[28]. Данный принцип является производным от сущности правового демократического государства[29].
Принцип конституционной законности как необходимость (требование) правомерного поведения внешне выражается в своевременном издании, изменении, отмене и систематизации конституционных, правовых по своему содержанию и форме законов (норм права), а также в их неуклонном соблюдении, точном исполнении, правильном применении всеми органами государства, должностными лицами, социальными объединениями и гражданами.
Принцип законности является гарантией обеспечения прав и свобод граждан, осуществления принципа верховенства права, верховенства Конституции РФ, функционирования государственного аппарата на основе разделения властей и принципа ограничения власти законом. Одновременно он выступает мощным посредником между государством и правом, «заставляя» государство действовать в интересах общества, человека на основании права. Именно этим правовое государство отличается от так называемого «государства прочной законности», которое может быть как правовым, так и неправовым. Правовое государство — это всегда государство законности. Принцип законности является одной из главных основ общественно-политического строя, характеризуется универсальностью своей деятельности. Он выступает ориентиром правомерного поведения. Проявляясь в этом качестве, принцип неоднозначно выполняет свою регулятивную роль в отношении действий субъекта общественных отношений, которые осуществляются в правовой и неправовой сферах жизни государства. Главной задачей законности в указанных сферах является обеспечение режима соответствия поведения субъекта правоотношений конституционному законодательству, реализуется эта задача через определенные требования законности в правовой деятельности[30].